В темноте и в обиде
Как люди оказались в беспроСВЕТном положении?
Жильцы двух КШТинских многоэтажек вот уже третий месяц вынуждены добираться до верхних этажей пешком, по вечерам – еще и в кромешной тьме. В подъездах домов отключили электричество за долг, но жители говорят – за чужой долг.
- Маленькие дети, пожилые люди, даже инвалиды-колясочники добираются до 12-го этажа вверх и вниз, каждый день, – рассказывает один из «заложников» ситуации Серикжан Ахметжанов. - Некоторым людям уже вызывали скорую помощь, что будет дальше?
Электроэнергию в подъездах двух домов по улице Комсомольская, 39 и 39/1 отключили за неуплату. Только жители уверяют – это не их долги.
Протест прокурора
- В 2013 году из нашего КСК «Восток Ветеран» отделились четыре дома – по улице Комсомольская, 41, 43, 37/1 и 37/2, - рассказывает один из «должников» Серикжан Ахметжанов. – Однако плату за электроэнергию в их подъездах Шыгысэнерготрейд продолжал начислять кооперативу вплоть до 2104 года.
О том, что на них повесили долг «отколовшихся» домов, жители узнали, когда Шыгысэнерготрейд подал в суд на кооператив – с иском о погашении долга.
- КСК должно было предупредить о том, что четыре дома вышли из состава, - поясняет позицию компании заместитель гендиректора по развитию Назым Олешкевич. - Согласно п.5.2.5 Договора Потребитель обязан в течения пяти дней письменно сообщить Продавцу об изменении: юридического и/или фактического адреса, банковских реквизитов, видов и линий связи, владельцев объектов электропотребления и других данных, влияющих на надлежащее исполнение Договор. Мы не владеем информацией о составе участников КСК.
С доводом энергетиков согласились суды и первой, и апелляционной, и кассационной инстанции. Впрочем, это не заставило людей смириться с тем, что придется оплачивать долг бывших соседей. КШТинцы обратились с жалобой к Генеральному прокурору РК Асхату Даулбаеву. И не зря - глава надзорного ведомства страны внимательно изучил ситуацию «комсомольцев» и нашел массу нарушений в вынесенных судебных решениях. Во-первых, Асхат Даулбаев в пух и прах разнес главный довод, которым руководствовались Шыгысэнерготрейд, а затем и судьи.
«Реквизиты, указанные в пункте 5.2.5 Договора (адрес, банковские реквизиты, виды и линии связи и т.д.) кооперативом не изменялись, а факт выхода четырех домов никем не оспаривается и не подпадает под данное требование Договора. КСК не уведомило ТОО вовремя по уважительной причине. Сменилось руководство, а старое не удосужилось передать бумаги, - указывает в своем протесте Генпрокурор страны.
Свой протест с еще десятком выявленных нарушений Асхат Даулбаев направил в Верховный суд Республики Казахстан, а уже оттуда дело перенаправили в областной суд на повторное рассмотрение в новом составе.
Рано радовались
Громкое «возвращение на родину», однако, не помогло «комсомольцам».
- В апелляционном суде вынесли решение с непонятной формулировкой – и не в пользу Шыгысэнерготрейда, и не в пользу КСК, - рассказывает житель многоэтажки. – Судья совершенно исказил протест Генерального прокурора. Речь шла о разделении долга, но суд об этом вновь не упомянул...
Тогда с требованием справедливо пересчитать обязательства в суд на энергетиков подал сам кооператив. Разбирательства вновь затянулись, шли с переменным успехом. Не вдаваясь в множество юридических нюансов, отметим только, что последний, апелляционный суд снова резюмировал – Шыгысэнерготрейд делать перерасчет не обязан. Более того, рассказывают жильцы, судья поставил им настоящий «шах».
- В решении суда указано, что мы не имеем права просить перерасчета, - недоумевают «комсомольцы». – Для этого мы должны ждать… когда на нас самих подадут в суд! Но Шыгысэнерготрейд не торопится подавать в суд, им удобнее отключить нам свет. Ведь только в суде мы сможем доказать, что долг в 600 тысяч тенге - не наш.
Тайна за семью печатями
КСК вовремя не уведомило об отделении четырех домов, пояснил Шыгысэнерготрейд и «Устинке плюс».
- Шыгысэнерготрейду и ВК РЭК должны были знать о выходе этих домов, так как они должны были заключать дополнительные соглашения с управляющими компаниями, взявшими кондоминиумы на обслуживание, - предполагают жители, оставшиеся с носом, вернее, чужим долгом.
Спрашивается: Шыгысэнерготрейд не могли не знать, о том, что дома больше не ветерановские?
Мы задали Шыгысэнерготрейду вопрос – с кем компания заключала повторные договора или дополнительные соглашения на электроснабжение в «ушедшие восвояси» дома? Компания, сославшись на закон «О персональных данных и их защите», информацию не предоставила…
Зато в КМС №1 нам подробно рассказали, какие кооперативы, ИП и управляющие компании брали эти дома под свою опеку после выхода из "Восток Ветерана" в 2013-2014 годах. Трудно предположить, что ни один из них не представился энергоснабжающей организации.
Суметь добыть!
В областной прокуратуре отметили, что КСК не утратило возможности отстаивания своей позиции.
- КСК вправе обратиться в Верховный суд РК с ходатайством об оспаривании вынесенного судебного акта в кассационном порядке, - пояснил заместитель прокурора области Нурлан Бижанов. – Также в качестве одного из способов защиты своих прав в случае отключения электроэнергии можно рекомендовать кооперативу оспорить в судебном порядке действие или бездействие ТОО, в том числе и относительно произведенных начислений.
В Жилищной инспекции Усть-Каменогорска также пояснили, что шанс доказать свою правду у жильцов есть.
- Вышедшие из КСК дома заключали договор с энергоснабжающей организации, - пояснили в ведомстве. – И их новые управляющие компании или кооперативы наверняка уведомляли энергетиков о том, что дома перешли к ним. Ведь есть протокол собрания или опросные листы о том, что дом вошел в состав другого КСК. Они могут быть доказательством, что в такой-то момент дома ушли из состава бывшего КСК. Если пострадавшие жильцы сумеют добыть эти документы, то могут представить их суду. Ранее эти доказательства не были обнародованы, и поэтому суд не учел их. Если есть предположение, что эти документы есть в Шыгысэнерготрейд, то их можно истребовать через суд...
Пока «комсомольцы» продолжают отстаивать свою правоту, жилищники советуют учиться на их ошибках.
- Чтобы избежать подобных длительных споров, при смене органов управления или изменения состава КСК следует незамедлительно уведомить все коммунальные службы, - говорит руководитель жилинспекции Фархат Жилибаев.