В РК обновляют 12 тыс. км дорог и внедряют цифровые решения в сфере транспорта
Совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры – одна из главных целей, обозначенных в Послании президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в прошлом году

Страна нацелена занять лидирующую роль в качестве транзитного узла Евразии. В связи с этим глава государства дал ряд важных поручений, касающихся обновления автодорог, создания новых транспортных маршрутов, улучшения логистических центров и внедрения цифровых технологий для оптимизации перевозок, передает корреспондент Устинка LIVE.
Правительство реализует комплекс мер, направленных на создание условий для устойчивого экономического развития и интеграции страны в глобальную транспортную систему.
Во время заседания Национального курултая "Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс" в марте 2024 года президент Токаев поставил задачу провести реконструкцию и ремонт не менее 12 тысяч километров автодорог. По итогам года строительно-ремонтными работами было охвачено именно 12 тысяч километров трасс, при этом основная часть (7 тысяч километров) уже завершена. В проекте было задействовано свыше 10 тысяч единиц техники и 25 тысяч квалифицированных специалистов. В результате состояние республиканских дорог улучшилось до 93 % от нормативных значений, а местных – до 89 %.
Наивысший приоритет был отдан завершению ремонтов четырех стратегически важных автомобильных трасс:
- Караганда – Алматы (885 км): реконструкция выполнена до первой технической категории с четырьмя полосами движения, современными барьерными ограждениями и полным освещением. Построено 33 моста, 48 переходов и установлено 700 водопропускных труб.
- Талдыкорган – Усть-Каменогорск (768 км): дорога реконструирована до I–II технической категории. Появились новые мосты, развязки и водопропускные сооружения, что значительно повысило безопасность и комфорт передвижения между областями Абай, Восточно-Казахстанской и Жетісу.
- Атырау – Астрахань (212 км): важнейший маршрут, соединяющий Казахстан с Россией, переведен в категорию II. На всем протяжении построено 6 мостов, 1 путепровод, 60 водопропускных труб и зоны отдыха.
- Актобе – Кандыагаш (96 км): дорога доведена до I–II категории с четырьмя полосами движения. Использовано почти 700 тыс. тонн асфальтобетонной смеси, построено 10 мостов, 5 путепроводов и 3 транспортные развязки.
В 2025 году ремонтные и строительные работы охватили уже более 13 тысяч километров дорог, из которых 7 тысяч проходят средний ремонт. В их числе – такие важные артерии, как Жезказган – Петропавловск, Мукыр – Кульсары, Уральск – Атырау и др.
Начато строительство автомобильной трассы Центр–Запад, а также участков Актобе – Улгайсын, Караганда – Жезказган, обходов Сарыагаша, Рудного и Шымкента. Полностью завершена дорога Калбатау – Майкапшагай.
Для мониторинга перегрузов уже установлено 60 автоматизированных станций измерения (АСИ). К концу этого года их число увеличится до 220.
Большое внимание уделяется цифровизации. Внедряются электронные билеты, цифровая диспетчеризация, предиктивное техобслуживание, интеллектуальные транспортные системы, — отметил вице-министр транспорта Максат Калиакпаров.