Проект "Инклюзия": что ученые ВКО "придумали" для детей с особыми потребностями
Amanzholov University получил пять патентов на технические устройства поддержки детей с ООП и 14 авторских свидетельств на интерактивные тренажеры и методические разработки

В нашем регионе сейчас проживают более 11,2 тысячи детей с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, а также задержкой психического развития, передает корреспондент Устинка LIVE.
В целом по Казахстану их уже свыше 203 тысяч, и есть тенденция к увеличению. К примеру, количество выявленных детей с ментальными нарушениями за пять лет выросло в пять раз! И каждому малышу нужно помочь в лечении, реабилитации, адаптации и социализации. Именно поэтому ученые Восточно-Казахстанского университета имени Сарсена Аманжолова занялись разработкой и производством отечественных техсредств, которые не только эффективны, уникальны, безопасны и удобны, но и в разы дешевле иностранных аналогов.
Главное чтобы… вертикализатор "сидел"
Благодаря созданию в вузе производственного участка с современными ЧПУ-станками, а также сотрудничеству с Усть-Каменогорским учебно-производственным предприятием "Казахское общество глухих" налажено производство устройств и программ для поддержки детей с ООП. Одной из интересных и востребованных разработок является кресло-вертикализатор для работы с детьми, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, в сидячем, лежачем, вертикальном или наклонном положениях.
Все элементы запатентованного отечественного вертикализатора регулируются и позволяют подогнать узлы под рост и габариты ребенка, при значительном росте пользователя подножки и спинка заменяются на более крупные без необходимости покупки нового вертикализатора, - рассказывает сотрудник технопарка "Shygys Bastau" Amanzholov University Бауыржан Туякбаев. - Новизна в том, что для облегчения смены позиции аппарат оснащен автоматическими механизмами вертикализации и наклона спинки, управляемыми через пульт, что значительно облегчает работу педагога или опекуна. В отличие от зарубежных аналогов этот вертикализатор стоит почти в четыре раза дешевле, к тому же мы предоставляем гарантийное и постгарантийное обслуживание.
Парты-растишки и регулируемые стулья, кровать-вертикализатор, арка-качалка – все это изготавливает на базе технопарка университетская команда разработчиков, в числе которых есть и инициативные студенты. Например, модернизированный сенсорно-динамический комплекс "Дом совы" в отличие от зарубежных аналогов регулируется по ширине и длине от двух до 3,5 метра, высота также регулируется, многофункциональность повышена за счет добавления в конструкцию дополнительных элементов, таких как лестница, скалодром, баскетбольный щит и другие. Все ноу-хау изготовлены по главному принципу — безопасность, поэтому в производстве часто используются дерево и эко-кожа. А все углы мебели исключительно мягкой формы. Ее можно использовать не только в реабилитационных центрах, но и дома.
На старте все образцы продукции прошли испытания на базе Центра непрерывного и инклюзивного образования нашего вуза "Dana bala" и Центра поддержки реабилитации детей с церебральным параличом "DEMEY". Эти разработки позволят заместить импорт, обладают конкурентными преимуществами, но в тоже время являются более доступными, поэтому требуют широкого распространения, - уверены ученые.
"Умные" технологии для коррекции
Ученые вуза не пренебрегают современными трендами, внедряя современные технологии в свои разработки. Так, интерактивный стол для дефектолога, оснащенный современными инструментами, служит для помощи детям с задержкой речи. Его главным преимуществом являются авторские логопедические разработки и методики для коррекции на казахском языке. Не имеющий аналогов в Казахстане, он включает в себя сенсорный моноблок, интерактивную панель, профессиональное логопедическое зеркало, логопедические карточки и методический материал. А именно более 100 заданий для автоматизации звуков и элементарных математических представлений. Также их можно использовать для коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и с легким нарушением интеллекта.
Это многофункциональное оборудование решает проблемы с фонетическим восприятием, зрительной и вербальной памятью, словесно-логическим мышлением, правильным произношением звуков, постановкой ударений. Сейчас стол уже апробирован в дошкольных организациях образования, коррекционных детских садах, реабилитационных центрах, коррекционных кабинетах, — отметил автор идеи, логопед-дефектолог высшей квалификационной категории, сеньор-лектор кафедры психологии и коррекционной педагогики, магистр дефектологии Рауан Байчинов.
Коррекция невозможна без последовательной и логичной методики. Специалисты вуза разработали и новые методы обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи, и методические пособия для их родителей, а также педагогов. Команда ученых предлагает несколько видов методических пособий, куда входят карточки мнемотехники, логоритмика, логопедический альбом, пособие для правильного произношения звуков и учебные книги с QR-кодами для детей с заиканием. Интересно, что все материалы созданы на казахском языке. Однако и русская версия не менее востребована. Столы и методики уже используют в центре непрерывного инклюзивного образования "DanaBala", при спонсорской поддержке ТОО "Казцинк" - в Кабинете психолого-педагогической коррекции Уланского района.
Комплекс отличается тем, что, положение моноблока, наклоняемой столешницы, а также высота основной столешницы регулируются автоматически под рост ребенка с помощью блока управления, оснащен программным обучающим комплексом в виде авторских интерактивных тренажеров, состоящим из более 500 заданий на казахском и русском языках, а также набором обучающих альбомов, методических пособий и принадлежностей. Зарубежные аналоги стоят более трех миллионов тенге, а этот со всеми принадлежностями - не более 1,8 миллиона тенге, - подчеркивает Бауыржан Туякбаев.
Сейчас весь проект в вузе уже перерос в более крупную программу с целью создания комплексной системы инклюзивного образования, обеспечивающей равные возможности для качественного обучения, социализации и профессиональной реализации обучающихся с особыми образовательными потребностями с участием ученых и практиков-экспертов. Одна из задач которой - "Комплексная система специальной психолого-педагогической поддержки обучающихся с расстройствами аутистического спектра с применением инновационных методик и технологии искусственного интеллекта" подана на конкурс программно-целевого финансирования Миннауки РК на 2025-2027 годы.
Развитие этого важного направления в приоритете любого развитого государства. В свете необходимости предоставления равных возможностей для качественного обучения, социализации и профессиональной реализации обучающихся с особыми образовательными потребностями, актуальным является распространение и внедрение готовых разработок наших ученых в организациях образования и коррекционных центрах не только Восточного Казахстана, но и в целом всей страны, - резюмируют в Amanzholov University.
В университете на протяжении нескольких лет успешно реализуется проект "Центр компетенций по психолого-педагогической подготовке и методико-технологической поддержке детей с особыми образовательными потребностями (ООП)" при финансировании АО "Фонда науки" и при софинансировании университета. Общий объем средств - 110 млн тенге.