Что происходит на топливном рынке РК и ВКО
Уборочная закончилась, однако цены на солярку не только не снизились, а наоборот, выросли на пять тенге за литр
Упорно ползет вверх и ценник на бензин марки АИ-95, передает корреспондент Устинка LIVE.
Благо, что востребованный 92-й пока замер на отметке 150 тенге. Но надолго ли? Ведь ГСМ государство не регулирует, все определяет спрос и предложение.
Еще в конце октября министр национальной экономики РК заявил об увеличении акцизов на топливо уже с 1 декабря, а министр энергетики, что до конца года никто ничего поднимать не будет, и они явно противоречили друг другу. Но вот что думают аналитики о возможных изменениях на топливном рынке.
По словам эксперта международной инвестиционной компании EXANTE в РК Андрея Чеботарева, объем производства бензина и дизтоплива в стране за восемь месяцев этого года увеличился до 2,8 и 3,3 миллиона тонн соответственно. 97% ДТ и 99% бензина было произведено на Павлодарском, Атырауском и Шымкентском нефтеперерабатывающих заводах. До конца 2020 го-да планируют построить мини-НПЗ в Западно-Казахстанской области. Еще два объекта сдадут в Туркестанской и Карагандинской областях. То есть бензина будет больше. Кстати, и сейчас с топливом в РК неплохо. Казахстан даже экспортировал его - 32,6 тысячи тонн с января по сентябрь.
Европейские ценники Казахстан явно не потянет, но и, по заявлению экспертов МНЭ РК, повышение акцизов на 10 тенге приведет к росту инфляции на 0,35%, что отрицательно отразится на уровне жизни казахстанцев. Бензин - одна из основных статей расхода потребителей, и его удорожание сильно ударит по кошельку, а также уровню доверия населения.
Бородулихинский район ВКО можно считать показательным по региону. Его близость и к РФ, и к Павлодарскому НПЗ наиболее точно отображает все нюансы топливных качель. И больше всего эти колебания чувствуют аграрии района. Основные претензии сельчан сейчас даже не к стоимости солярки и бензина, а к качеству топлива.
О низком качестве казахстанского топлива твердят и международные эксперты. Поэтому, с одной стороны, повышение цен на бензин - необходимость, с другой - это может вызвать недовольство. А значит, в этом вопросе нужен взвешенный подход.
Следующая →
Благо, что востребованный 92-й пока замер на отметке 150 тенге. Но надолго ли? Ведь ГСМ государство не регулирует, все определяет спрос и предложение.
Еще в конце октября министр национальной экономики РК заявил об увеличении акцизов на топливо уже с 1 декабря, а министр энергетики, что до конца года никто ничего поднимать не будет, и они явно противоречили друг другу. Но вот что думают аналитики о возможных изменениях на топливном рынке.
По словам эксперта международной инвестиционной компании EXANTE в РК Андрея Чеботарева, объем производства бензина и дизтоплива в стране за восемь месяцев этого года увеличился до 2,8 и 3,3 миллиона тонн соответственно. 97% ДТ и 99% бензина было произведено на Павлодарском, Атырауском и Шымкентском нефтеперерабатывающих заводах. До конца 2020 го-да планируют построить мини-НПЗ в Западно-Казахстанской области. Еще два объекта сдадут в Туркестанской и Карагандинской областях. То есть бензина будет больше. Кстати, и сейчас с топливом в РК неплохо. Казахстан даже экспортировал его - 32,6 тысячи тонн с января по сентябрь.
- Согласно заявлениям министра нацэкономики, ориентирование идет на цены в России и называется причина - чтобы россияне не закупали у нас бензин, так как большая разница в цене подстегивает контрабанду и другие процессы, - утверждает эксперт. - Такое увеличение акциза может поднять цену на 10 тенге. В то же время цена 92-го бензина в Москве сейчас 41,6 рубля, или 254 тенге. Чтобы добиться того же уровня, акциз надо поднимать в 2,5 раза. Если же министерство хочет равняться на европейские цены, то речь идет о 617 тенге, что выше наших цен в четыре раза.
Европейские ценники Казахстан явно не потянет, но и, по заявлению экспертов МНЭ РК, повышение акцизов на 10 тенге приведет к росту инфляции на 0,35%, что отрицательно отразится на уровне жизни казахстанцев. Бензин - одна из основных статей расхода потребителей, и его удорожание сильно ударит по кошельку, а также уровню доверия населения.
Бородулихинский район ВКО можно считать показательным по региону. Его близость и к РФ, и к Павлодарскому НПЗ наиболее точно отображает все нюансы топливных качель. И больше всего эти колебания чувствуют аграрии района. Основные претензии сельчан сейчас даже не к стоимости солярки и бензина, а к качеству топлива.
- На удивление быстро мы получили объемы льготной солярки на уборочную страду, - говорит глава крестьянского хозяйства "Лада" Бородулихинского района Александр Романов. - Но по традиции все равно делаем запасы. Заметили, что в последнее время участились поломки техники, ремонтируемся по два раза в страду. Раньше такого не было! Это влетает в копеечку... Оказывается, оптовики, которые возят нам ДТ прямо с завода в Павлодаре и продают по низкой, такой же, как льготная, стоимости, просто бодяжат солярку печным топливом самого низкого качества. Теперь отказались у них брать, только с Нефтебазы в Семее.
О низком качестве казахстанского топлива твердят и международные эксперты. Поэтому, с одной стороны, повышение цен на бензин - необходимость, с другой - это может вызвать недовольство. А значит, в этом вопросе нужен взвешенный подход.