Власти Казахстана одобрили законопроект о мирных собраниях
Кроме того, мажилисмены определили исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых может быть отказано в организации и проведении мирного собрания
Сенат парламента Казахстана на пленарном заседании в четверг одобрил в первом чтении проект закона "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан".
Ранее депутаты Мажилиса ввели новую норму в законопроект - "презумпция в пользу проведения собрания".
Также было определено, что мирные собрания должны проводиться в специализированных местах. Эти места, согласно законопроекту, определяются местными представительными органами. В проекте закона сформулирован ряд требований к таким местам.
Согласно документу, мирные собрания в виде пикетирования могут проводиться не только в специализированных местах, но в любом другом месте, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом.
Законопроектом внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме митингов, собраний, пикетов.
В отличие от действующего закона, по которому любое мирное собрание от пикетирования до демонстрации проводится исключительно по разрешению, теперь организатору собрания достаточно лишь уведомить местные власти о том, что он планирует провести мирное собрание.
Депутатами Мажилиса были изменены статьи законопроекта, в которых описан механизм рассмотрения уведомлений.
Для проведения демонстрации или шествия используется другая форма уведомления - заявление о согласовании, основное отличие которого заключается в указании маршрута, по которому будут двигаться участники, его начального и конечного пунктов, протяженности, сведений об использовании транспортных средств.
Для уведомлений о проведении собрания, митинга или пикетирования срок подачи был уменьшен депутатами до 5 рабочих дней против 15, предлагавшихся правительством.
Одновременно с 10 до 3 рабочих дней сокращен срок, в течение которого местные власти должны отреагировать на уведомление.
С 15 до 10 рабочих дней сокращен срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия, а срок его рассмотрения - с 10 до 7 рабочих дней.
Законопроект также обязывает местные исполнительные органы размещать в свободном доступе на своих интернет-ресурсах сведения о всех специализированных местах для проведения мирных собраний, с отображением в режиме реального времени актуальных данных об их занятости на дату, интересующую организатора.
Депутаты также ранее исключили из статьи 7 законопроекта запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов.
Например, исключена норма, обязывающая журналистов предоставлять государственным органам фото и видеоматериалы с места мирного собрания.
Законопроект изменен также в той части, которая позволяла принудительно прекратить митинг, если число участников хотя бы на одного человека превышает заявленное организатором количество.
Право на свободу организации мирных собраний и участия в них гарантировано как гражданам, так и организациям.
Также депутаты сената рассмотрели и одобрили в первом чтении сопутствующий законопроект "О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам порядка организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан".
Законопроектом усилена ответственность за самоуправную, без уведомления местных исполнительных органов, организацию и проведение митингов, демонстраций и других мероприятий.
Организатор собрания несет более строгую ответственность, чем его участник.
Следующая →
Ранее депутаты Мажилиса ввели новую норму в законопроект - "презумпция в пользу проведения собрания".
- Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение данного собрания такое собрание может состояться, - отмечал ранее депутат Мажилиса Канат Мусин.
Также было определено, что мирные собрания должны проводиться в специализированных местах. Эти места, согласно законопроекту, определяются местными представительными органами. В проекте закона сформулирован ряд требований к таким местам.
- Они должны находиться в центральных частях городов и сел, обеспечивать возможность достижения цели мирных собраний, удобство организации, возможность использования организаторами и участниками объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний, других лиц, - отмечал Канат Мусин.
Согласно документу, мирные собрания в виде пикетирования могут проводиться не только в специализированных местах, но в любом другом месте, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом.
- Исчерпывающий перечень таких мест содержится во введенном рабочей группой новом пункте 5 статьи 9 законопроекта. Хочу отметить, что ни одного государственного органа, включая парламент и правительство, в этом перечне нет, - уточнял Канат Мусин.
Законопроектом внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме митингов, собраний, пикетов.
В отличие от действующего закона, по которому любое мирное собрание от пикетирования до демонстрации проводится исключительно по разрешению, теперь организатору собрания достаточно лишь уведомить местные власти о том, что он планирует провести мирное собрание.
Депутатами Мажилиса были изменены статьи законопроекта, в которых описан механизм рассмотрения уведомлений.
- Согласия акимата на проведение мирного собрания не требуется. В соответствии со статьей 10 законопроекта местный исполнительный орган, получив уведомление, обеспечивает безопасность мирного собрания. Если намерение провести мирное собрание противоречит закону, акимат может отказать в его проведении, но только если на это есть основания, указанные в статье 14. В остальных случаях акимат при необходимости должен предложить организатору другие условия проведения акции, но не отменять ее, - пояснял депутат.
Для проведения демонстрации или шествия используется другая форма уведомления - заявление о согласовании, основное отличие которого заключается в указании маршрута, по которому будут двигаться участники, его начального и конечного пунктов, протяженности, сведений об использовании транспортных средств.
Для уведомлений о проведении собрания, митинга или пикетирования срок подачи был уменьшен депутатами до 5 рабочих дней против 15, предлагавшихся правительством.
Одновременно с 10 до 3 рабочих дней сокращен срок, в течение которого местные власти должны отреагировать на уведомление.
С 15 до 10 рабочих дней сокращен срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия, а срок его рассмотрения - с 10 до 7 рабочих дней.
- Более длительный по сравнению с уведомлением срок связан с особенностью таких мероприятий, предполагающих перекрытие улиц, создание определенных неудобств для граждан и бизнеса, не имеющих отношения к этим мероприятиям, - пояснял мажилисмен.
Законопроект также обязывает местные исполнительные органы размещать в свободном доступе на своих интернет-ресурсах сведения о всех специализированных местах для проведения мирных собраний, с отображением в режиме реального времени актуальных данных об их занятости на дату, интересующую организатора.
Депутаты также ранее исключили из статьи 7 законопроекта запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов.
Например, исключена норма, обязывающая журналистов предоставлять государственным органам фото и видеоматериалы с места мирного собрания.
Законопроект изменен также в той части, которая позволяла принудительно прекратить митинг, если число участников хотя бы на одного человека превышает заявленное организатором количество.
- Мы полагаем, что в данной ситуации мирное собрание может быть прекращено властями только тогда, когда превышение числа участников создает угрозу для них самих или других лиц, которые не участвуют в этом собрании. Соответствующая поправка была внесена рабочей группой в статью 18 законопроекта, - информировал депутат.
Право на свободу организации мирных собраний и участия в них гарантировано как гражданам, так и организациям.
Также депутаты сената рассмотрели и одобрили в первом чтении сопутствующий законопроект "О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам порядка организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан".
Законопроектом усилена ответственность за самоуправную, без уведомления местных исполнительных органов, организацию и проведение митингов, демонстраций и других мероприятий.
Организатор собрания несет более строгую ответственность, чем его участник.