История Усть-Каменогорска: как появились благоустроенные дома в центре города
С перспективами застройки центральной части определились в 1948 году, "новостройками" стали две двухэтажки для работников будущего Ульбинского металлургического завода

В первые послевоенные годы в Усть-Каменогорске дело нового строительства жилых кварталов продвигалось крайне слабо. Лишь понемногу шло развитие жилых массивов недалеко от промзоны – в Заульбинской части. Напротив, в "старом городе" в основном отстраивались только частные дома, передает корреспондент Устинка LIVE.
Исторические городские улочки "уплотнялись" новыми индивидуальными постройками, ни шатко – ни валко завершали строительство единичных крупных объектов, начатых еще до войны – в 1940 – 1941 годах. В это же время в Ленинградском проектно-планировочном тресте "Леноблпроект" занимались созданием нового генплана Усть-Каменогорска. Согласно этому плану, для размещения "первой очереди строительства" – для первоначальной застройки старого городского центра выбрали одну из самых крупных улиц – улицу Орджоникидзе, ныне она носит имя Сагадата Нурмагамбетова. В 1948 году ее предполагали заполнить многоэтажными домами – должна была получиться основная, "фасадная" улица Усть-Каменогорска.
1948 год ознаменовался появлением первого по-настоящему нового капитального строения в центре города. Именно на улице Орджоникидзе силами рабочих треста "Алтайстрой" построили двухэтажную гостиницу, ныне – здание по улице Нурмагамбетова, 23. Однако в то время городские власти непрерывно спорили с проектировщиками из Ленинграда и управлением "Главцинксвинец", под чьим контролем оставалось развитие вновь запущенного Усть-Каменогорского цинкового завода. Последние настаивали на первоочередном развитии промышленной, Заульбинской части города, и "старым центром" заниматься попросту не собирались. К тому же соответствующих проектов жилых многоэтажных зданий в наличии не было, да и серьезный подрядчик на весь областной центр был лишь один – этот же трест "Алтайстрой".
В конце концов, решениями Усть-Каменогорского горисполкома в 1948 году все же были отведены соответствующие участки под застройку домами для работников цветной металлургии – в самом историческом "сердце", на углу улиц Кирова и Орджоникидзе. Территории выделили для домов цинкового завода и еще одного, вновь созданного секретного предприятия, которое имело название – завод 2А, он же "Почтовый ящик № 10", в будущем – Ульбинский металлургический завод. К слову, несмотря на то, что первая "товарная" продукция была выпущена на нем лишь в следующем, 1949 году, снабжение его сотрудников сильно контрастировало с работниками всех прочих предприятий. Также как перспективы постройки добротных домов со всеми удобствами именно для сотрудников "почтового ящика" оказались наиболее осуществимыми.
Вопросом размещения ведомственных домов для завода 2А всерьез занимались 6 мая 1948 года на техническом совещании при его директоре Льве Соломоновиче Гецкине. Так было согласовано размещение двух домов на шестнадцать квартир каждый, в квартале № 56, в пределах улиц Орджоникидзе, Кирова и улицы Зеленой, у парка Джамбула. Участок выделили решением горисполкома от 26 мая 1948 года, по заявке завода. При выборе площадки учитывали материалы "Леноблпроекта" по первоочередной застройке улицы Орджоникидзе, и дома решили разместить вдоль нее, согласно проектируемой красной линии будущей обширной магистрали. Возведением этих двухэтажек по проекту 16-квартирного дома № 5707 образца 1945 года занялись сотрудники управления "Алюминстрой" треста "Алтайстрой". Собственно, этот типовой проект был уже освоен: точно такие же дома в 1947 – 1948 годах построены в промышленных районах за рекой Ульбой: на Стройплощадке и в Новой Гавани.
Постройка домов у парка Джамбула происходила с задержками: даже с учетом всех возможностей, к сентябрю 1948 года первый дом "Почтового ящика" достроили только до окон первого этажа. Даты приемки двухэтажек завода 2А на улице Орджоникидзе – 14 июля и 25 октября 1949 года. Выходит, они оказались заселены даже позднее давнего "долгостроя" – углового дома инженерно-технических работников треста "Алтайстрой", стоящего напротив, возле нынешнего Арбата, и достроенного в апреле 1949 года. Вскоре "новостройки" оказались на рисунке в одном из номеров газеты "Большевик Алтая": изображена перспектива улицы Орджоникидзе, в сторону парка Джамбула.
Завершению строительства первого 16-квартирного дома на четной стороне улицы Орджоникидзе препятствовала курьезная ситуация. Двухэтажку со стороны улицы полностью закрывал стоящий вплотную старый кирпичный дом: его никак не успевали снести. Так, с крыши дома, подлежащего сносу, потоки дождевой воды попадали на стены новой постройки, которые из-за этого не просыхали с ранней весны. Как следствие, возникли сложности со штукатуркой и отделкой фасада жилого здания, которое появилось впритирку к давно существующей постройке – но иначе его строить и не следовало, так как новый дом разместили согласно новому генплану.
Эти обстоятельства были случайно запечатлены на чудом сохранившейся фотографии апреля 1949 года, сделанной во время очередного наводнения. Автор снимка – городской фотограф Геннадий Пискунов. Заснята улица Кирова – перекресток с улицей Орджоникидзе. Справа видна вновь построенная, еще не оштукатуренная кирпичная двухэтажка, перед ней – старый дом, перегородивший ей весь фасад. Вскоре старую постройку снесли, а спустя 10 лет, в 1959 году на ее месте пролегла трамвайная линия. Но даже сейчас, глядя на эту фотографию и сравнивая ее с современным видом с точно такого же ракурса, вынесенным в заголовок материала, сложно представить, что нынешний благоустроенный городской центр менее чем восемьдесят лет назад имел столь невзрачный вид.
К слову, Усть-Каменогорск на момент вышеописанных событий начал наиболее спешно развиваться именно в том виде, как и задумали в металлургических ведомствах. Так, в 1949 году уже широко проводили освоение квартала "А" – цинкового завода и квартала "Б" – "почтового" завода в Заульбинском районе, весь этот обширный массив новых зданий в районе будущего Дворца культуры металлургов затем так и назвали: "Квартал Б". Застройка "старого города", которую продолжили единичным строительством двухэтажных домов, стала планомерно проводиться уже позднее.
При написании текста использованы материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области.