Город автобусный - Усть-Каменогорск. Тогда и сейчас
Состояние автобусного транспорта Усть-Каменогорска и его сравнение с другими казахстанскими городами
В феврале 2023 года на маршруты Усть-Каменогорска вышла очередная партия современных автобусов, передает корреспондент Устинка LIVE. Новенькие машины разошлись по городским направлениям. Как же обновлялись и как работали автопарки раньше, и как сейчас?
Большой тендер
Усть-Каменогорск входил в новое тысячелетие с крайне потрепанным подвижным составом автобусного транспорта. Советский ЛиАЗ, стоящий на обочине с "аварийкой" или катающийся на буксире техпомощи – привычное зрелище в те годы. Нормативный срок службы советского автобуса перед списанием ограничивался шестью годами, так в Усть-Каменогорске доживали свой век автобусы выпуска 1985-1991 годов, не успевшие застать старорежимный порядок списания и, соответственно, не получив смену. Энтузиасты из числа водителей и ремонтников продолжали поддерживать отдельные экземпляры машин в отличном состоянии, однако в масштабах автопарков техника оставалась чрезвычайно изношенной. Так началось обновление парков подержанными автобусами из Европы.
Затем настал черед закупок совершенно новой техники, лейтмотивом стало избавление города от старых ЛАЗ-ов и ЛиАЗ-ов. И вот 1 февраля 2008 года по результатам проведенного накануне тендера сразу два городских перевозчика лишились своих маршрутов по причине неудовлетворительного технического состояния автобусов. Имели они в своем распоряжении лишь советскую и европейскую технику 1980-х годов выпуска. Прочие перевозчики готовились к тендеру заблаговременно, в течение всего 2007 года. В Усть-Каменогорск приходили вереницы новеньких автобусов китайского производства. В итоге к тендеру января 2008 года крупные автотранспортные предприятия оказались во всеоружии, с многочисленными обновками производства КНР. Всего в ходе закупок 2007 года автопарки обновились более чем 130 автобусами, это оказалась единственная столь массовая закупка в городе. Образцы из этой закупки пятнадцатилетней давности и сейчас встречаются на линиях в Усть-Каменогорске, только в состоянии, давно просящем замены.
Точечные закупки
Согласно Государственному стандарту СТ РК 2273-2012, автобусы и микроавтобусы, используемые на городских перевозках пассажиров и багажа, должны иметь накопительные площадки и поручни в салоне, количество мест в соответствии с техническими характеристиками транспортного средства, свободный доступ к запасным дверям, отопление и... искусственное освещение ступенек. Столь емкий список требований позволяет выйти на маршрут практически любому автобусу городского типа, с любой степенью усталости металла и коррозии кузова, что и отразилось на подвижном составе в Усть-Каменогорске. Самые стойкие экземпляры как европейских, так и китайских уже порядком постаревших автобусов продолжают работать, собираемые из того, что найдется на складах автопарков. О том, из чего комплектуют и как ремонтируют автобусы в Усть-Каменогорске, мы уже рассказывали в одном из материалов.
Ситуация с закупкой подвижного состава не меняется по сей день. В 2012-2016 годах периодически обновлялся состав лишь трех крупных автопарков города, в 2017-2020 годах обновлений не возникало вовсе. Перечень маршрутов, на которых с 2021 года регулярно появляются действительно новые автобусы, без учета того, что приобретается отовсюду в подержанном виде, неизменен. Это маршруты 12, 33, 71, 351, 5. В 2022 году к ним прибавились маршруты 7, 26, 32, 38, 47. Очевидно, обновляется состав лишь определенных автопредприятий. Однако даже на указанных направлениях далеко не каждый экипаж "с иголочки". Красноречивый пример – состояние сидений в автобусе типа ПАЗ-4234, действующем на маршруте 7 в настоящее время. Подушка, практически не способная прикрывать витиевато сложенные трубы самодельного салонного отопления. Формально сиденье закреплено, пункт 329 Правил пассажирских перевозок соблюден. Так немалый процент экипажей представлен видавшими виды экземплярами, и осуществляется лишь частичное укомплектование маршрутов машинами свежих выпусков, распределение их на несколько маршрутов одного перевозчика. Что с маршрутами 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 13, 19, 24, 25, 27, 42, 46, 54, 55, 60? Они не видят современной техники уже много лет.
Что в других городах?
Один из "пионеров" приобретения подержанных немецких автобусов в 1990-х годах – город Караганда за последние десять лет ощутимо обновился, причем техникой, совершенно нехарактерной для Усть-Каменогорска. В 2011 году город раскошелился на более чем тридцать новеньких фирменных "МАН-ов" прямиком из Германии, а также на партию автобусов производства Турции и Хорватии. В 2013 году на замену "еврохламу" было приобретено сразу 130 городских "Yutong". Затем также осуществляются регулярные поставки техники китайского производства, в одном лишь 2019 году – больше семидесяти штук.
Не отстает и Павлодар, периодически приобретая китайские машины в неплохих комплектациях, совершенно непохожих на образцы из Усть-Каменогорска. Не говоря о такой невообразимой для жителя Усть-Каменогорска вещи, как кондиционер в общественном транспорте. Двадцати лет от роду низкопольный "Мерседес", приобретенный из Уральска в 2021 году и попавший в Усть-Каменогорск на маршрут 42, собрал массу самых положительных отзывов в соцсетях как единственный в городе автобус с действующим кондиционером.
Особняком в масштабах приобретения автобусов стоит Алматы. Никаких старых автобусов в этом городе нет и в помине. Ежегодные обновления автопарка там исчисляются сотнями штук и самыми разнообразными марками. Так, в течение 2021-2022 годов только лишь один тип городского автобуса - Golden Dragon XML6125CN, вместимостью в 94 пассажира каждый, был приобретен в количестве 450 штук! Обратной стороной массовых обновлений является не менее широкомасштабное списание не столь старой, но уже отслужившей техники. Отдельные экземпляры оседают, к примеру, в Усть-Каменогорске: по городу бегают варианты "Yutong" с гербом Алматы на бортах. Однако немалая часть отслужившей техники оказывается на огромной автобусной свалке в пригороде Алматы. Алматинское "кладбище" автобусов давно стало местом паломничества местных блогеров, а наполнение его поражает воображение: среди машин выпуска 2013-2015 годов можно увидеть немало образцов 2017-2018 годов выпуска! Причиной отставки машины от работы может быть некачественное обслуживание или банальная поломка. Усть-Каменогорские "Кулибины" обзавидовались бы такому сырью для ремонтных экспериментов! Но автобусная свалка не иссякает, а далеко не древние экипажи, складированные борт-к-борту в одном месте, продолжают гнить под открытым небом.
Призрачный электробус
2018 год отметился в истории Усть-Каменогорска появлением уникального образца новейшего слова техники – электробуса. 1 мая 2018 года электробус был показан акиму области Даниалу Ахметову. В течение мая месяца вместительная коробочка на небольших колесах тихо жужжала на городских улицах, временно эксплуатируемая на городском маршруте 44, а заряжали ее на специальной подстанции на базе трамвайного парка и на зарядных устройствах, установленных на конечных остановках маршрута. Высокотехнологичная новинка представлялась как решение экологических проблем, как замена чадящим черным дымом ПАЗ-икам и "Сканиям". Новшество было принято в городе на "ура" и первоначально предполагалось приобрести для города несколько таких агрегатов.
Тридцатидневный тест-драйв не выявил каких-либо нареканий в работе электробуса, машина получила положительные отзывы специалистов, однако от дальнейшего применения электротранспорта на маршрутах Усть-Каменогорска отказались. Неизвестно, как электробус проявил бы себя в холодное время года – такова причина отказа. Вернемся к Алматы, посмотрим на опыт эксплуатации электробусов. А их в этом городе 15 штук, и они успешно эксплуатируются круглый год, несмотря на достаточно "крутые" алматинские зимы. Алматинцам эти машины видятся как способ улучшения экологической обстановки в городе, задыхающемся от автомобильного смога. Улучшить экологию транспорт на электротяге мог бы и в Усть-Каменогорске. Но приключения единственного усть-каменогорского электробуса закончились, так и оставшись экспериментом.
Кадровый голод
Недостаток новых автобусов и множество латанных-перелатанных средств передвижения – не единственная проблема городских перевозок Усть-Каменогорска. Проблема нехватки водителей автобусов давно стала общереспубликанской. Алматы, Караганда, Павлодар, Костанай, Уральск и конечно же Усть-Каменогорск – всюду трубят об отсутствии желающих работать на городских автобусах. К сравнению – те самые "лихие девяностые".
Среди документов о создании АО "Автобусный парк №2" города Усть-Каменогорска, датированных 1993 годом, имеется перечень подвижного состава и список сотрудников автопарка. Автобусов в автопарке числилось поболее, чем сейчас – 320 штук. Водителей автобусов же согласно списку – 359 человек в четырех автоколоннах. И это только один автопарк. Сейчас же дефицит водителей в Усть-Каменогорске составляет 400 человек. В автопарках нехватка работников и других необходимых профессий: фельдшеров, слесарей, электромонтеров, аккумуляторщиков, автоэлектриков, кондукторов. Без обязательного медицинского освидетельствования не получится на законных основаниях выпустить экипаж на маршрут, а введение электронной оплаты проезда не повлекло за собой исчезновение профессии кондуктора.
На страничке одного из городских перевозчиков закреплено объявление о наборе кондукторов. Их недостаток имеется во многих автопредприятиях. Столь тяжелая работа может отягощаться санкциями: кондукторы жалуются, что подвергаются штрафам, если контрольные службы обнаруживают безбилетника или даже ребенка, воспользовавшегося школьной картой без подтверждающей справки. Откуда берутся контролеры?
Руководство ТОО "ЦУПП" сообщило: контроль за оплатой проезда пассажирами и выявление безбилетных пассажиров осуществляется контролерами контрольно-ревизионной службы ТОО "ЦУПП", а также контролерами и кондукторами перевозчиков. Также в руководстве ЦУПП отметили, что контрольно-ревизионной службой ТОО "ЦУПП" никакие меры в отношении кондукторов не принимаются, ЦУПП не вмешивается в трудовые взаимоотношения перевозчиков с сотрудниками, в частности, с кондукторами. В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО сообщили: в случае выявления контролером безбилетного пассажира на маршруте, кондуктору маршрута предъявляются штрафные санкции. Кто же штрафует кондукторов и на каких основаниях? Сами же кондукторы прямо назвать своих экзекуторов отказываются.
Напоминание о прошлом
"Четверка, шестой". "Двадцать седьмой, пятый". Так еще в недавнем прошлом отмечались водители на специальных пунктах, что размещались на узловых автобусных остановках по ходу следования маршрута. Таким был способ контроля работы автобусов на линии в лице центральной диспетчерской службы автоуправления. Отметка на каждом пункте являлась обязательной, отклонение от графика было чревато дисциплинарными взысканиями. Позже число пунктов сильно сократили, оставив их на конечных остановках, а к внедрению электронного отслеживания практику пользования этими пунктами отменили. Что стало с самими пунктами? Они никуда не делись, и некоторые даже подключены. Нажав кнопку на переговорном устройстве, размещенном на конечной "ГЭС", и сейчас можно попытаться дозвониться до диспетчера, но получить в ответ лишь короткие гудки. Неужели на эти устройства остаются планы по использованию? В Центре управления пассажирскими перевозками сообщили, что центральная диспетчерская служба не упразднялась, ее функции осуществляются отделом диспетчеризации ТОО "ЦУПП" посредством автоматизированной системы диспетчерского управления, а в связи с внедрением АСДУ пункты отметки водителей не используются и отключены от сети, поэтому ведется их постепенный демонтаж.
Так в скором будущем исчезнут последние напоминания о порядке работы автобусного транспорта Усть-Каменогорска прошлых лет. Вслед за соблюдением норм труда и сменной работой персонала, за системой подготовки водителей автобусов на базе автопарков, за нормативными сроками списания и обновления техники. В руках остается детище диспетчерской службы 21 века: электронное отслеживание маршрутов. Вот и приходится наблюдать с экрана смартфона, как на одних маршрутах с интервалом в считанные минуты пробегают новенькие автобусы, а на других маршрутах ковыляют автобусы в намного меньшем количестве и далеко не в лучшем своем состоянии.