Как нехватка сурдопедагогов в ВКО ломает детям жизни
В Центре матери и ребенка кохлеарная имплантация уже поставлена на поток, однако дальше родители остаются практически без помощи в реабилитации – не хватает специалистов
Вы заметили, что в наших реалиях все оказывается с каким-то двойным подвохом? Трубим на всю республику о потрясающих достижениях, высоких технологиях в медицине, повышении квалификации до мирового уровня восточно-казахстанских врачей, оснащении суперсовременным оборудованием и выведением на международный стандарт учреждений здравоохранения, передает корреспондент Устинка LIVE.
Помочь услышать лишь начало
И все это имеет место, и вызывает гордость за отечественную медицину, и дает надежду на повышение качества лечения, радость за спасенные жизни и восстановленное здоровье. Но почему – ВСЕГДА – на каком-то этапе все хорошее разбивается о пресловутый административный барьер? О чиновничье равнодушие, непрофессионализм, недальновидность, неумение наладить системность процесса и обеспечить простое его исполнение… У семи нянек дитя без глаза, а в нашем случае – без слуха!
Наполнить жизнь звучаньем мира…
В Восточном Казахстане научились возвращать слух даже абсолютно глухим с рождения деткам! И это вселяет оптимизм. Кохлеарная имплантация – это пока единственная современная методика, позволяющая вернуть человеку возможность слышать и говорить. Установку электронных имплантатов проводят в ЦМиРе, развивают эту высокотехнологичную медпомощь и делают ее доступной для маленьких жителей региона. Четыре года назад на базе Центра был проведен мастер-класс с участием профессора из Словении Милана Проффанта. Тогда были успешно сделаны две операции по кохлеарной имплантации и имплантация по костной проводимости.
Дальше восточно-казахстанские врачи продолжили совершенствовать свои навыки и знания. К примеру, в прошлом году медики ЛОР-отделения прошли курсы повышения квалификации в Москве. Только за последние два года операция по кохлеарной имплантации была проведена 52 детям. В этом году запланировано сделать еще 20 подобных операций. ЛОР-отделение рассчитано на 30 коек, в детской поликлинике функционирует сурдологический кабинет. Квоты на имплантацию полностью покрываются за счет ОСМС. Операцию, современный имплант, его подключение и последующую реабилитацию пациенты получают абсолютно бесплатно.
По словам специалистов, наличие патологии слуха желательно устанавливать до шести месяцев жизни ребенка, так как в этом случае можно произвести попытку адаптации к слуховому аппарату с соответствующей полугодовой тренировкой. Затем в короткие сроки необходимо определить, имеются ли показания к кохлеарной имплантации или для коррекции проблемы достаточно обычного слухового аппарата.
Мы должны обеспечить ребенка кохлеарными имплантами по возможности с первых дней жизни. Только в этом случае маленький пациент получит максимальную пользу от этой уникальной технологии. Такие дети в 70 процентах случаев смогут в дальнейшем посещать общеобразовательные учебные заведения и даже получить высшее образование. Для них будет доступен широкий спектр профессий, – рассказала главный внештатный детский сурдолог Управления здравоохранения ВКО, детский врач оториноларинголог-сурдолог Жанна Хамитова.
Кохлеарная имплантация открывает совершенно новые горизонты для слабослышащих людей, позволяя им социально адаптироваться, осваивать престижные профессии, изучать иностранные языки.
Однако операция – это лишь первый шаг к улучшению качества жизни пациентов с потерей слуха, – подчеркнула специалист. – Далее нужно последовательно выполнять все рекомендации врачей и грамотно организовать образовательный процесс ребенка. Родителям малыша с уже установленным имплантом необходимо непосредственно участвовать в восстановительном процессе. Имеено близкие люди должны обеспечить 80% успеха в реабилитации и социализации таких деток.
Шаг вперед, два назад!
О хорошем, пожалуй, все, дальше уже проблема за проблемой. Все они поднимались, активно обсуждались на совместном заседании двух региональных общественных Советов - по вопросам образования и здравоохранения и по вопросам семьи и социальной защиты населения при ВК филиале партии AMANAT. Членом первого из них является уже на протяжении пяти лет и автор этого материала. Начнем с раннего выявления патологии слуха в ВКО… По Приказу Минздрава РК аудиологический скрининг детей в нашей стране проводится в два этапа - в роддоме и на уровне медорганизаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП). На уровне роддома охват новорожденных в области составил 96,2%. А дальше…
В 2022 году охват аудиологическим скринингом составил 46,9%, - отчиталась заместитель руководителя Управления здравоохранения ВКО Шолпан Макашева. - Это связано с недостаточным оснащением аппаратами для проведения скрининга слуха на уровне ПМСП. В связи с изменениями требований с 2021 года скрининг должен проводиться аппаратами с двумя функциями – вызванной отоакустической эмиссии и коротколатентными слуховыми вызванными потенциалами. В целях полного охвата детей аудиологическим скринингом управлением принимаются меры по оснащению: в 2021 году закуплено 11 аппаратов, в 2022 году - 10 аппаратов.
Также в 2022 году организациями частной формы собственности Усть-Каменогорска приобретено два аппарата. В 2023 году есть потребность в 9 аппаратах, вопрос пока еще на рассмотрении.
В прошлом году по ВКО впервые выявлены шесть детей, которым показано проведение имплантации. При показателе в регионе ниже 50% осмотренных, о какой ранней выявляемости патологии слуха можно говорить? Где гарантия, что среди "пропущенных" медиками в поликлиниках и амбулаториях, особенно в сельской местности, нет детей, нуждающихся в коррекции слуха? Пока это вопросы без ответа. Шагаем дальше… Главный внештатный сурдолог области затронула самый больной вопрос.
Ребенку проведена кохлеарная имплантация – хорошо, а дальше с ним должны работать родители, - подчеркнула Жанна Хамитова. – Но в большинстве случаев и родители таких детей сами слабослышашие или глухонемые. Они физически не могут помочь в реабилитации! Это значит, что с их детьми должны заниматься в режиме 24/7 специалисты – сурдопедагоги. А их у нас в регионе дефицит, три-четыре и то, только в городе. Очередь к ним расписана на месяцы, если не на годы вперед. В итоге получается, что проведенная высокотехнологичная и дорогостоящая операция не дает результата – дети не могут научиться говорить.
Миллионы в никуда?
Не нужно думать, что наше государство после операции полностью оставляет реабилитацию на откуп родителям. На эти цели выделяют миллиарды тенге.
Списки детей, прошедших операцию по кохлеарной имплантации, предоставляются в Управление координации занятости и социальных программ для проведения дальнейшей слухоречевой реабилитации. Лечебно-педагогические мероприятия проводятся в столичном детском реабилитационном центре и научно-практическом центре развития социальной реабилитации в Алматы. В прошлом году 22 наших маленьких пациента прошли реабилитацию в этих клиниках, – сообщила Жанна Хамитова.
В Приказе об абилитации и реабилитации лиц с инвалидностью детям с кохлеарным имплантом предусмотрены оказание услуги по замене и настройке речевого процессора к кохлеарному импланту и слухоречевая адаптация.
Услуга по замене и настройке речевого процессора к кохлеарному импланту производится на основании индивидуальной программы реабилитации не ранее, чем через пять лет с даты их установки или замены, - сообщил на заседании Регсовета представитель Управления координации занятости и социальных программ ВКО. - Согласно информации автоматической информационной системы "Е-собес", по области 28 детей имеют разработанные индивидуальные программы реабилитации на речевые процессоры к кохлеарном имплантам.
В 2022 году 21 ребенку с инвалидностью по слуху была оказана услуга по замене и настройке речевого процессора к кохлеарному импланту через государственный закуп на сумму свыше 108 млн тенге. В этом году пяти детям запланировано оказать эту услугу на сумму 28,9 млн тенге. Сейчас выделение этих средств на стадии подготовки конкурсной документации к проведению государственных закупок.
Слухоречевая адаптация проводится в Научно-практическом центре развития социальной реабилитации в течение первых пяти лет после операции по кохлеарной имплантации, - пояснил специалист соцведомства региона. - В условиях дневного и (или) круглосуточного наблюдения за счет средств государственного бюджета. Один курс слухоречевой адаптации в условиях дневного наблюдения проводится в течение не более 15 рабочих дней, круглосуточного - не менее 15 календарных дней.
Aренда помещения для проживания, проезд до НПЦ и расходы на питание ребенка с инвалидностью с кохлеарным имплантом, проходящего слухоречевую адаптацию в условиях круглосуточного наблюдения, и сопровождающего его родителя (законного представителя), а также расходы им на проезд один раз в год до места назначения и обратно обеспечиваются также в рамках запланированных средств госбюджета. В текущем году слухоречевая реабилитация будет проведена с июня по сентябрь. Направят на нее 14 маленьких восточноказахстанцев.
А почему эту 15-дневную реабилитацию, на которую тратятся миллионы бюджетных средств, нельзя организовать и проводить у нас? – поинтересовался член общественного Регсовета, главный врач Поликлиники №4 Усть-Каменогорска Сергей Попов. – Понятно, замена и настройка, но реабилитацию вполне могут освоить и местные специалисты. Представляете какая это экономия сил и затрат на дальние поездки.
Предложение внесено в резолюцию и будет вынесено на обсуждение в Минтруда и Минздрав РК. На местном уровне на заседании предложено разобраться с обучением сурдопедагогов. В Восточно-Казахстанском университете имени С. Аманжолова есть возможности готовить таких специалистов, однако уже несколько лет на столь дефицитную и востребованную специальность не выделяют гранты! Пока действующий факультет выпускает лишь педагогов-дефектологов без специализации.
Необходимо сделать полный расчет, определить потребность в кадрах и подать заявку на выделение грантов уже в этом году обучения, - подчеркнул Сергей Александрович. – Определитесь, кто должен это сделать – здравоохранение, образование. Соцзащита или все вместе. Я полагаю, есть и быстрое решение проблемы с дефицитом сурдопедагогов.
И действительно вуз может провести трехмесячную специализацию уже работающих педагогов-дефектологов. Проблема, как всегда, в том, что этим хоть кто-то из трех ответственных ведомств занялся. Практикующие специалисты зашиваются на свих рабочих местах, дети, не получающие должной реабилитации, страдают, а чиновникам все как-то недосуг. Значит будет требовать решения проблемы общественность и журналисты.
Продолжение следует…