Фурор мнений и впечатлений вызвала выставка "Текст и образ" в музее искусств ВКО
Гениальная простота, изысканная элегантность или глубочайшая философия – споры на открытии экспозиции работ художника, графика и… поэта Василия Билькова не утихали
![Усть-Каменогорск и ВКО / Усть-Каменогорск / Фурор мнений и впечатлений вызвала выставка "Текст и образ" в музее искусств ВКО Усть-Каменогорск и ВКО / Усть-Каменогорск / Фурор мнений и впечатлений вызвала выставка "Текст и образ" в музее искусств ВКО](/upload/iblock/f72/dvsg3y0bv88fakuodni63o8hc0psyvjx/furor_mneniy_i_vpechatleniy_vyzvala_vystavka_tekst_i_obraz_v_muzee_iskusstv_vko.jpg)
Главное, что творения мастера уж точно никого не оставили равнодушными, передает корреспондент Устинка LIVE.
Шутки-нешутки и вечные ценности
Немного жаль, что нельзя было увидеть картины в оригинале, наверное, эффект был бы гораздо сильнее. Из-за ограниченности пространства – музей искусств ютится в "гостях", пока в его здании идет ремонт – автор представил работы в фотографиях, распечатанных на виниле. Но и в таком виде каждая из них представляет из себя некий ребус, загадку, заставляет остановиться и задуматься. А ни это ли в нашем бешеном ритме жизни и важно? На решение, осознание ее всеобъемлющего смысла необходимо время – секунды, минуты, проведенные наедине с собой, своим мироощущением, своими "тараканами".
И я так могу! Подумаешь, красный воздушный шарик… Что в этом выдающегося? Все какое-то плакатное, простое и плоское, - подслушиваю пренебрежительный шепоток молодого человека.
В чем-то соглашаюсь, но не могу сдержать восхищенной улыбки, прочитав текст: "- Что это? - Собака! - Почему собака? – Потому что Шарик… на поводке". И вот уже фантазии и ассоциации срываются с привязи, сначала взлетая ввысь к облакам, потом игриво ластясь к ногам кудлатым дворянином с бешено мечущимся хвостом. Перехожу дальше – белые спиральные окружности на аквамарине. Разминка для внимания, Бильков часто использует нетипичное размещение текста – зеркально, вверх ногами, в графике, без последовательности фраз в предложении – интуитивно верчу головой, чтобы добраться до сути: "помотал один рогами, уперся другой рогами" - разбросано по полотну. Спешу к разъяснению автора и смеюсь в голос от хокку: "Лето. Жаркий день. Трагедия на мостике. Жалко баранов…". Рядом на песочном фоне раскиданы в хаосе спички: "Люди на пляже Загорают. Гадают… Сгорит – не сгорит". И уже совсем не до смеха, как и от серии автора "Вечные ценности", где зашифрованные слова приходится угадывать чуть ли не на подсознании: природа, семья, вода – жизнь, HAMLET с его вечным вопросом. Тут особенно цепляет АЛХИМИЯ: "переплавка в своем сердце порока в добродетель, страха – в мужество и силу, невежества – в знание, ненависти – в любовь". Зачаровывает и пресловутый "Стакан воды".
И там не просто буря - бушующий океан, гребни, водовороты, брызги, пена и 9 баллов. Как подводная часть айсберга – отражение. Штормит и в душе…
Вакханалия эмоций
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк. Перевод С. Маршака
По мнению автора произведений в стиле фэнтези, сотрудницы ВК областной библиотеки имени Пушкина Яны Авдеевой, творчество Василия Билькова как нельзя лучше отражают эти строки.
Я в восторге как от трехстиший, так и неотделимости их, совокупности с образом, - как ценитель слова подчеркнула Яна. – Он начинающий поэт? Нет, он мастер хокку… Автор, творя эти картины, абсолютно точно подключался к какому-то каналу Вселенной. И смог подарить эту чистоту, красоту, идеальность своим зрителям.
Не могу не согласиться, подкупает на экспозиции и восхищение Василия Витальевича перед Стендалем, Шекспиром и потрясающей Мариной Ивановной: "Звезды погасли Всю ночь цветы "собирал" - Читал…Цветаеву".
Уже на протяжении семи лет Василий Бильков удивляет нас своим нестандартным подходом к изобразительному искусству. Но именно на этой выставке он впервые предстает перед нами еще и как поэт, - рассказала специалист экспозиционно-выставочного сектора Восточно-Казахстанского музея искусств Лариса Мартынова. – Говорите, минимализм и простота? А вы знаете, что такое "фуза"? У автора есть такая картина. Я узнала значение его для художников во время подготовки к экспозиции. Оказывается, это остатки красок, мазков на палитре после завершения картины. Ну разве не приходит ассоциация с вот этими черно-желто-багряными опавшими листьями?
Предоставим слово и присутствующим на открытии выставки критикам и профессионалам в изобразительном искусстве.
На предыдущей выставке высказывались мнения, что работы немного простоваты, что идеи лежат на поверхности, что сразу же прочитывается мысль автора. Нате получите! – отметила коллега Василия Билькова по работе в художественной школе Любовь Савченко. - Сейчас это до такой степени глубоко и осмыслено, заставляет шевелить "кашу" в голове, задумываться. Огромное спасибо, Василий Витальевич, за то, что Вы оживили наш интеллектуальный процесс. Здесь спорят о минимализме произведений, нет, они больше похожи на концептуальное искусство. На протяжении уже многих лет автор все больше движется в сторону концептуализма. Идея – это и есть процесс творчества. Говорят: "Мрамор крошится, краски блекнут, а идея вечна!". Перед нами борьба за истину, за понимание, что и есть искусство. Это "мысль, как самое ценное, идея, что главнее формы, а процесс важнее результата".
С экспозиции не хочется уходить, она затягивает и манит еще более глубинным погружением.
Мне как архитектору это все понятно и близко, всегда тяготела к графике, когда можно малыми средствами выразить что-то неимоверно большое, - представила свое мнение искусствовед Светлана Евсеева. – Наш мир, как говорят физики и художники – это мир ритмов и вибраций, а мы его часть! Художники, они творцы, умеют тонко и больше это все чувствовать и передать это. Здесь эти волшебные вибрации Василий Витальевич смог подарить и нам. Как и ошеломление, восхищение стаканом воды, снежинкой, мокрыми весенними ветками, умирающими под ногами опавшими листьями…
"Знает рыжий куст, что красив на снегу. Ждет снег, сохраняя листву" - еще одно из трехстиший автора.
Творчество Василия Билькова меня подкупает поиском новых форм, которыми он выражает свою мысль – неожиданно и элегантно, - говорит художница, акварелистка Елена Белова. – Восхищают его тонкие живые акварели, потрясла картина с самолетом, уносящая смотрящего под ноги в высь, другой мир и динамику. Здорово, от сердца…
Так хотелось встречи в Василием Витальевичем, так много вопросов сформировалось для интервью. Увы, его подвело здоровье. Однако на открытии он присутствовал – виртуально, в прямом эфире. С улыбкой наблюдая за реакцией зрителей…
В эпоху, когда картинки заменяют целые слова и даже фразы, границы между тем, что понимается лингвистами и зрителями, стираются, - подчеркнул Василий Витальевич. – Каждый должен сам разгадать мой выстраданный ребус, головоломку, основу созданного образа и текста. Вот в чем я вижу задачу этой выставки. Никакого вам расслабления, любования, одна напряженная работа мыслью!
Именно исходя из своей идеи, Бильков и просил разрешения у руководства музея нарушить все "этикеточные" каноны экспозиционной работы и не подписывать свой работы. Он дал право нам – зрителям – дать свои названия, разгадать и принять их смысл в себя. Браво, мастер!
Узнать, где и когда проходит выставка можно здесь.