Россия может начать взимать плату за пересечение госграницы
Министерство транспорта России предлагает ввести плату за пересечение государственной границы автомобилями и грузовыми поездами
Данное предложение Минтранс подготовил во исполнение поручений по итогам прошедшего в конце августа заседания Государственной пограничной комиссии (ГПК).
Уточняется, что на первом этапе платными предлагается сделать автомобильные и железнодорожные пункты пропуска через границу. С автотранспорта министерство предлагает брать деньги в зависимости от его категории (легкой или грузовой), а с железнодорожного — за тонну груза.
Министерство также предлагает создать единого оператора взимания платы по аналогии с системой «Платон», взяв ее элементы за основу для введения нового сбора.
Знакомый с ситуацией источник сказал, что плата за пользование погранпунктами может быть введена уже во второй половине следующего года. По его словам, создание единого оператора — не единственный вариант.
Возможно, что операторов будет несколько либо плата будет взиматься только на новых, альтернативных пунктах пропуска, построенных с привлечением частных инвестиций, а старые будут работать в прежнем режиме.
Эксперт по налогам компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов отмечает, что решение Конституционного суда, признавшего платежи в рамках «Платона» не налогом или сбором, а «обязательным публичным индивидуально-возмездным платежом компенсационного фискального характера», дало зеленый свет для введения новых подобных поборов без изменений в налоговом законодательстве.
«Логика чиновников понятна, но по ней можно ввести плату за проезд по старому мосту, чтобы построить новый»,— говорит юрист. По его словам, плата за пользование погранпунктами будет еще больше похожа на сбор, как он определен в ст. 8 Налогового кодекса, так как, в отличие от платы за проезд большегрузов по автотрассам, в этом случае уже физически нельзя будет проехать, не заплатив.
В свою очередь, представители автоперевозчиков ожидают очередного роста нагрузки на их бизнес.
«Как всегда, за “дополнительный” сервис будет платить конечный потребитель, так как это будут прямые расходы, связанные с логистикой товаров»,— отметил директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов.