Операторы в Казахстане связи будут обязаны блокировать мошеннические номера
В республиканские Правила оказания услуг связи с 3 ноября 2025 внесены некоторые поправки — это сделано по приказу и.о. министра искусственного интеллекта и цифрового развития

Теперь в правилах определено понятие "биометрические данные" как персональные данные, отражающие физиологические и биологические характеристики человека, позволяющие идентифицировать его личность, передает сайт Zakon.kz.
При этом в систему предоставления справочной информации оператором сотовой связи круглосуточно включены следующие бесплатные услуги:
- оказание иных справочных услуг, касающихся услуг сотовой связи (прием жалоб на качество предоставляемых услуг;
- прием предложений по улучшению этих услуг, информация об услугах в роуминге;
- прием сообщений о подозрительных SMS или звонках, указывающих на возможную мошенническую активность).
Оператор сотовой связи имеет право оформить более десяти абонентских номеров на одного абонента при наличии обоснованных причин и предоставлении доказательств необходимости этого, включающих описание и идентификационные коды абонентских устройств, включая устройства машинного взаимодействия, используемые с этими номерами.
Для получения более десяти абонентских номеров физическое лицо должно указать цель использования каждого запрашиваемого номера и подтвердить достоверность предоставленной информации, требуемой оператором сотовой связи.
По итогам проверки заявления оператор оформляет абонентские номера на физическое лицо или отказывает в предоставлении с указанием причины отказа.
Если причины отказа устранены, физическое лицо может повторно подать заявление оператору сотовой связи.
Дополнительно в правила внесена новая глава, регламентирующая процедуру определения абонентского номера, с которого совершен звонок с признаками мошенничества, а также осуществления мошеннических действий в сетях связи.
Отмечается, что операторы сотовой связи используют собственные антифрод-системы.
Операторы сотовой и другие компании заключают соглашения с антифрод-центром Национального банка для интеграции своих информационных систем (баз данных).
На основе собственных антифрод-систем оператор сотовой связи самостоятельно определяет SMS-сообщения или звонки с признаками мошенничества, а также мошеннические действия на сетях связи, в том числе через GSM-шлюзы (сим-боксы), и предоставляет антифрод-центру Национального банка информацию об абоненте, включая ФИО, ИНН и список абонентских номеров, зарегистрированных на данного абонента.
При получении обращения от абонента через службу поддержки или информации от антифрод-центра Национального банка относительно звонков с признаками мошенничества, оператор сотовой связи проводит проверку в течение двух рабочих дней.
В случае подтверждения факта мошенничества оператор сотовой связи блокирует такой номер и предоставляет соответствующую информацию в антифрод-центр Национального банка в течение двух рабочих дней.
Если признаки мошеннических действий не подтверждаются, оператор сотовой связи уведомляет антифрод-центр Национального банка об отсутствии подтверждений в течение двух рабочих дней.
Приказ вступает в силу с 18 ноября 2025 года.