Потребитель берет здоровье под контроль
Согласно исследованию французской компании Ipsos, растет осознанный подход потребителей к своему здоровью
Это проявляется не только в тренде на поддержание здорового образа жизни, но и в запросе на информацию. Исследователи выделили три основных тренда в сфере здоровья.
Больше контроля за здоровьем
За период с начала пандемии COVID-19 выросла доля тех, кто определяет здоровье и здоровый образ жизни своей целью на ближайший год (с 45% в Q1/2020 до 47% в Q1/2021). Значительно выросла доля людей, которые искали информацию о здоровье, медицине или лекарствах онлайн (с 44% в Q1/2020 до 48% в Q1/2021). Поколение людей от 26 до 40 лет видят здоровый образ жизни своей целью на ближайший год (42%), но при этом они реже проходят регулярные медосмотры, и из-за напряженного образа жизни плохо следят за своим здоровьем.
Более молодое поколение от 16 до 25 лет опровергают прежнее представление, что здоровьем нужно интересоваться только в старшем возрасте и показывают высокий уровень обеспокоенности здоровьем из-за напряженного образа жизни.
80% населения старше 16 лет придерживаются постоянно хотя бы одного из принципов здорового образа жизни – отказ от курения, умеренное употребление спиртных напитков, занятие спортом, рациональный режим сна и отдыха, правильное питание.
Запрос на поддержание психического здоровья
За время пандемия повысился градус токсичности общения в социальных сетях. В качестве решения пользователи отказываются от приложений и переходят на браузерные версии, чтобы заходить реже на страницы соцсетей. Ищут способы блокировки нежелательного контента по ключевым словам.
В поддержании позитивного мышления больше других преуспело старшее поколение от 56 лет, в этом состоянии находится каждый второй. Меньше всего получается сохранять позитивные мысли более молодому поколению, но за год в этой группе на 1 пункт выросла доля осознающих важность и на 2 пункта упала доля не считающих важным мыслить позитивно. Среднее поколение оказалось больше подвержено стрессам.
Телемедицина
Пандемия стимулировала использование онлайн консультаций с врачами. Но несмотря на то, что сервисом воспользовался почти каждый десятый, и бурного роста его использования на протяжении года не зафиксировано, эксперты верят в потенциал роста данной услуги. Повод для оптимизма есть, так как опрос показывает, что 42% респондентов верят в удобство и полезность сервиса.
В Казахстане уже создана и функционирует Национальная телемедицинская сеть РК. На сегодняшний день в его состав входит 199 объектов здравоохранения, где установлены телемедицинское оборудование и программное обеспечение "ИС-Телемедицина", которое позволяет оперативно обеспечивать проведение консультаций между районными, областными и республиканскими телемедицинскими центрами. Наиболее эффективно используют возможности телемедицины в учреждениях здравоохранения Карагандинской, Южно-Казахстанской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областей. Самыми востребованными специалистами среди пациентов являются кардиологи, пульмонологи и неврологи.
По мнению Светланы Романовской, председателя правления ОЮЛ "Ассоциация "Лига потребителей Казахстана", у телемедицины есть ряд преимуществ, снижается риск распространения инфекций, легче осуществлять контроль при хронических заболеваниях, проще получить консультацию пациентам, которые живут далеко от специализированных медицинских учреждений, при этом врач может удаленно назначить определенные анализы человеку, чтобы он пришел на полный осмотр уже с пакетом результатов.
Телемедицина является перспективным направлением, способным кардинально изменить сферу здравоохранения в стране, при условии, что государство будет поддерживать ее законодательно, как это, к примеру, принято в Австралии. По расчетам экспертов использование телемедицины для лечения хронически больных людей позволяет сэкономить австралийскому здравоохранению примерно $2,1 млрд в год, - сказала Светлана Романовская.
Эксперт также отметила, что одним из важных аспектов в вопросах обеспечения прав потребителей является возможность получения ими достоверной информации. В некоторых сферах компании не предоставляют полной информации о влияние выпускаемой ими продукции на здоровье потребителей, а иногда законодательные ограничения не позволяют получить потребителям достоверную информацию. Как это получилось с никотинсодержащей продукцией, когда на законодательном уровне не решается вопрос безопасности из-за отсутствия технического регламента на данную продукцию.