Общество "Автодор", 1930 год: как в Усть-Каменогорске появился первый автомобиль
Вплоть до начала 1930-х годов в городе пользовались исключительно велосипедами и гужевым транспортом - инициативные горожане пробовали решить транспортный вопрос малыми шагами

О появлении первых единиц самодвижущейся техники в Усть-Каменогорске остались крайне немногочисленные сведения. При этом удалось сохранить историю организации, созданной, чтобы открыть широким массам преимущества появления тогдашнего "чуда на колесах" – автомобиля. Это было Усть-Каменогорское районное отделение добровольного общества "Автодор", передает корреспондент Устинка LIVE.
Нормальной железной дороги, за исключением старой "узкоколейки" – нет, качественные проезжие трассы отсутствовали: так коротко характеризовали положение с транспортом в Усть-Каменогорске и окрестностях на рубеже 1920-х - 1930-х годов. Что говорить об автомобилях... В качестве грузового и легкового транспорта – исключительно конные повозки, и это притом, что на Рудном Алтае тогда активно пытались развивать горную добычу и металлургию. Старожилы того времени вспоминали, что вся надежда возлагалась на речное пароходство: грузы, особенно сложные и массивные, приходилось отправлять на промышленные стройки Риддера и Зыряновска водным путем. Стало быть – лишь в теплое время года, а в зимний период оборудование и материалы попросту накапливались на пристанях и перевалочных базах.
Автомобилей же не было вовсе. Как и инфраструктуры для их использования – ремонтных мастерских, бензоколонок, и подходящих дорог. Автошкол и курсов вождения тем более. Без пропаганды и "ликбеза" в раннем СССР не обходились, и в 1927 году было основано общество "Автодор", призванное донести широким массам важность автомобилизации и дорожного строительства. Нужно было организовать обучение водителей, обслуживание и ремонт техники и проезжих трасс, и всю эту работу решили возложить на добровольцев в разных городах страны. В 1929 году общество добралось до крупнейшего города Казахстана того времени – Семипалатинска, и вскоре его ячейка открылась в Усть-Каменогорске.
Председателем Усть-Каменогорского филиала общества "Автодор" стал директор краевой совпартшколы Григорий Васильевич Семеняк, собственно – он и сохранил столь ценные сведения об истории этой организации. Его задачей в первую очередь оставалось сплочение деятельных жителей города вокруг общей задачи, которую характеризовали кратко: "Автомобиль – трудящимся". Так в конце 1929 года в Усть-Каменогорске сформировалась группа из 15 – 20 человек, которые начали доносить до населения, что автомобиль – это не некое незыблемое "чудо", а необходимость, причем уже в скором будущем.
Секретарем организации стал Михаил Владимирович Горохов – работал он тогда в Усть-Каменогорске в должности заведующего культторготдела "Церабкоопа", говоря современным языком – был торговым менеджером. Более известен он своим увлечением фотографией: создал десятки фотографий видов Усть-Каменогорска 1928 – 1932 годов, знакомы его фотоработы в том числе и нашим читателям. А еще Михаил Горохов, как и прочие активные члены "Автодора", был заядлым велосипедистом. С велосипедов усть-каменогорские "автодоровцы" и начали: за неимением автотранспорта, стали проводить агитационные велопробеги по районам области. Безусловно, для набора новых участников в общество, и стало быть – для пополнения членских взносов: требовалось приобретение материалов для ремонта дорог и мостов. Да и с денежными накоплениями увеличивались шансы на приобретение заветного автомобиля, хотя бы одного.

Кстати, параллельно в ходе своих велопоездок "автодоровцы" Усть-Каменогорска активно ремонтировали проезжие пути. Работали сами – разумеется, в воскресные выходные дни. И призывали к этой полезной деятельности городских и сельских жителей. Так за 1930 год успели починить сразу 13 мостов и грунтовые дороги на значительной их протяженности. К слову, мосты через многочисленные окрестные речки в то время были не чета нынешним: как правило – наспех сколоченные из бревен узкие переправы на козелках: железобетонных изделий в виде мостовых перекрытий и труб еще не применяли. Хороший пример тогдашней более-менее капитальной переправы – мост через речку Аблакетку в районе Самсоновки, сфотографированный Михаилом Гороховым в 1928 году.

Причем в общество старались активно привлекать интеллигенцию – учителей, медиков, агрономов. Что видно по составу наиболее активных участников "Автодора": педагоги, врачи, работники профсоюзных организаций и даже заместитель управляющего районного "Союзтранса". Задались целью и привлечь крупных "спонсоров", так среди членов организации оказались "Казторг", кредитное товарищество и контора "Гужтранса" – своего рода городская конная "автобаза" того времени: они еще как были заинтересованы в ремонте дорог и мостов. Один из снимков Михаила Горохова так и озаглавлен: "Члены Усть-Каменогорского "Автодора" отдыхают после ремонта моста через Гремячий ключ в 1930 году".
Наконец, наступил момент обзавестись серьезным транспортным средством. По вопросу приобретения автомашины обратились в центральное – Семипалатинское окружное отделение "Автодора", и вот в июле 1930 года из Семипалатинска в Усть-Каменогорск привезли первый автомобиль. К чести вышестоящего руководства, отправили они машину хоть и уже бывшую в эксплуатации, но исправную и на ходу, что с учетом уровня тогдашней технической "культуры" было редкостью. Вот только ее отнюдь не пригоняли своим ходом: в Усть-Каменогорске не было ни одного шофера. Доставку машины возложили на того же Михаила Горохова, и он привез ее по Иртышу на барже. Судя по всему, этой машиной оказался "Форд АА" образца 1928 года, такие массово поставлялись в СССР из Северо-Американских Соединенных Штатов. Он мог выглядеть, как показали на страницах каталога, выпущенного советско-американской фирмой "Амторг" в 1930 году.

Как вспоминал Григорий Семеняк, появление первой автомашины в городе оказалось максимально неординарным событием.
Когда баржа с автомобилем пришла на пристань Усть-Каменогорска, мы пригласили шофера – рабочего депо Риддерской железной дороги, он сумел машину своим ходом спустить с баржи и довести до двора, - рассказал Григорий Семеняк о том, как доставили автомобиль до его собственной усадьбы. - Но тут не было отбоя от любопытных ребятишек, они самовольно лезли в подворотню и за ограду, а когда их выгонишь – заглядывали во все щели. Они лезли на крыши соседних домов и даже на кусты деревьев, чтобы посмотреть на, по тому времени, "чудо-машину".
Машина была нужна "автодоровцам" отнюдь не для праздных показов и покатушек: сразу с ее получением в городе организовали кружок по изучению автодела. Инструкторов наняли из семипалатинского "Автодора", причем за занятия платили сами обучающиеся. Григорий Семеняк вспоминал, что занятия проходили очень скучно – сами инструкторы были слабо подкованы в "теории", да и не имели при себе никаких наглядных пособий. Основным учебным достоянием был несчастный "Фордик", – так называли учащиеся единственный автомобиль. Сохранился один снимок с этим учебным транспортом, в кадр попали слушатели первых автокурсов, и шофер-инструктор.
Снова обращаемся к воспоминаниям главы городского "Автодора":
Однажды на занятиях кружка слушатель задал вопрос инструктору-преподавателю: Володя, а будем ли мы иметь счастье ездить на автомобилях? Володя глубоко вздохнул, посмотрел на Пристаньскую гору и неуверенно произнес: " - Когда на Тарабайчихе (так называли гору) рак свистнет, тогда вы будете шоферами. У нас в СССР достраивают два автозавода, и то, что они выпускают, осядет в центре России, а за границей мы много машин купить не сможем". Но такое заявление инструктора не вызвало ни малейшей степени безнадежности среди слушателей.

Собственно, первые ученики – будущие шоферы старательно осваивали автодело, и занятие это оказалось весьма популярно. Вскоре был открыт второй кружок – при Усть-Каменогорской совпартшколе. Для занятий кружковцы сумели раздобыть старый мотоцикл, так и появились курсы мотоциклистов. Сохранился снимок этого первого учебного мотоцикла – он помещен в заглавие статьи. Правда, марку экипажа назвать не представляется возможным: зачастую мотоциклы собирали в те годы "на коленке" из оставшихся запчастей старых марок. Зато можно распознать место съемки, по крупному двухэтажному дому на заднем плане: это перекресток улиц Большой и Сенной, позже – Кирова и Орджоникидзе, ныне – перекресток улиц Чехова и Нурмагамбетова. Этот же дом попал в кадр на фотографии 1949 года в одном из предыдущих материалов.
В следующем, 1931 году, в предприятия и организации города стали централизованно поступать автомобили. Райкомы и райисполкомы стали обзаводиться легковыми "Фордами", а в качестве развозной техники появились первые советские серийные грузовики – АМО Ф-15. В Усть-Каменогорском филиале "Автодора" продолжили готовить шоферов – организация стала "кузницей кадров" в столь перспективном автоделе, и уже летом 1931 года получилось организовать первый автопробег. Маршрут: Усть-Каменогорск – Барнаул – Бийск, с обратной дорогой – по тракту Бийск – Змеиногорск – Усть-Каменогорск. Затем машины направлялись в Кокпекты и Зайсан, с завершением пути в Усть-Каменогорске.
Более крупные автопутешествия того времени подробно освещались в печатном издании, выпускавшимся обществом "Автодор" с 1928 года – в журнале "За рулем". "Реклама" этого журнала, разосланная в восточно-казахстанские филиалы "Автодора", сохранилась в архивах. Справа, для наглядности – обложка журнала "За рулем" 1930 года: грузовик той самой марки АМО Ф-15 на открытии Туркестано-Сибирской железной дороги.

Интересно, что в сведениях о работе Усть-Каменогорского отделения ничего не говорится о проведении лотерей, как и о распространении лотерейных билетов. А ведь эта деятельность оставалась основной "статьей доходов" множества других филиалов. В материалах о работе Зыряновского отделения "Автодора", хранящихся в филиале Государственного архива в городе Алтай, нашлась разнарядка, выпущенная руководством – республиканским "Автодором" в Алма-Ате. Составлена она к розыгрышу третьей лотереи "Автодора", к 20 августа 1932 года, и в ней значится, сколько билетов следует реализовать и в каком из регионов республики. Так, из числа районов Восточно-Казахстанской области, в Усть-Каменогорском районе продали билетов на сумму сразу в пять тысяч рублей. Причем за местным филиалом не оказалось ни копейки долга – все вырученные деньги были переданы в общий фонд организации. Чего не скажешь о том же Зыряновском филиале: перед ним оставалась задолженность более чем в тысячу рублей, и немалая часть сохранившихся документов по филиалу посвящена "разборкам", кто и когда успел утаить выручку.
В итоге, в 1935 году общество "Автодор" было полностью ликвидировано как неэффективное, и его функции были переданы различным организациям: дорожно-эксплуатационным отделам, автошколам и наконец – добровольному оборонно-спортивному обществу, более известному нынешнему старшему поколению под своим поздним названием – ДОСААФ.

"Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!" – крылатая фраза, произнесенная Остапом Бендером, героем книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Золотой теленок". Это ироничное высказывание герой произнес в ходе агитационного автопробега, организованного в помощь обществу "Автодор". Как выяснилось впоследствии – в реальности деятельность общества по большей части сводилась к сбору членских взносов и продаже лотерейных билетов, в лучшем случае – к показательным мероприятиям, подобным описанному в произведении. Однако жители Усть-Каменогорска пошли практическим путем, и попытались своими силами если не обеспечить каждого трудящегося автомашиной, то хотя бы начать подготовку инфраструктуры для будущей автомобилизации.
При написании текста использованы материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области.