Усть-Каменогорск
пасмурно
-4°
  • Усть-Каменогорск
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -3°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +5°
  • Караганда
    -8°
  • Кокшетау
    -5°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Уральск
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Татьяна Золотарева
Источник:
Устинка LIVE

Как журналист на один день стала спасателем

В сводках происшествий то и дело мелькают новости с участием сотрудников противопожарной, водно-спасательной службы и гражданской обороны

Ребенка спасли из горящей квартиры, водолазы приступили к поисковым работам, кинологи с собаками ищут пропавшую женщину, спасатели вытащили из люка животного… Каково это - быть героем, рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую?

В преддверии профессионального праздника служб ЧС решаюсь ощутить на себе тяжесть их будней, передает корреспондент Устинка LIVE. Программа насыщенная. Сегодня я и мои коллеги - спасатель, пожарный и водолаз.

Настоящий герой Гималаев

Операция по спасению чаще всего начинается с сообщения диспетчера о происшествии. Когда жители набирают на стационарном или мобильном телефоне 101 или 112, вызов поступает в Центр оперативного управления. Сотрудники ЦОУСиС принимают сообщение о происшествии и в тот же момент отправляют на место специалистов. При этом диспетчер узнает подробности с места событий. Если, к примеру, нужно спасти людей из снежных заносов, вывезти из труднодоступных мест, или вызов в условиях паводков, то сотрудники службы используют машины марки "Шерп". Колесный вездеход может передвигаться практически по любому виду рельефа.

Знакомство с вездеходом Шерп.jpg



- Эта техника совсем недавно появилась в арсенале спасателей - зимой прошлого года. Машина отличается компактностью, отличным уровнем маневренности и надежностью, - рассказывает руководитель ОСО ДЧС ВКО Игорь Лапенлавский. - Благодаря огромным колесам и необычной конструкции ходовой части "Шерп" может преодолевать препятствия высотой до 70 сантиметров, взбираться на крутые склоны и даже плавать. Всего в Казахстане их два, и они находятся в нашем регионе.

Желание "пощупать" "Шерп" своими руками у меня возникло давно, но никак не получалось найти доступный для тест-драйва экземпляр. Спасатели знакомят с домом на больших колесах. Вездеход кажется несуразным и квадратным со "взглядом" джипа, отторжения не вызывает, а порождает неподдельный интерес к его причудливым формам. Машина сразу обращает на себя внимание пропорциями, далекими от идеала в мире автомобилестроения. Действительно, ведь его ширина - 2,5 метра, высота - 2,3 метра, а длина - всего 3,4 метра. Внешний вид колес может вызвать инфаркт у слабо подготовленного работника шиномонтажной мастерской.

Рассматриваю снаружи "птицу водоплавающую" - деталей минимум. Но прежде чем лезть в кабину, осматриваю содержание пассажирского (грузового) отсека. Несмотря на то что вездеход снаружи не кажется слишком большим, места у него внутри достаточно для шести человек.

У "Шерпа" нет дверей. Во всяком случае, таких, как в обычном автомобиле. Зато в передней части есть откидной элемент, который дверью назвать сложно, но на него можно наступить, чтобы забраться в кабину. Первый раз неудобно, видимо, со временем привыкаешь. Спасатели предлагают прокатиться, не раздумывая, соглашаюсь. Сажусь на переднее пассажирское место и свыкаюсь с мыслью о том, что поедем там, где проехать, казалось бы, невозможно. Настораживает. За рулем - спасатель-водитель Валерий, свое дело знает отлично. Вездеход водит уже почти год, за это время смог вырулить даже из самых непроходимых мест.

- У "Шерпа" нет руля, - рассказывает Валерий. - Но есть кнопки управления и под левой рукой два рычага, каждый из которых отвечает за соответствующую сторону машины. Чуть тянем на себя правый рычаг - и правая сторона остается без тяги. Натягиваем сильнее - начинает подтормаживать. - Управлять легко, имея опыт, можно заставить вездеход "танцевать" вальс или что-то вертлявое, но красивое.

Начинаем движение. По кочкам болота, через канавы и просто по ямкам "Шерп" катится как луноход по спутнику Земли в фантастическом кино: уверенно, целеустремленно, правда, немного потрясывает.

Из салона выглядит примерно так: спускаемся вниз… "Шерп" - бескапотник, поэтому передо мной только лобовое стекло, кажется, до земли можно достать рукой через открытое переднее стекло.

- Сейчас чуть-чуть тормознет, и до земли точно достану, а машина получит "ранение", - думаю я. - Ведь даже на внедорожнике при спуске с котлована ожидаешь удара в подвеску от встречи с препятствием, и… оно происходит.

Однако у "Шерпа" в этот момент нет даже намека на удары. Едем дальше без остановки. Касание происходит настолько плавно, что хочется повторять еще и еще.

При крутом спуске невольно вспоминаю вид вездехода сбоку и думаю: а не покатится ли он вниз? Как оказалось, нет. По словам специалистов, перевернуть "Шерп" очень трудно - только если сильно постараться, да и то не каждый сможет.

"Шерп" проедет, видимо, везде. Можно даже нырнуть по склону "носом" вниз: этот вездеход гораздо устойчивее, чем кажется на первый взгляд. Он внушает доверие, глядя на него, хочется помечтать о новых маршрутах.

Для себя отметила то, что почти у всех, кто прокатились на вездеходе (с водителем), на лице был восторг, глаза сияли. У одних появилось желание осмыслить пережитое, у других - высказаться короткими, но емкими междометиями, равнодушных не было! Понравилось всем!

Лестница в небо

Познакомилась с "героем Гималаев". Пришло время подняться на высоту с помощью автолестницы.

- Эта конструкция раздвижная, при этом она поворачивается на 360 градусов вокруг своей опоры, и базируется лестница на пожарном автомобиле, - рассказывает спасатель Шынгыс Жумагулов. - Лестницу используем, когда нужно заливать водой верхние этажи горящих объектов, при эвакуации людей и для доставки оборудования, инструментов и техники на требуемую высоту.

Пожарная автолестница.jpg


Спасатель интересуется у меня, есть ли желание подняться в люльке на высоту пятиэтажного здания. Я радуюсь предоставленной возможности увидеть город с высоты, не задумываясь, иду к конструкции. На улице непогода, ветер раскачивает люльку в разные стороны. В таком положении огнеборцы не только тушат, но и спасают людей! Немного страшновато, но вид завораживает. Если отвлечься от дрожи в коленях, то за пару минут можно в полной мере насладиться прекрасной панорамой города.

Вид города с пожарной автолестницы.jpg


Теперь нас ждет тушение возгорания. Боевую одежду пожарные надевают по тревоге, перед выездом на вызов. На это у них должно уйти не более 18 секунд.

В общей сложности на время "сборов" спасателям дается минута. В эти короткие 60 секунд входит все: вскочить по тревоге, надеть боевую одежду, запрыгнуть в машину и выехать. Чтобы за считанные секунды быть готовыми к выезду, спасатели буквально "влетают" в свою одежду. Она сложена в тумбах возле пожарных машин. Сверху лежит куртка, которую нужно одним движением перекинуть на плечи и тут же застегнуть. В штаны комбинезона можно впрыгнуть, одновременно попав ногами в сапоги. Сразу же затянуть форму ремнем, рядом лежит каска, и все! Пожарный готов спасать из огня людей.

Вспоминаю прошлогодний опыт, когда решилась на один день сменить профессию журналиста на пожарного. От комплекта пожарного снаряжения - куртки, брюк, перчаток из толстой тяжелой ткани, защитного шлема, пояса и топора мой вес увеличился вдвое… В этот раз без костюма иду к огромной пожарной машине. Со спасателем поднимаем крышку, которая находится в задней части кузова, берем пожарный рукав, прикручиваем одну его часть к другой и отбегаем, чтобы рукав размотался. Напарник подает воду, направляем струю на очаг возгорания, изо всех сил держу рукав с мощным напором воды. Могу похвастаться, в этот раз гораздо легче, с помощью новых коллег "потушила" дерево.

Тушу условное возгорание.jpg



Спасать везде и всегда!

Следующая остановка - государственное учреждение "Восточный региональный аэромобильный оперативно-спасательный отряд". Здесь спасатели рассказали об аварийно-спасательных инструментах, резаках, расширителях, гидравлических и пневматических домкратах, насосах разных видов, а еще защитных снаряжениях для ликвидации последствий аварий и катастроф. Также в их арсенале есть специальные машины, снегоходы, гидроциклы. Благодаря этой технике они имеют возможность вызволять людей из самых сложных ситуаций. Словом, наши спасатели готовы ко всему!

Сейчас у ОСО ДЧС ВКО имеются аттестованные четвероногие спасатели. Находить пострадавших людей и оказывать им помощь специалистам помогают лабрадоры. За каждой собакой закреплен свой кинолог. У животных, как и у людей, тренировки проходят ежедневно.

- Любая работа в нашей службе нелегка, а с собаками еще тяжелее, - признается руководитель кинологического отделения службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ ДЧС ВКО Наталья Дрожжина. - В области четыре кинолога и пять собак, две из них мои. Четвероногие живут со мной, потому что процесс дрессировки должен быть непрерывен. Неважно, спит ли собака, гуляет или приехала с задания, она обязана находиться в тонусе и в любое время начать искать человека. К тому же лабрадоры контактные, выносливые, добрые и сильные.

Наталья Дрожжина работает в этой сфере 20 лет. Один из лохматых спасателей - шестилетний Рем, обучает женщина его с четырех месяцев. Несмотря на свой молодой возраст, уже успел поучаствовать в поисках людей. Специально для нас Рем преодолел переправу по натянутому тросу.

Рем преодолевает переправу.jpg


- Каждый кинолог и его питомец составляют единый отлаженный тандем и понимают друг друга с полуслова, - добавляет хозяйка Рема. - Задача кинолога - адаптировать своего питомца к сложным, а порой экстремальным условиям поиска пострадавших. Задача животных - найти людей под разрушенным зданием или в природной среде. Служебные собаки в поисково-спасательных операциях увеличивают вероятность нахождения пострадавшего или потерявшегося до 90%.

Собаки-спасатели демонстрируют не просто навыки службы, а проявляют настоящее бесстрашие, преданность людям, рискуя жизнью. Четвероногие питомцы - настоящие герои. Они покоряют своей красотой, умными глазами, блестящей шерстью и качеством отличных сыщиков и никого не оставят равнодушными!

Какая жизнь под водой?

Говоря о спасателях, мы чаще всего представляем пожарных - сильных, смелых, тех, что борются с огнем и спасают человеческие жизни. Но есть те, о ком мы редко слышим, и уж тем более кого редко видим. Это спасатели-водолазы. Руководитель водолазно-спасательного отделения ДЧС ВКО Андрей Лисянский работает водолазом 20 лет и за эти годы пробыл в воде более 1200 часов.

- В этой сфере оказался по воле случая. Решил подработать на стройке центральной спасательной станции, предложили поплавать, и как-то затянуло. Подготовился, на отлично сдал экзамены и начал работать водолазом. Каждый год подтверждают специализацию, подсчитываем количество погружений, - рассказывает Андрей Михайлович. - Конечно, при погружении страх всегда присутствует. Не боятся только странные люди. Запомнился случай: много лет тому назад вели поиски человека, нащупал тело, начал доставать, а он схватил меня, аж екнуло что-то внутри… Поэтому каждый раз как первый, но человек ко всему привыкает.

По словам Андрея Лисянского, сложностей в профессии много, чего только стоит костюм водолаза. Например, зимний костюм состоит из неопрена (резиновая ткань с пузырьками), он как скафандр, надеваешь его, через него вода не проходит. Также надеваешь на себя баллон, компенсатор плавучести, маску, ласты, груз. Для каждого человека подбирается снаряжение, которое весит от 50 до 70 килограммов. А еще под водой водолазы теряют ориентир, там нет ни право, ни лево, все одинаково вокруг. Время погружения зависит от глубины водоема и запаса кислорода в баллоне. Иногда поиски занимают неделю, а то и больше, тогда спасатели выезжают на них группой на специальной машине. Автомобиль вмещает минимум четверых человек, генератор, компрессор для закачки баллонов, палатки и еду.


Костюм в котором буквально тону.jpg


- Все из-за нулевой видимости, - присоединяется к разговору водолаз Талант Кудикенов, работающий спасателем 10 лет. - В нашем регионе только на Сибинских озерах (третьих) можно что-то разглядеть. А больше нигде, в воде темно, как ночью.

После рассказов водолазов все-таки решаюсь погрузиться с аквалангом на дно водоема. Даже несмотря на то, что очень боюсь воды: любой заплыв дальше возможности твердо встать на ноги доводит до приступа истерики. Мне выдают комплект водолазного снаряжения, одежда болтается, будто висит в шкафу на вешалке. Хотя… оверсайз в моде. Снимаю кроссовки 36 размера и ныряю в безразмерные сапоги. Если бы обувь не застегивалась, то при первом шаге точно бы потерялась. Все это помогает надеть и застегнуть спасатель. Заместитель руководителя ОСО ДЧС ВКО Серик Асылов поясняет, что таких миниатюрных бойцов, как я, конечно, в ЧС не берут. Но разве может что-то испугать журналиста? На пояс прикрепляют груз, на спину надевают баллон. Оказалось, весь костюм весит около 50 килограммов. Меня обвязывают канатом. Его держит один из водолазов, чтобы в случае чего вытянуть меня из воды. В "боевке" чувствую себя неповоротливым жуком, но это только цветочки. Под конец надевают маску, в ней тяжело дышать и пахнет резиной, но быстро привыкаю. В полной экипировке ощущаю себя космонавтом на чужой планете. А ведь спасателям во всем этом "добре" нужно еще и работать... В тяжеленном снаряжении смело иду в бой, меня страхуют и поддерживают два водолаза.

Спасаатели помогают надеть снаряжение.jpg


По пояс захожу в воду, перестаю чувствовать груз. Смотрю на коллег, глазами подаю сигнал, что все хорошо, и погружаюсь с головой. Подводное царство изучаю впервые. Видимость нулевая. Руками чувствую водоросли, песок, камни, даже попалась под руки жестянка… ощущения невероятные. Адреналина не меньше, чем при занятии активными и экстремальными видами спорта.

Поднимаюсь из воды, коллеги встречают меня, костюм, кажется, еще тяжелее в два раза… Снимают маску, баллон, и я чувствую свежий воздух. Только так можно узнать реальную цену одного глотка воздуха…

Ситуации могут быть разными, но в любой из них спасатель первым протянет вам руку помощи. На первый взгляд самые обычные люди, скромные и приветливые, не похожие на голливудских звезд и, возможно, не обладающие их харизмой, но у каждого за плечами десятки спасенных жизней, участие в различных ЧС, встречи с разного рода опасностями. Для нас вы - герои, необыкновенные люди, которые отдают свои жизни во имя спасения других.

Поздравляем всех сотрудников служб ЧС с профессиональным праздником!

В этом году отмечают 25-ю годовщину Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, который был создан 19 октября 1995 года. Эта дата считается днем создания в стране профессиональных служб ЧС. С 2008 года сотрудники противопожарной, водноспасательной службы, гражданской обороны отмечают единый профессиональный праздник.
Следующая →