108 дел: признание сделок недействительными в ВКО носит массовый характер
На заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при Палате предпринимателей искали пути решения наболевшего вопроса и обсуждали эффективность работы согласительных комиссий
Очередной диалог бизнеса и госорганов прошел под председательством Игоря Шацкого, с участием первого заместителя прокурора ВКО Мейрама Таутенова, директора ПП ВКО Кайрата Мамырбаева, представителя бизнес-омбудсмена в регионе Алии Мукашевой, контрольно-надзорных органов и адвокатского сообщества, передает корреспондент Устинка LIVE.
Эксперт отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров ПП ВКО Алыстан Маратов напомнил об одной из главных проблем бизнеса в сфере налогообложения, касающейся оспаривания сделок в судах органами государственных доходов.
Проблема признания сделок недействительными со стороны налоговых органов приобрела массовый характер. К сожалению, добросовестный предприниматель от этого не застрахован, так как основанием для подачи иска в суд может быть присвоение контрагенту статуса высокой степени риска в Системе управления рисками в связи с неуплатой налогов, непредоставлением формы налоговой отчетности и так далее, – отметил Алыстан Маратов.
Чтобы не допустить нарушения прав добросовестных предпринимателей НПП "Атамекен" совместно с Комитетом государственных доходов МФ РК была достигнута договоренность о создании согласительных комиссий по досудебному рассмотрению материалов по сделкам, имеющим признаки недействительности, при территориальных департаментах государственных доходов.
Представитель "Атамекена" отметил, что в составе комиссии на сегодняшний день шесть действующих сотрудников Департамента госдоходов по ВКО и всего лишь один сотрудник ПП ВКО, и такое соотношение сил вызывает сомнение в объективности принимаемых комиссией решений. Неудивительно, что за два минувших года в ВКО комиссией было принято всего шесть решений в пользу бизнеса с учетом мнения представителя РПП. Кроме того, Комиссия действует на основании Положения, утвержденного руководителем ДГД, поскольку до сих пор отсутствуют конкретные законодательные нормы, регулирующие деятельность комиссии, что также дает преимущество налоговикам при формировании ее состава. Обоснованную критику со стороны субъектов предпринимательства вызывает и отсутствие в действующем законодательстве нормы по обжалованию протокольных решений комиссии.
На практике складывается такая ситуация, когда бремя доказывания и все негативные последствия по признанию сделки недействительной несет добросовестный предприниматель, а контрагент, который уклоняется от уплаты налогов и не находится по месту регистрации, не несет никакую ответственность, – пояснил Алыстан Маратов.
В Палате предпринимателей ВКО считают необходимым усилить работу согласительной комиссии путем включения в ее состав представителей из независимых отраслей, профессиональных адвокатов, юридических консультантов, активных представителей бизнес-среды. Необходимо внести изменения в налоговое законодательство РК по внедрению согласительных комиссий и на уровне Комитета госдоходов утвердить положение о согласительных комиссиях по досудебному рассмотрению материалов по сделкам, имеющим признаки недействительности.
Комментируя формирование состава согласительной комиссии, руководитель управления администрирования косвенных налогов ДГД ВКО Асхат Жибитаев заметил, что этот вопрос очень специфический, и разбирательства по делу требуют определенных сведений из базы данных, которые представляют налоговую тайну. Поэтому доступ к этой информационной системе сторонних лиц будет неправильным.
Если в эту комиссию включить тех же консультантов, юристов, и они будут просто адвокатировать, не исходя из фактов, то мы ни к чему не придем. Налоговый орган имеет право направлять в суд иски без рассмотрения согласительной комиссии, но мы пошли навстречу, подписались, рассматриваем. Из рассмотренных за 2021-2022 годы 336 материалов на согласительную комиссию выносилось 230. Порядка 11 материалов мы не направили в суд, потому что плательщики согласны были с нашими доводами; в 6 случаях мы не передавали, потому что сами не усмотрели основания для передачи; по 36 материалам стороны, которые являются поставщиками, согласились с нашими доводами и отозвали счета-фактуры самостоятельно. В суд в целом направили 189 материалов за два года, из них 108 было решено в нашу пользу, вынесены решения в пользу налогоплательщиков по 15 материалам, оставлены без рассмотрения по тем или иным обстоятельствам 9 материалов, – привел данные Асхат Жибитаев.
Представитель ДГД также сообщил, что вопрос утверждения регламента работы согласительных комиссий и разработки правил неоднократно был доведен до Комитета госдоходов. В настоящее время уполномоченный орган разрабатывает порядок рассмотрения дел согласительными комиссиями, который будет в дальнейшем доведен до всех департамнтов по стране.
Члены Совета высказались по поводу того, что органы госдоходов после признания регистрации поставщика недействительной автоматически считают данный факт доказательством отсутствия поставки товара, что является абсолютно формальным основанием.
Генеральный прокурор на сентябрьском форуме сказал, что в вопросах признания сделок недействительными мы подойдем к определению главного критерия: есть фактическая поставка товара и оказания услуги или нет? Сегодня этот критерий вообще никак не рассматривается. Признание регистрации поставщика недействительной не должно быть отправной точкой в вопросе, была сделка или не была», – высказал мнение бизнес-сообщества председатель Совета Игорь Шацкий.
По итогам обсуждений Совет пришел к заключению о том, что все свои предложения по формированию и регламенту работы согласительных комиссий Палата, прокуратура, ДГД и адвокатское сообщество должны направить в уполномоченный орган. А вопрос доначисления налогов по сомнительным сделкам требует более углубленного рассмотрения с обязательным привлечением представителей судейского корпуса.