Репортаж с трассы: кто и как заботится о секс-работницах
Каждый четверг медики Пункта доверия Центра СПИД выезжают на профилактику среди сотрудниц сферы коммерческого секса
Мы решили своими глазами посмотреть, как ведется такая профилактика и рассказать читателям о том, что сотрудники Центра СПИД не сидят по кабинетам, а зачастую много времени проводят "в поле", передает корреспондент Устинка LIVE.
С медсестрой Пункта доверия ВКО Центра по профилактике и борьбе со СПИД Юлией Тураровой отправляемся… на Объездную. Там, как оказалось, все еще стоят представительницы первой древнейшей. Дверь "таблетки" тяжело хлопает – в путь!
Эта еженедельная работа нацелена на нераспространение ВИЧ-инфекции. Обычно с сотрудниками Пункта доверия ездят также аутрич-работники неправительственных организаций. Но как раз сегодня им выехать не удалось.
Несмотря на солнечную погоду и вполне теплую температуру, дам легкого поведения днем найти было отнюдь нелегко. На Объездную жрицы любви не вышли. А потому в пути удалось задать пару вопросов о результативности такой профилактики среди данного контингента.
К слову, в Пункте доверия ВК Областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД работают две медсестры, один врач и психолог. Там выдают шприцы и презервативы, в основном для лиц, употребляющих инъекционные наркотики.
Выдаем по требованию, но не более 50 штук, согласно регламенту, - поясняет медсестра Пункта доверия ВКО Центра по профилактике и борьбе со СПИД Юлия Турарова. - Много могут взять только волонтеры – аутрич-работники. Также больше могут взять те, кто проживают за пределами областного центра. Еще здесь же можно получить экспресс-тест и любую консультативную помощь. Приходить можно в будни с 8.00 до 15.00.
Какая именно профилактика среди работниц секса проводится на выездах?
Женщинам выдают средства индивидуальной защиты (презервативы), если еще относятся к наркопотребителям, то выдаем шприцы и салфетки, на месте проводят экспресс-тестирование на ВИЧ, - рассказывает Юлия Турарова.- Бывает, никого не встретишь, бывает – пять человек всего, бывает десять. Чаще к нам в пункт обращаются с болезнями женской половой сферы, с ИППП. Бывает, им просто нужна поддержка, психолог. Просто поговоришь с человеком и все. Нас знают, нам доверяют.
Сложно выстраивать такие доверительные отношения?
Сложности бывают. Если девушки не в духе, то мы никак не реагируем, - говорит медсестра. - Если грубят или не идут на контакт, что бывает редко, мы просто оставляем материал, сообщаем, где, в случае чего, нас найти и все. Но я с 2009 года работаю в Центре, и у меня всего пару раз такое было, когда мне грубо ответили и не захотели общаться. В основном, нам рады.
И действительно, нескольких жриц любви мы нашли на Пограничной посреди пока еще абсолютно голых кустов, прямо у дороги. Встретили нас тепло. Хотя автору с фотоаппаратом немного удивились, но на вопросы отвечали охотно и вполне доброжелательно.
Помощь Центра СПИД очень кстати, - отмечает она из девушек. - Там к нам хорошо относятся. Больше 20 лет знакома с сотрудниками Центра СПИД. Все врачи хорошие, отношение прекрасное! Прихожу каждый месяц на обследование, консультациями пользуюсь, если интересует что-то, спрашиваю, всегда помогают!
Другая, немного испугавшись внимания чужого человека, вела себя немного недружелюбно. Выяснилось, что у нее нет ни ВИЧ, ни желания получить шприцы, так как она не принимает наркотики, а вот презервативы - нужны. И она уточнила, что этот вид деятельности - неосновная ее работа. Работа есть, а на трассе она оказалась из-за безысходности и нехватки средств, это возможность подзаработать. Девушка изъявила желание пройти экспресс-тест на ВИЧ на месте и, дождавшись результата, удалилась.
Еще одна работница коммерческого секса поделилась с нами, что состоит в Центре СПИД на учете уже 10 лет.
Я хожу к гинекологу Центра, - рассказала она. - А когда заболела, и пришлось делать аборт, на который не было денег, мне там помогли с направлением и все сделали бесплатно. Уже 10 лет пользуюсь услугами Центра. Ни разу, как встала на учет в Центр СПИД, я не обращалась в свою поликлинику по месту жительства. Нахожусь на антиретровирусной терапии. Принимаю препараты и чувствую себя хорошо. По анализам у меня не определяемая вирусная нагрузка в крови. Это главное.
Во время беседы замечаю, какие у женщины красивые ярко-синие глаза. Причем цвет свой, не благодаря цветным линзам. Не могу удержаться от комплимента: "Вам наверняка уже говорили, что у вас красивые глаза". Грустно улыбнувшись, собеседница вздыхает: "А судьба не очень красивая…"
Девушкам рассказали, что можно бесплатно и конфиденциально заказать экспресс-тест на ВИЧ через интернет, оставили карточки с адресом сайта. Раздав шприцы и презервативы, с ними попрощались до следующей недели.
Уже в машине спрашиваю Юлию о том, почему по ее мнению, такой на вид симпатичной и наверняка неглупой женщине, как вон та - с синими глубокими глазами, трудно вернуться к нормальной жизни? Ведь и АРТ придерживается, и вроде выглядит хорошо. Руки-ноги целы. Казалось бы - слезть с иглы, покинуть пыльную дорогу и жить да жить!
Попав в эту среду, уже довольно сложно оттуда выйти, - подчеркивает Юлия Турарова. – Немногим удается вернуться к нормальной жизни, особенно, когда употребляешь наркотики…
Назад возвращаемся молча. Автор в мыслях о дороге в жизни, которую мы сами выбираем, и о той, на которой в качестве интервьюера побывала сегодня. Ноль осуждения. Но и понимания больше не стало. А вот уважения к работе медицинских сотрудников добавилось! С виду - вроде легко все, кажется, сидят в кабинетах, людей принимают, ан нет – едут невесть куда, находят пути к сердцам таких вот непростых людей из ключевых групп, как они их называют, выстраивают доверительные отношения… Лечат тело и душу, порой. И называют все это простым словом – профилактика.