Как журналист обучалась гончарному делу
Можно долго смотреть, как бежит вода и горит огонь, а еще - как вращается гончарный круг, словно колесо машины времени
А рядом мастер: руки в мокрой глине, увлеченный взгляд, равномерно подгоняет машинку нажатием педали или специальной ручки, передает корреспондент Устинка LIVE.
И нет вокруг больше ничего, лишь солнечные лучи пробивают зимнее небо. Ни суеты, ни криков, ни ругани, ни слез, ни смеха. Только умиротворение в душе да тихое поскрипывание колеса. Сантиметр за сантиметром из куска глины рождается прекрасное изделие… "Зрелище же завораживающее, - невольно говорю сама себе. - А что, если познакомиться лично с гончарным мастерством и даже попробовать сделать глиняный горшочек?" И вновь на один день меняю профессию!
По воле судьбы
Вместе с фотографом мы отправляемся в центр "Зерек" (ранее Станция юных техников). С улыбкой и теплотой нас встречает профессионал Алия Есимжанова, спускаемся на цокольный этаж и заходим в творческую мастерскую. В гончарной комнате необыкновенно уютно. В каждой мелочи - душа хозяйки. В центре стоит гончарный круг, рядом печь, экструдер - миксер для глины, раскаточный стол, стеллажи с глазурью, готовыми изделиями. Каждая неповторима, оригинальна - ручная работа. Никаких штамповок и станков. Только руки и душа.
Наступает мое время. Наставник показывает рабочее место, подхожу к гончарной машинке. Круг чист и элегантен. Но специальный фартук на меня все-таки надевают - для порядка. Алия отщипывает кусочек глины, хорошо разминает в руках. Это подготовка материала, чтобы в комке, который пойдет на изготовление изделия, не осталось воздуха. Он может испортить поделку при обжиге. Глина должна быть плотной.
"К сожалению, у вас не получится поработать с гончарным кругом, здесь нужно чувствовать глину каждым пальчиком".
От этих слов дух перехватывает, только через несколько секунд прихожу в себя.
Увлекает энергетикой
Наставник напоминает, что дело сделано лишь наполовину. Предстоит следующий этап работы - изделие должно высохнуть естественным путем в течение 8-10 дней. После чего его надо подвергнуть обжигу в специальной печи.
Гончарство - занятие, которое охватывает все стихии. Водой смачиваем руки, вода в глине, глина - земля. Когда сохнет, помогает воздух. Ну и огонь - это обжиг, опал. А гончары - повелители всех стихий. Этот процесс невольно отсылает нас к тому времени, когда наши предки делали предметы обихода своими руками. Старались придать изделиям некий сакральный, обережный смысл - для дома, для работы, для застолья и просто для красоты. Прикоснитесь к древнему искусству работы с глиной - вы точно не пожалеете!
Советы
Следующая →
И нет вокруг больше ничего, лишь солнечные лучи пробивают зимнее небо. Ни суеты, ни криков, ни ругани, ни слез, ни смеха. Только умиротворение в душе да тихое поскрипывание колеса. Сантиметр за сантиметром из куска глины рождается прекрасное изделие… "Зрелище же завораживающее, - невольно говорю сама себе. - А что, если познакомиться лично с гончарным мастерством и даже попробовать сделать глиняный горшочек?" И вновь на один день меняю профессию!
По воле судьбы
Вместе с фотографом мы отправляемся в центр "Зерек" (ранее Станция юных техников). С улыбкой и теплотой нас встречает профессионал Алия Есимжанова, спускаемся на цокольный этаж и заходим в творческую мастерскую. В гончарной комнате необыкновенно уютно. В каждой мелочи - душа хозяйки. В центре стоит гончарный круг, рядом печь, экструдер - миксер для глины, раскаточный стол, стеллажи с глазурью, готовыми изделиями. Каждая неповторима, оригинальна - ручная работа. Никаких штамповок и станков. Только руки и душа.
- Жарковато, - отмечаю я.Мастер рассказывает о своих изделиях, ставших итогом обучения у керамистов России. В 2017 году Алия и представить не могла, что станет профессиональным ремесленником.
- Это от устройства для обжига керамических изделий, - поясняет Алия Кабденовна. - Печь горяча в работе - раскаляется до тысячи и более градусов.
- Три года тому назад работала поваром вахтовым методом в Национальном ядерном центре в Курчатове. Во время отпуска пришла к подруге в гости, и она поделилась, что хочет заняться глиняным делом. Решила помочь, - улыбается женщина. - К сожалению, курсов в ВКО не нашли, у нас такое занятие совсем не развито, отправились в Новосибирск.Первое знакомство с глиной произошло именно там. Алия сразу же поняла, что увлечение по душе и хочет развивать гончарное дело, открыть мастерскую и обучать других ремеслу. Как оказалось, гончарство - увлечение не из дешевых.
- Возникли сложности с организацией мастерской. Для меня было важным найти просторное помещение, благоустроить его, чтобы было приятно в нем находиться, - рассказывает ремесленница. - Взяла кредит, приобрела оборудование, продолжала работать поваром, а в свободное время занималась глиной. За это время съездила в Самарканд - город гончаров. Познакомилась с умельцами, их изделиями. Конечно, уровень высочайший…Только в прошлом году у Алии получилось приступить к реализации задуманного. К слову, удачно. Сейчас она делает разную посуду - какую-то хочется поставить на полку для красоты, в другой - запечь овощи с мясом, они все пригодны для пользования, - не декоративные. К тому же обучает гончарному ремеслу детей и взрослых, проводит мастер-классы, индивидуальные занятия. Мастер буквально слепила себе из глины новую жизнь!
- Это способ расслабиться и получить новые эмоции, - улыбается женщина. - Занятие настолько захватывает, что многие проблемы просто растворяются и исчезают. Работу с глиной можно назвать особым видом терапии, приносящим радость и возвращающим вкус к жизни.Главное - чувствовать глину
Наступает мое время. Наставник показывает рабочее место, подхожу к гончарной машинке. Круг чист и элегантен. Но специальный фартук на меня все-таки надевают - для порядка. Алия отщипывает кусочек глины, хорошо разминает в руках. Это подготовка материала, чтобы в комке, который пойдет на изготовление изделия, не осталось воздуха. Он может испортить поделку при обжиге. Глина должна быть плотной.
- Грунт используем специальный - очищенный. Материала огромный спектр: белый, красный, рыжеватый, твердый, мягкий, плотный. Заказываем из Москвы или Санкт-Петербурга, - делится секретами она. - Храним сырье во влажной ткани.Через несколько минут мастер спрашивает: "Готова?". Она замечает мои достаточно длинные ногти и отмечает:
"К сожалению, у вас не получится поработать с гончарным кругом, здесь нужно чувствовать глину каждым пальчиком".
От этих слов дух перехватывает, только через несколько секунд прихожу в себя.
- Так… стричь ногти - не выход из ситуации, - думаю я.И тут на помощь приходит фотограф Виталий, меняемся с ним местами. Я берусь за камеру, он садится за гончарный круг, а наставник рассказывает дальнейшие действия по изготовлению творения.
- Важно, чтобы локти в процессе гончарки имели опору. Это помогает справиться с глиной, - советует Алия. - В работе задействованы только пальцы и кисти рук. Придаем материалу округлую форму, затем ставим большой палец в центр глиняного комка и стараемся сделать так, чтобы он хотя бы в общих чертах приобрел форму изделия, которое мы хотим выполнить. Смачиваем руки и вытягиваем, вытягиваем глину вверх… Смачиваем и вытягиваем, смачиваем…В руках сосредоточенного Виталия глина буквально ожила. На глазах происходит какое то волшебство, поэтому хочется просто наблюдать за процессом.
- Этими руками нужно еще и стенки будущего сосуда выровнять так, чтобы они получились ровными и тонкими, толщиной пять миллиметров, - скомандовала учитель, подгоняя круг, напоминая о необходимости смачивать водой руки. - Важно концентрироваться не на силе давления на глину, а на выдерживании одинакового расстояния между пальцами.Гончарный круг плавно останавливается. На нем возвышается коричневый грациозный горшочек. По команде мастера Виталий берет металлическую проволоку и осторожно подрезает изделие снизу. Он отделяется от материнской платы - круга - и становится самостоятельным изделием. Вуаля, готово! И хотя руки у фотокора по локоть в глине, ощущения, по его словам, - незабываемые, а на лице улыбка.
Увлекает энергетикой
Наставник напоминает, что дело сделано лишь наполовину. Предстоит следующий этап работы - изделие должно высохнуть естественным путем в течение 8-10 дней. После чего его надо подвергнуть обжигу в специальной печи.
- Время обжига разное: зависит от изделия, печи, материала - иногда доходит и до 12 часов. Потом устройство остывает. Второй обжиг делается после нанесения на шедевр глазури, если это, конечно, требуется, - рассказывает Алия. - А глазури! Есть и щелочные, и борно-щелочные, и полевошпатные, потечные… И когда начинаешь все изучать, понимаешь, что это целая наука.Изделие мы оставили в мастерской, потому что ему теперь надо застыть, после чего чашу обожгут в печи. Позже на сувенир нанесем узор, обожжем еще раз и заберем готовый горшочек. В следующий раз Алия научит меня делать поделки с помощью техники - лепка руками.
Гончарство - занятие, которое охватывает все стихии. Водой смачиваем руки, вода в глине, глина - земля. Когда сохнет, помогает воздух. Ну и огонь - это обжиг, опал. А гончары - повелители всех стихий. Этот процесс невольно отсылает нас к тому времени, когда наши предки делали предметы обихода своими руками. Старались придать изделиям некий сакральный, обережный смысл - для дома, для работы, для застолья и просто для красоты. Прикоснитесь к древнему искусству работы с глиной - вы точно не пожалеете!
Советы
- Все движения делаются плавно, без чрезмерных усилий с обязательным использованием воды. Если вы прикладываете большую силу, а кусок
- глины не формируется, значит, просто не туда давите.
- При центровке обращайте внимание на то, чтобы всегда видеть кусок глины между рук, не сводите запястья вместе. Правое запястье прямое, левая рука направлена левее центра.
- Дышать надо равномерно, не задерживайте дыхание!
- Важно вовремя остановиться! Чем дольше работаешь с изделием, тем больше оно размокает. Становится слишком мягким и ломается.