Усть-Каменогорск
ясно
-19°
  • Усть-Каменогорск
    -19°
  • Алматы
    -8°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -10°
  • Форт-Шевченко
    +6°
  • Атырау
    -2°
  • Караганда
    -11°
  • Кокшетау
    -12°
  • Костанай
    -10°
  • Кызылорда
    -5°
  • Павлодар
    -13°
  • Петропавловск
    -11°
  • Тараз
    -8°
  • Уральск
    -10°
  • Шымкент
    -5°
$
515.89
-7.83
536.32
-7.77
¥
70.7
-1.05
5.17
-0.03
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Путь к свету: как в прошлом экономили электричество в Усть-Каменогорске

В самом начале промышленного развития областного центра еще не существовало единой системы подачи электроэнергии. Ток в очень малых количествах подавали отдельные электростанции

Усть-Каменогорск и ВКО / Усть-Каменогорск / Путь к свету: как в прошлом экономили электричество в Усть-Каменогорске

Усть-Каменогорская городская электростанция в районе Крепости, запущенная в 1939 году, давала электричество в недостаточном количестве даже в пределах небольшого на тот момент областного центра. Промышленная линия электропередачи к Усть-Каменогорску от вступившей в строй в 1937 году Ульбинской ГЭС находилась в процессе длительного строительства в сложнейших условиях Алтайских гор, и была завершена только в 1945 году. На строительных площадках города и во вновь образованных рабочих поселках действовали собственные вспомогательные, или временные электростанции, передает корреспондент Устинка LIVE.

1 ВЭС-3

Первого мая 1940 года на Аблакетке – в рабочем поселке строительства Усть-Каменогорской ГЭС была запущена временная электростанция ВЭС-I. Источником энергии поначалу являлся локомобиль – своего рода специальный колесный паровоз, марки П-3 мощностью 75 л. с. К первой генераторной установке добавилась вторая, с локомобилем типа ЛМ-7. Производитель обеих машин – Людиновский паровозостроительный завод в Калужской области, ведущий производитель передвижных и стационарных паровых локомобилей в СССР в 1930-х годах. Вскоре оба локомобиля потерпели аварию, и электростанцию в 1941 году перевели на дизельные установки. Самую первую динамо-машину Аблакетки, которая действовала с 1939 года в одном из бараков, перебросили из состава домоуправления на стройку железнодорожного Ульбинского моста, которой, как и возведением Усть-Каменогорской ГЭС, занималось управление "Иртышгэсстрой". Также в 1941 году начала работу электростанция ВЭС-II в поселке Лесозавода, имевшая локомобильные силовые установки ЛМ-7.

Приказом наркома электростанций СССР в сентябре 1940 года определили передачу в адрес "Иртышгэсстроя" оборудования Орской временной электростанции, работа которой прекращалась с запуском Орской ТЭЦ. В октябре 1940 года в город Орск прибыла бригада инженеров управления "Иртышгэсстрой" для приемки чертежей и оборудования. До 1 октября 1940 года определились с местом постройки станции на Аблакетке, получившей название – временная электростанция ВЭС-III, которое дало название местности, окружающей территорию станции. Работы по новой временной электростанции велись крайне медленно. Как и на других участках стройки Усть-Каменогорской ГЭС, сказывалась нехватка рабочей силы в условиях военного времени и слабая механизация. Фундаменты кирпичного здания электростанции были начаты в 1941 году. Основа оборудования новой ВЭС-III состояла из трех котлов "ФГ" немецко-польского производства – "Фицнер-Гампер" 1933 года постройки, мощностью 250 кВт каждый.

Во избежание разногласий о количестве отпускаемой крайне дефицитной электроэнергии с ВЭС-I и ВЭС-II распоряжением от 22 ноября 1941 года управление "Иртышгэсстрой" предложило переход на особые расчеты за отпускаемую электроэнергию как с отделами строительства, так и с обслуживающими организациями – школа, амбулатория, клуб, ясли и другие. В основу соглашения положили количество точек подключения, их мощность и часы горения лампочек. Такие мероприятия при перерасходе энергии предоставляли отделу главного механика штрафовать потребителя и даже прекращать подачу тока. Установили шкалу времени включения лампочек, правда, каким образом происходил хронометрический контроль горения "лампочек Ильича", в распоряжении не уточнялось.

2 Пуск ВЭС-3

Приказом Наркомата электростанций в декабре 1942 года определили дату запуска ВЭС-III: 15 января 1943 года. Строителей, монтажников, транспортный отдел и проектную группу ВЭС-III перевели на 11-часовой рабочий день. Однако монтаж второго котла был завершен только в октябре 1943 года, тогда же началась подготовка эксплуатационного персонала со стажировкой на Глубоковской тепловой электростанции. В ноябре того же года организованы курсы кочегаров. При всех проводившихся работах ввод ВЭС-III в постоянную работу не состоялся ни в 1944 году, ни в три последующих года. В 1945 году, после очередной аварии оборудования её поставили на консервацию. Следующая подготовка к вводу станции в эксплуатацию началась в октябре 1947 года, для чего отделу главного механика поручили восстановить законсервированные объекты электростанции: паропроводы, водопровод, насосные, котельное оборудование, отопление и вентиляцию, а также генератор на 2500 кВт. Однако вскоре снова произошла поломка генератора из-за короткого замыкания. Следующей "круглой датой" пуска ВЭС-III стало 15 октября 1948 года.

10 декабря 1948 года руководство строительства ГЭС – треста "Казгидроэнергострой" отметило, что станция уже целый месяц работает в нормальных условиях, и распорядилось упорядочить разгрузку угля для нужд электростанции, дабы ее эксплуатация впредь не остановилась. Месяцем ранее, 10 ноября, с целью контроля за использованием не менее дефицитной, чем в прошлые годы, электроэнергии и с целью выявления случаев хищения электричества, руководство треста предписало директору ВЭС-III обеспечить усиленный "электронадзор" за жителями поселка Аблакетка. В случае обнаружения неразрешенных электронагревательных приборов составлялись соответствующие акты с участием понятого. К слову, в те годы разрешенные электроприборы подлежали… регистрации в жилищно-коммунальном отделе. Акты о нарушениях передавались юрисконсульту треста вместе с примерным расчетом стоимости незаконно использованной энергии. Юрисконсульт эти акты немедленно сопровождал в прокуратуру с просьбой о привлечении виновных к уголовной ответственности, как за хищение государственного имущества. В случаях, когда хозяева не допускали представителей "электронадзора", предписывалось вызывать представителя МВД. Полномочия, которые нынешним поставщикам коммунальных услуг и не снились! Этот порядок обнаружения незаконных электроприборов стал своеобразной предтечей более современных актов об отключении электричества, к счастью, намного меньших по своей суровости.

Также с 6 декабря 1948 года установили меры подачи энергии в дома, основной причиной этого стала недостаточная мощность ВЭС-III. В меры входили следующие пункты:

  1. Отпуск электроэнергии для освещения учреждений и жилых домов производить с 6:00 часов утра до 7:30 часов, и с 17:00 до 24:00.
  2. Пользование электропечами категорически запретить. Пользование бытовыми нагревательными приборами допускать по особому разрешению руководства.
  3. Обязать начальников участков, цехов, контор и комендантов зданий, а также руководителей учреждений поселков Аблакетка, Лесозавода, Левого берега вести контроль за выключением света в помещениях в дневное время и в нерабочие часы.
  4. В жилых домах допускать в одной комнате только одну лампочку: в общежитиях – 100 Вт, в квартирах – 60 Вт. Жителям предписывалось заменить лампочки менее мощными, для чего выдавались лампочки 60 Вт. Причем при выявлении нарушений все также не обходилось без юридических консультаций и заявления в прокуратуру.

В итоге через считанные дни население Аблакетки вновь лишилось электричества, чем спасло себя от суровых карательных мер "электронадзора". В декабре 1948 года произошел срыв вакуумной турбины на ВЭС-III, что привело к её остановке. Помощника машиниста турбины сняли с работы, дежурной мотористке объявили строгий выговор с предупреждением. Неисправность устранили, по состоянию на 1 марта 1949 года станция действовала, работало на ней 144 человека. Но следующая авария произошла 3 марта 1949 года, на этот раз с генератором ВЭС-III. К тому времени началась решающая стадия строительства ГЭС, и такие происшествия серьезно били по ходу работ. Персонал станции перевели чуть ли не на круглосуточную работу по ее восстановлению. Так в условиях времен страшных кар за "вредительство" стройка Усть-Каменогорской электростанции постоянно ставила себя на грань полного отсутствия электрической энергии. Однако о том факте, что в итоге вспомогательная электростанция стала работать без происшествий, говорит телеграмма управляющего трестом М. В. Инюшина в Москву, в адрес начальника "Главгидроэнергостроя" Р. П. Носова от 13 июня 1949 года с просьбой разрешить дополнительную оплату рабочим и служащим ВЭС-III за безаварийную работу.

Совсем скоро, в 1953 году, первые агрегаты Усть-Каменогорской гидроэлектростанции были введены в работу. Население Аблакетки вздохнуло с облегчением: наконец-то энергии будет хватать на всех. Электростанция ВЭС-III стала применяться в качестве промышленной котельной и в 1956 году передана в этой ипостаси вновь образованному строительному тресту. Однако не всем хватало тока: в 1953 году некоторые районы Усть-Каменогорска по-прежнему оставались вообще без электричества, например, Старая Защита – бывшее село в районе Нефтебазы и Востокмашзавода, и поселок мельзавода № 10 – Бабкина мельница. Для обеспечения сельской местности Восточно-Казахстанской области энергией было создано строительно-монтажное управление "Сельэлектро", которое занялось возведением колхозных электростанций. В итоге в 1960-х годах силами управления "Алтайэнерго" чад масляных фонарей и коптящие керосиновые лампы в Восточном Казахстане ушли в прошлое.

3 ВЭС-1

Кстати, здания обоих временных электростанций Аблакетки сохранились. ВЭС-I – невзрачное строение, историю которого выдает барельеф "1940" на фасаде, ведь тогда это было единственное кирпичное здание на всей Аблакетке. Кирпичный корпус ВЭС-III, построенный во время Великой отечественной войны, прячется в качестве промышленной постройки за цехами арматурного завода. А память об этом объекте, некогда самом заметном в поселке – с высокой печной трубой, частично сохранилась в разговорной речи аблакетчан, причем для многих и сейчас остается загадкой сленг их родителей и дедов: "Востри", "На Востри". Что это, искаженное название центральной улицы Аблакетки – улицы Островского? Нет, это "ВЭС-Три", некогда источник живительного тока для рабочего поселка и строительства ГЭС, и когда-то – название района, где теперь находится арматурный завод и врачебная амбулатория, а также одноименная автобусная остановка, ныне – остановка "Островского".

4 ВЭС-3

Всего лишь восемьдесят лет назад слишком мощная лампочка или наличие электроплитки в квартире приравнивались к хищению социалистической собственности. Ток слабеньких местных электростанций требовался в первую очередь промышленным и инфраструктурным объектам, и подобные меры могли быть необходимы для обеспечения дисциплины потребителей. Теперь электричества хватает на всех, лишь бы выдерживала проводка в квартирах домов постройки советского периода, переведенных с газовых плит на электрические.

При написании материала использовалтсь материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области.

Следующая →