Человеческий фактор: почему в ВКО увеличилась младенческая смертность
За 10 месяцев в регионе погибли 47 детей, рост к прошлому году – 34%, вроде бы и финансирование службы материнства и детства растет, и специалистов обучают, а толку нет?

Общественники Регионального совета по вопросам образования и здравоохранения при Восточно-Казахстанском филиале партии AMANAT на внеочередном заседании не ставили целью выяснять кто виноват, задача разобраться в причинах и как можно помочь в этой ситуации, передает корреспондент Устинка LIVE.
В области функционируют 13 медицинских организаций родовспоможения, из них две III или самого "продвинутого" уровня – Центр матери и ребенка в Усть-Каменогорске и Межрайонная больница района Алтай. Есть также две организации II уровня – в родильных отделениях райбольниц Зайсанского и Тарбагатайского района проведены капитальные ремонты и полное оснащение всем необходимым медоборудованием. Остальные девять организаций I уровня регионализации перинатальной помощи уже также приводят в "боевую" готовность. Но по информации Облздрава, 70% всех родов все также происходит в ЦМиРе, отсюда и столь высокий показатель младенческой смертности именно в этом учреждении – здесь умерли 28 детей.
Лишь цифры и факты
Статистика причин детских смертей удручает:
-
состояния в перинатальном периоде - с 28-й недели беременности до 7-го дня после родов– 24 случая;
врожденные пороки развития – восемь случаев;
болезни органов дыхания – шесть случаев;
инфекции, в том числе сепсис – четыре случая;
болезни центральной нервной системы – три случая;
несчастные случаи, травмы – два случая;
болезни системы кровообращения – один случай.
Повышенные показатели смертности зафиксированы в ЦМиР, Риддерской горбольнице, Глубоковской, Алтайской районных больницах, а также в амбулаторных организациях "Вита", "Денсаулык", "Амбулаторный центр". Кроме того, при разборе случаев гибели детей выявлены следующие проблемы:
- недостаточный контроль за качеством ведения беременности;
- несвоевременное выявление фетоплацентарной - система "мать-плацента-плод" недостаточности и угроз преждевременных родов;
- нарушение преемственности между роддомами, ПМСП и стационарами;
- недостаточный мониторинг рожениц во время родов акушер-гинекологами;
- недостаточная подготовка медицинского персонала по реанимации новорожденных;
- отсутствие регулярных аудитов случаев младенческой смертности в каждой медорганизации;
- нехватка оборудования для проведения респираторной терапии.
Перед медорганизациями области мы поставили задачи по повышению качества всей необходимой помощи, для этого будем проводить постоянное обучение по первичной реанимации новорожденных, интегрированному ведению болезней детского возраста, патронажу, международным стандартам реанимации, - рассказала заместитель руководителя Управления здравоохранения ВКО Мадина Мырзабекова. – А также по раннему выявлению рисков, усилению кадрового потенциала, обеспечению оснащением и контролю качества оказания помощи. В области предпринимаются комплексные меры по снижению младенческой смертности, как организационного, так и инфраструктурного характера. Они направлены на повышение качества оказания акушерской помощи, улучшение условий для родоразрешения и обеспечения безопасности матерей и новорожденных.
В этом году в больницы ВКО закупили 231 единицу медицинского оборудования на сумму порядка пяти миллиардов тенге. В том числе дорогостоящие аппараты МРТ и ангиографы для Алтайской межобластной больницы. Специалисты, которые будут на них работать, уже определены и проходят обучение.
Финансирование и усиление службы материнства и детства
В этом году только из областного бюджета на эти цели выделили 450 млн тенге.
Когда я пришла сюда в 2019 году, нам выделяли всего 31 миллион тенге, - подчеркивает Мадина Мырзабекова. – На следующий год депутаты маслихата нам уже одобрили заявку на миллиард тенге. Для трех детей с орфанными заболеваниями нам дают 300 миллионов тенге. Большое достижение, я считаю, что теперь мы за счет бюджета закупаем препарат для недоношенных детей "Синагис", на 32 миллиона тенге мы его уже закупили и используем. Он предотвращает развитие пневмонии, при недоразвитости органов дыхания новорожденных – это огромная помощь в успешном выхаживании.
К слову, именно выхаживать родившихся с критически низкой массой тела в ЦМиРе научились прекрасно. А вот дальше… Вопиющий случай произошел в Глубоковском районе.
Если честно, мы все были в шоке, - вспоминает зам главы Облздрава. – Мы четыре месяца глубоко недоношенного ребеночка спасали. Выписали с весом уже почти пять килограммов. Мать видела все этапы выхаживания, ее обучали всем приемам, обеспечили специальной питательной детской смесью. А она начала кормить ребенка коровьим молоком, что категорически запрещено. В итоге малыш умер… И в основном дети погибают у молодых мам, с 2000 года и младше. Также часто приходят женщины уже рожать на 37 неделе беременности без обследования и скринингов. Нет солидарной ответственности за здоровье свое и ребенка.
Если сейчас женщины, становясь на учет по беременности, проходят только два вида скринингов – биохимический и УЗИ, то уже Минздравом РК подготовлен приказ о проведении на 12 неделе третьего – по спинально-мышечной атрофии.
У нас в области три ребенка с таким страшным и прогрессирующим заболеванием. Дети очень тяжелые, у них отказывают все органы, они на аппаратах, но их все равно ждет мучительная смерть. Долго бились за препараты поддерживающей терапии, но пока безуспешно. Вы знаете, "Золгенсма" даже вошла в книгу Рекордов Гиннеса как самое дорогое в мире лекарство – миллиард тенге. Пока родители соберут средства, становится уже поздно. Так вот новый скрининг направлен на выявление СМА-патологий у плода. Тут сразу же идет направление на прерывание беременности и на экстракорпоральное оплодотворение, если родители хотят ребенка.
Еще одно новшество, которое по мнению медиков поможет снизить показатели младенческой смертности, это изменения в приеме вызовов скорой помощи. Теперь к беременным, роженицам, родильницам и детям до года будут выезжать только специализированные бригады медиков. Также в регионе, наконец, решена проблема санитарной авиации. Если раньше врачи службы летали на АН-2 – "кукурузнике", то после падения самолета в Прапорщиково, после которого лишь чудом все остались живы, ситуация кардинально изменилась.
Наше управление было инициатором заключения договора с Авипредприятием ВКО, теперь наши врачи и тяжелые пациенты летают на вертолете МИ-8, служба работает без проблем и не одну жизнь уже удалось спасти, - констатирует Мадина Мырзабекова.
Кадры решают все!
Самая большая и наболевшая проблема службы материнства и детства – это огромный дефицит как врачей, так и среднего медицинского персонала. Причем не только в больницах и стационарах, но и в организация первичной медико-санитарной помощи. В Восточном Казахстане не хватает:
- акушеров-гинекологов – 16;
- неонатологов – девять;
- анестезиологов-реаниматологов – 11;
- акушерок – 35.
По информации Облздрава, в 2025 году выделены республиканские гранты на обучение в резидентуре, по специальностям: 15 акушеров-гинекологов, 29 педиатров, три неонатолога, 17 анестезиологов-реаниматологов. Кроме того, по целевому гранту за счет средств медицинских организаций обучаются 60 резидентов, в том числе в ЦМиР – 13 врачей. Продолжена реализация Комплексной Программы каскадного обучения районных врачей и средних медицинских работников в составе мультидисциплинарной команды на базе ЦМиР. Всего обучено 36 специалистов. Заключен меморандум с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии г. Алматы по обучению необходимых специалистов. В ведущих клиниках Германии, России и Турции прошли обучение в прошлом году 44, в этом – 72 врача из ВКО.
У нас даже акушера-гинеколога не было в Катон-Карагайском и Глубоковском районах. Теперь уже работают, по 8,5 миллионов тенге получили подъемные средства 29 врачей в сельской местности региона, из них два акушера-гинеколога и три анестезиолога-реаниматолога, - отметила заместитель руководителя Управления здравоохранения ВКО. – Однако у нас большая проблема с привлечением специалистов в города. Тут подъемные не предусмотрены, вроде хотят приехать к нам, но не могут решить вопросы с жильем и уезжают работать в другие регионы. Между тем, мы заметили, когда у нас из ЦМиР одномоментно уволились три врача, осталось только два специалиста, которые работали без сна и отдыха, сразу же вырос и показатель младенческой смертности. До мая не было случаев.
Не меньшая проблема, по словам членов Регсовета, главврачей поликлиник и амбулаторий Усть-Каменогорска с педиатрами, врачами общей практики, медсестрами: нагрузка на приеме огромная, недостаточные зарплаты, выгорание, как следствие, уходят в частные клиники. Меморандум с Высшим медколледжем города заключен, однако выпускники, отучившись за счет государства, работать в госполиклиниках не хотят. В очередной раз партийцы предложили обязать учащихся на гранте, по примеру в педагогической сфере, отрабатывать три года. Предложения есть, но в его реализации приходится сомневаться. Если даже законопроект о статусе врача постоянно откладывают.
Одно мы поняли четко, проблема в кадрах, - подытожил председатель Регионального совета по вопросам образования и здравоохранения при Восточно-Казахстанском филиале партии AMANAT, главный врач поликлиники №4 г. Усть-Каменогорска Сергей Попов. – С финансированием проблем нет, с обеспечением медоборудованием тоже. От членов совета поступили предложения проработать с акиматом области возможности выделения жилья и подъемных средств для осободефицитных специалистов в городах. Как вариант, запуск региональной льготной ипотеки для медработников. У нас уже есть подобные для энергетиков и работников коммунальной сферы. Будем пробовать и работать над решением этой проблемы.