Междугородный транспорт Восточного Казахстана: перераспределение пассажиропотока
В каком виде в Восточно-Казахстанской области находится сеть регулярных пассажирских перевозок автобусным транспортом и куда оказался перераспределен поток пассажиров "межгорода"
Перемещаясь по городам и весям области, теперь не так-то просто найти автостанцию, приобрести билет и прокатиться на автобусе, идущем строго в назначенное время строго по маршруту, передает корреспондент Устинка LIVE. Одни направления пошли прахом еще десятилетия назад со сменой общественно-экономической формации, другие закрылись совсем недавно, с дуновением карантинных ветров. Опасные времена автостопа девяностых годов сменились не менее опасным пользованием агрегаторами такси. С чего началась стагнация регулярных автобусных пассажирских перевозок и чем она продолжается?
Далекое прошлое
С образованием в 1965 году областного пассажирского автоуправления вопросы организации перевозок по Восточному Казахстану постепенно стали разрешаться. 1967-1968 годы – ввод в эксплуатацию Усть-Каменогорского автовокзала и начало строительства сети новых автостанций по области. Открытие новых ПАТП, централизованное приобретение автобусов и запчастей, насыщение кадрами. Так в 1987 году к услугам жителей и гостей Восточно-Казахстанской области насчитывалось 152 пригородных и 82 междугородных маршрутов, на которых одновременно работало 760 автобусов. Пятьдесят автостанций и 58 кассовых пунктов неустанно обслуживали пассажиров. В области функционировало одиннадцать пассажирских автотранспортных предприятий, масштабно реконструированных, регулярно обновлявших технику. На базе предприятий организовывались столовые, раздевалки, медпункты. При этом способ подготовки водителей автобусов не отличался сложностью: водителю, имеющему класс вождения легковых и грузовых автомобилей, достаточно было пройти двухмесячные курсы водителей категории "Д" для работы на автобусах всех марок. Водители, конечно же, требовались всегда, поскольку расширялись автопредприятия, открывались новые маршруты и графики.
Непреодолимые обстоятельства
Постепенное сокращение функционирования системы "межгорода" легко отследить по публикациям в районных газетах девяностых годов, наглядный пример – Предгорненское пассажирское автотранспортное предприятие, которое осуществляло перевозку пассажиров по Глубоковскому району. О нерентабельности заговорили уже в феврале 1992 года, отменив маршруты Верх-Уба – Усть-Каменогорск, Веселовка – Усть-Каменогорск и несколько направлений по району. Сократились рейсы по многим другим направлениям. Автопредприятие уже к 1 марта того же года было вынуждено отказаться от половины междугородных и пригородных маршрутов, будто бы в одно мгновение оказавшихся убыточными. Затем – дальнейшее сокращение графиков, жалобы пассажиров на заполненные до отказа немногочисленные автобусы. Как и прочие автопарки области с весьма похожей судьбой, отправившись в свободное плавание по волнам рынка, ПАТП продолжало возить пассажиров. Лучший пример самоорганизации находился в Уланском районе – в поселке Асу-Булак, чье выживание стало прямо зависеть от связи с областным центром и откуда ПАЗ-ики местных индивидуальных предпринимателей исправно возили пассажиров в Усть-Каменогорск все девяностые и двухтысячные годы, причем не без перспектив: вполне планировалась замена стареньких автобусов на новые. Но точка в работе многих перевозчиков была поставлена уже в недавнем прошлом.
Конкурентный рынок
"Предгорное! Верх-Березовка!", "Шемонаиха! Первомайка!". Такие возгласы водителей междугородных такси можно было постоянно услышать в районе Дворца спорта еще в десятых годах. С отменой и сокращением многих автобусных маршрутов потребность регулярного перемещения из областного центра по районам никуда не исчезла, и освободившуюся нишу заняли владельцы легковых автомобилей. На определенных направлениях даже работали одни и те же водители, бравшие с пассажиров вполне по-божески, ненамного дороже, а то и наравне со стоимостью автобусного сообщения на те же расстояния.
Охотно и даже по стоимости автобуса подвозили пассажиров и местные жители районов: опрос выживания населения стоял намного выше наживы. Конкурентная среда успела развиться в двухтысячных годах в виде еще двух автовокзалов вдобавок к центральному, на проспекте Абая. Это позже закрытый автовокзал на улице Виноградова и автовокзал в стенах железнодорожной станции «У-Ка вокзал». Какое-то время им всем хватало работы.
Новое испытание
Согласно данным Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, из 34 направлений, связывавших Усть-Каменогорск с районами области и действовавших до 2020 года, выполняются 11, временно приостановлены 20, не востребованы восемь направлений пассажирского сообщения. Вследствие запретов на обслуживание регулярных междугородных пассажирских перевозок, неоднократно вводившихся в течение 2020 и 2021 годов, общий срок вынужденного простоя перевозчиков составил 12 месяцев. Именно таким образом пандемия больно ударила по работе перевозчиков и автовокзалов всей страны. По словам представителей перевозчиков, вынужденный годичный перерыв в работе тяжело отразился на их платежеспособности, на сохранности коллектива водителей и работников предприятий, на возможности приобретения горюче-смазочных материалов, запчастей и шин. Так многие предприятия были попросту закрыты. Однако основным бичом пассажирских автобусных перевозок и Управление транспорта, и представители перевозчиков называют "нелегальные" междугородные такси.
"Нормальное" распределение
Уже в новейшей истории карантинные меры внесли свои коррективы в деятельность перевозок легковыми машинами. Извозчики никак не ограничивались в период пандемических ограничений и наиболее широко развернули свою деятельность именно в карантин, пока автовокзалы и автостанции находились под замком, а автобусы, готовые в любой момент возобновить работу, стояли на приколе, попав под общее приостановление своей деятельности.
Окрестности Дворца Спорта и протоку Комендантки заполонили легковушки, готовые по зову интернет-агрегатора сиюминутно стронуться с места в любом направлении за город. Площадки и скамейки вокруг центрального автовокзала занимают пассажиры, ожидающие, нет, не голоса диспетчера о прибытии автобуса, а полной загрузки салона такси, чтобы, плотно набившись в автомобиль – вполне в духе карантинных мер – резво отправиться в путь.
Подобным образом нынче функционирует и «автостанция» на улице Мызы с микроавтобусными перевозками. Так за неимением официальных пассажирских перевозок автобусами жители области перешли на услуги такси, свыкшись с необходимостью оплачивать дорогу по стоимости, устанавливаемой прихотью водителя. Переплачивая за сомнительную безопасность и мнимую комфортабельность легковушки, пассажир уже не садится в немногочисленные автобусы, которые еще двигаются по маршрутам. Так автобусы приходят и уходят с автостанций полупустыми.
На коротком плече
Как обстоят дела на более коротких расстояниях? Подавляющее большинство жителей соседних с Усть-Каменогорском поселков прямо и ежедневно зависят от сообщения с областным центром. Белоусовка – наиболее красноречивый пример. По словам местных жителей, транспортная связь с городом раньше никогда не была проблемой: маршрут "Белоусовка – Усть-Каменогорск" обслуживался местным частным перевозчиком. Принадлежавшие ему автобусы ходили в Усть-Каменогорск безотказно и ежечасно. В 2010 году тендер на этот маршрут выиграл перевозчик из Усть-Каменогорска, затем сообщение города с поселком стало неуклонно ухудшаться. По словам жителей, нередки случаи, когда водители и кондукторы не осведомлены о имеющихся на пути остановках, попросту проезжая мимо. Автобусы постоянно ломаются, систематически отменяются рейсы, пассажирам приходится заниматься длительным ожиданием следующего автобуса и основательно утрамбовываться в оставшиеся экипажи. Так о соблюдении посадки только по сидячим местам в строгом соответствии с посадочным номером на билете, что в недавнем прошлом являлось очевидным правилом на маршруте Усть-Каменогорск – Белоусовка, приходится забыть. А имеющихся семи автобусов у перевозчика на этом направлении оказывается явно недостаточно. Трех автобусов ЛАЗ предпринимателя из Белоусовки когда-то вполне хватало.
Вопрос субсидирования
По сообщению Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, из действующих междугородных внутриобластных маршрутов к субсидированию предлагается 32 маршрута, в основном соединяющие областной центр с районными центрами. На сегодняшний день рассматривается вопрос выделения средств на 2023 год для возмещения убытков перевозчиков связанных с обслуживанием социально-значимых междугородних внутриобластных сообщений.
Представители перевозчиков искренне недоумевают, почему внутриобластные перевозки пассажиров авиа - и железнодорожным транспортом субсидируются, а вопрос финансовой поддержки регулярных пассажирских перевозок автобусным транспортом находится на вечном рассмотрении. Перевозчики задаются вопросом форс-мажорных обстоятельств, фактически возникших на фоне вынужденного простоя в период карантинного запрета и оказавших прямое негативное влияние на финансовое положение перевозчиков. Пока вопросы остаются на рассмотрении, автобусные направления закрываются – так, под угрозой закрытия оказался маршрут Усть-Каменогорск – Зайсан. Вдобавок к маршрутам, целыми списками отмененным за последние всего лишь три года.
Куда делись автостанции?
Немалая часть пунктов перевозки пассажиров закрылась в девяностых и двухтысячных годах. Такая участь первыми коснулась множества маленьких поселков в отдалении от центральных магистралей: например, автостанция "Никитинка" в селе Бозанбай Уланского района превратилась в руины, от автостанции в поселке Алтайском Глубоковского района остались лишь куски стены. Прошедшее десятилетие сказалось плачевно на автостанциях Глубокого и Секисовки, превращенных в магазины.
По сообщению Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, в области функционирует один автовокзал – в городе Усть-Каменогорск, автостанция "ВК Облтранском" в Усть-Каменогорске, автостанции - в городах Риддер, Зайсан и Шемонаиха, в поселке Касыма Кайсенова, пункты обслуживания пассажиров – в селах Акжар и Курчум, поселках Белоусовка и Первомайский. Столь малое число автостанций включено в реестр автовокзалов, автостанций и пунктов обслуживания пассажиров ВКО. В недавнем прошлом, по словам того же ведомства, закрылась одна автостанция – в городе Алтай. Благо, в Серебрянске все еще работает касса выдачи билетов на автобусы по местным направлениям, а в Асу-Булаке автобус все также прибывает на площадку поселковой автостанции, пусть и постоянно закрытой.
Путешествие откуда-нибудь со стороны Риддера вполне могло бы выглядеть так. Приобретение билета на поселковой автостанции, ожидание автобуса в просторном зале, посадка в автобус строго по билету и по местам, высадка – строго на остановочных пунктах. И безопасное перемещение на комфортабельном лайнере с регулируемыми сиденьями. За исправностью автобуса проследил штат механиков и ремонтников. Водитель автобуса, прошедший обязательный предрейсовый медицинский осмотр. И это не ностальгия по далеким советским временам. Ведь новенький автобус оснащен цифровым тахографом, следящим за режимом работы водителя, а к радости пассажиров – кондиционирование воздуха и салонный телевизор, показывающий фильмы и мультики, скрашивающие путь. Не столь уж и утопичное представление для двадцать первого века. Правда?
Однако, собираясь в Усть-Каменогорск и поместившись в легковушку где-нибудь в Быструхе, жителям ВКО приходится выдвигаться в неизвестность, а чуть салон освободился – и вот на подходе еще желающие, стоящие в ожидании хотя бы какого-то транспорта прямо напротив заброшенной автостанции села Белокаменка, зияющей пустыми проемами окон и ржавой вывеской.
Так что пока остается лишь ждать, когда те, от кого зависит комфорт и безопасность передвижения по дорогам области, обратят свое внимание на проблему.