В Мажилисе подняли ряд актуальных тем, озвучив их в депутатских запросах
В адрес госорганов народные избранники отправили вопросы по Фонду "Самрук-Казына", социальной ответственности инвесторов и частной монополии на железнодорожные пути
Сегодня на пленарном заседании депутаты нижней палаты Парламента подняли ряд актуальных тем в своих депутатских запросах, передает корреспондент Устинка LIVE.
В частности, депутат Мажилиса Аманжан Жамалов считает необходимым провести комплексный аудит активов Фонда "Самрук-Казына". Отметив, что при создании Фонда ставилась цель — через профессиональное корпоративное управление нацкомпаниями увеличить эффективность их деятельности, депутат подчеркнул, что суммы дивидендов в госбюджет от "Самрук-Казына" все это время были значительно меньше, чем средства, направляемые из бюджета на их инвестиционные проекты.
В каком бы формате граждане не получили право на владение долей в Фонде, без такой оценки и ее опубликования в открытом доступе, они не будут знать, что им предлагают – реальные инвестдоходы или огромные долги? Если не дать точный и конкретный ответ на этот вопрос – в неведении будут также находиться как нынешние, так и будущие потенциальные инвесторы, - уверен Аманжан Жамалов.
Он также отметил, что долг "Самрук-Казына" превышает 7,5 трлн тенге.
Депутат Екатерина Смышляева подняла вопросы социальной ответственности отечественных и иностранных инвесторов. По ее мнению, социальный аспект должен стать одной из важных частей Концепции новой инвестиционной политики, которая разрабатывается по поручению Президента страны.
Для этого мажилисмены предлагают закрепить в инвестдоговорах специальный раздел по социальным обязательствам. А для социально-ответственных компаний считают возможным предоставление дополнительных льгот.
Сегодня ни одно из трех существующих типов инвестиционных соглашений не содержит раздела по социальным обязательствам инвесторов в отношении работников предприятий. И если отечественные компании, как правило, выполняют эти обязательства без формальных договоров, то этого нельзя сказать об иностранных инвесторах. Работники должны иметь социальный пакет, безопасное рабочее место, возможность повышать квалификацию и развиваться, - отметила депутат.
Мажилисмен Азат Перуашев поднял вопрос о частной монополии на подъездные железнодорожные пути.
Предприниматели приводят примеры, когда доставить груз за тысячи километров из Актау до Кокшетау обходится дешевле, чем затем его же с магистрали по подъездному пути подать до предприятия. Доходит до того, что заводам дешевле самим построить новые подъездные пути в обход "захваченных" путей. Природа действий одна: ничего не создавая самим, облагать данью реальных производителей. Так, по расчетам бизнеса, каждое предприятие вынуждено платить монополистам до 100 млн тенге в год. При том, что на каждом подъездном пути находится несколько предприятий, как на участке «Промышленный» в Алматы, где расположены 38 заводов, отправляющих и принимающих тысячи вагонов. Только с этого участка монополисты собирают около 3 млрд тенге в год, а в целом по стране речь идет о сотнях миллиардов тенге. И все эти расходы ложатся в себестоимость и цену товаров, прямо влияют на инфляцию, - сказал Азат Перуашев.
Напомнив о поручении Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева разобраться с проблемой, парламентарий подчеркнул, что монополисты только расширили свои масштабы.