Өскемен
ясно
-12°
  • Өскемен
    -12°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -3°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    -2°
  • Қарағанды
    -4°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    -3°
  • Шымкент
    +8°
$
498.51
+0.17
522.84
+3.12
¥
68.81
+0.02
4.81
-0.04
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Татьяна Золотарева
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Как журналист обучалась гончарному делу

Можно долго смотреть, как бежит вода и горит огонь, а еще - как вращается гончарный круг, словно колесо машины времени

А рядом мастер: руки в мокрой глине, увлеченный взгляд, равномерно подгоняет машинку нажатием педали или специальной ручки, передает корреспондент Устинка LIVE.

И нет вокруг больше ничего, лишь солнечные лучи пробивают зимнее небо. Ни суеты, ни криков, ни ругани, ни слез, ни смеха. Только умиротворение в душе да тихое поскрипывание колеса. Сантиметр за сантиметром из куска глины рождается прекрасное изделие… "Зрелище же завораживающее, - невольно говорю сама себе. - А что, если познакомиться лично с гончарным мастерством и даже попробовать сделать глиняный горшочек?" И вновь на один день меняю профессию!

По воле судьбы

Вместе с фотографом мы отправляемся в центр "Зерек" (ранее Станция юных техников). С улыбкой и теплотой нас встречает профессионал Алия Есимжанова, спускаемся на цокольный этаж и заходим в творческую мастерскую. В гончарной комнате необыкновенно уютно. В каждой мелочи - душа хозяйки. В центре стоит гончарный круг, рядом печь, экструдер - миксер для глины, раскаточный стол, стеллажи с глазурью, готовыми изделиями. Каждая неповторима, оригинальна - ручная работа. Никаких штамповок и станков. Только руки и душа.
- Жарковато, - отмечаю я.
- Это от устройства для обжига керамических изделий, - поясняет Алия Кабденовна. - Печь горяча в работе - раскаляется до тысячи и более градусов.
Мастер рассказывает о своих изделиях, ставших итогом обучения у керамистов России. В 2017 году Алия и представить не могла, что станет профессиональным ремесленником.
- Три года тому назад работала поваром вахтовым методом в Национальном ядерном центре в Курчатове. Во время отпуска пришла к подруге в гости, и она поделилась, что хочет заняться глиняным делом. Решила помочь, - улыбается женщина. - К сожалению, курсов в ВКО не нашли, у нас такое занятие совсем не развито, отправились в Новосибирск.
Первое знакомство с глиной произошло именно там. Алия сразу же поняла, что увлечение по душе и хочет развивать гончарное дело, открыть мастерскую и обучать других ремеслу. Как оказалось, гончарство - увлечение не из дешевых.
- Возникли сложности с организацией мастерской. Для меня было важным найти просторное помещение, благоустроить его, чтобы было приятно в нем находиться, - рассказывает ремесленница. - Взяла кредит, приобрела оборудование, продолжала работать поваром, а в свободное время занималась глиной. За это время съездила в Самарканд - город гончаров. Познакомилась с умельцами, их изделиями. Конечно, уровень высочайший…
Только в прошлом году у Алии получилось приступить к реализации задуманного. К слову, удачно. Сейчас она делает разную посуду - какую-то хочется поставить на полку для красоты, в другой - запечь овощи с мясом, они все пригодны для пользования, - не декоративные. К тому же обучает гончарному ремеслу детей и взрослых, проводит мастер-классы, индивидуальные занятия. Мастер буквально слепила себе из глины новую жизнь!
- Это способ расслабиться и получить новые эмоции, - улыбается женщина. - Занятие настолько захватывает, что многие проблемы просто растворяются и исчезают. Работу с глиной можно назвать особым видом терапии, приносящим радость и возвращающим вкус к жизни.
Главное - чувствовать глину

Наступает мое время. Наставник показывает рабочее место, подхожу к гончарной машинке. Круг чист и элегантен. Но специальный фартук на меня все-таки надевают - для порядка. Алия отщипывает кусочек глины, хорошо разминает в руках. Это подготовка материала, чтобы в комке, который пойдет на изготовление изделия, не осталось воздуха. Он может испортить поделку при обжиге. Глина должна быть плотной.
- Грунт используем специальный - очищенный. Материала огромный спектр: белый, красный, рыжеватый, твердый, мягкий, плотный. Заказываем из Москвы или Санкт-Петербурга, - делится секретами она. - Храним сырье во влажной ткани.
Через несколько минут мастер спрашивает: "Готова?". Она замечает мои достаточно длинные ногти и отмечает:
"К сожалению, у вас не получится поработать с гончарным кругом, здесь нужно чувствовать глину каждым пальчиком".

От этих слов дух перехватывает, только через несколько секунд прихожу в себя.
- Так… стричь ногти - не выход из ситуации, - думаю я.
И тут на помощь приходит фотограф Виталий, меняемся с ним местами. Я берусь за камеру, он садится за гончарный круг, а наставник рассказывает дальнейшие действия по изготовлению творения.

За работой.jpg

- Важно, чтобы локти в процессе гончарки имели опору. Это помогает справиться с глиной, - советует Алия. - В работе задействованы только пальцы и кисти рук. Придаем материалу округлую форму, затем ставим большой палец в центр глиняного комка и стараемся сделать так, чтобы он хотя бы в общих чертах приобрел форму изделия, которое мы хотим выполнить. Смачиваем руки и вытягиваем, вытягиваем глину вверх… Смачиваем и вытягиваем, смачиваем…
В руках сосредоточенного Виталия глина буквально ожила. На глазах происходит какое то волшебство, поэтому хочется просто наблюдать за процессом.

Лупа (5).jpg

- Этими руками нужно еще и стенки будущего сосуда выровнять так, чтобы они получились ровными и тонкими, толщиной пять миллиметров, - скомандовала учитель, подгоняя круг, напоминая о необходимости смачивать водой руки. - Важно концентрироваться не на силе давления на глину, а на выдерживании одинакового расстояния между пальцами.
Гончарный круг плавно останавливается. На нем возвышается коричневый грациозный горшочек. По команде мастера Виталий берет металлическую проволоку и осторожно подрезает изделие снизу. Он отделяется от материнской платы - круга - и становится самостоятельным изделием. Вуаля, готово! И хотя руки у фотокора по локоть в глине, ощущения, по его словам, - незабываемые, а на лице улыбка.

Глиняное изделие готово.jpg


Увлекает энергетикой

Наставник напоминает, что дело сделано лишь наполовину. Предстоит следующий этап работы - изделие должно высохнуть естественным путем в течение 8-10 дней. После чего его надо подвергнуть обжигу в специальной печи.
- Время обжига разное: зависит от изделия, печи, материала - иногда доходит и до 12 часов. Потом устройство остывает. Второй обжиг делается после нанесения на шедевр глазури, если это, конечно, требуется, - рассказывает Алия. - А глазури! Есть и щелочные, и борно-щелочные, и полевошпатные, потечные… И когда начинаешь все изучать, понимаешь, что это целая наука.
Изделие мы оставили в мастерской, потому что ему теперь надо застыть, после чего чашу обожгут в печи. Позже на сувенир нанесем узор, обожжем еще раз и заберем готовый горшочек. В следующий раз Алия научит меня делать поделки с помощью техники - лепка руками.

Гончарство - занятие, которое охватывает все стихии. Водой смачиваем руки, вода в глине, глина - земля. Когда сохнет, помогает воздух. Ну и огонь - это обжиг, опал. А гончары - повелители всех стихий. Этот процесс невольно отсылает нас к тому времени, когда наши предки делали предметы обихода своими руками. Старались придать изделиям некий сакральный, обережный смысл - для дома, для работы, для застолья и просто для красоты. Прикоснитесь к древнему искусству работы с глиной - вы точно не пожалеете!

Советы

  1. Все движения делаются плавно, без чрезмерных усилий с обязательным использованием воды. Если вы прикладываете большую силу, а кусок
  2. глины не формируется, значит, просто не туда давите.
  3. При центровке обращайте внимание на то, чтобы всегда видеть кусок глины между рук, не сводите запястья вместе. Правое запястье прямое, левая рука направлена левее центра.
  4. Дышать надо равномерно, не задерживайте дыхание!
  5. Важно вовремя остановиться! Чем дольше работаешь с изделием, тем больше оно размокает. Становится слишком мягким и ломается.
Следующая →