Усть-Каменогорск
ясно
+5°
  • Усть-Каменогорск
    +5°
  • Алматы
    +14°
  • Нур-Султан (Астана)
    +12°
  • Актобе
    +16°
  • Форт-Шевченко
    +15°
  • Атырау
    +18°
  • Караганда
    +9°
  • Кокшетау
    +12°
  • Костанай
    +13°
  • Кызылорда
    +18°
  • Павлодар
    +12°
  • Петропавловск
    +10°
  • Тараз
    +14°
  • Уральск
    +12°
  • Шымкент
    +15°
$
447.89
476.78
¥
61.89
4.79
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Новый век великого актера Асанали Ашимова

Гастрольное турне по Казахстану совершает в свой 85-летний юбилей Народный артист СССР и РК, герой Труда РК, неоднократный Лауреат Государственных премий

Усть-Каменогорск и ВКО / Усть-Каменогорск / Новый век великого актера Асанали Ашимова
Фото:
Фото автора

Всеобщую популярность актер обрел благодаря роли Чадьярова в фильме "Конец атамана" (по сценарию Андрея Михалкова-Кончаловского), тогда в далеких 70 годах его просмотрело 30 млн зрителей. Потом было продолжение судьбы разведчика в остро приключенческом фильме "Транссибирский экспресс" (сценарий Александра Адабашьяна и Никиты Михалкова). Трилогию в 1989 году завершил "Маньчжурский вариант". А спустя 20 лет актер решил реанимировать эту историю в фильме "Кто вы, господин Ка?" (2009).

Запомнился многоплановый актер и в роли коварного Бекежана в кинодраме по казахскому эпосу "Кыз-Жибек", всего сыграно им более 50 ролей в кино, а еще больше в театре им. Ауэзова, где он служил долгие годы.
А еще у него успешная судьба режиссера и сценариста: "Полынь", "Дом у соленого озера", "Год дракона" по историческому роману Зии Самади (сценарий Юрия Визбора) об уйгурском восстании XIX века в Синьцзяне, "Легендарный Чокан", где в главной роли снимался его талантливый сын Саги, кинодрама по казахскому эпосу "Козы Корпеш — Баян сулу". Восток, по словам Асанали Ашимова, дорог тем, что в конце 50 годов, когда учился на 3 курсе, он участвовал в съемках фильма на Бухтарме, с чего, собственно, и началась его блестящая кинокарьера.

Творческий полет был прерван на долгие годы трагическим уходом из жизни сыновей Мади и Саги, жены, с которой было прожито 35 лет… Последней каплей для ухода из театра стала потеря дорогих для него партнеров по сцене и режиссера Мартина Клаузена в постановке которого "Перед восходом солнца" по пьесе Герхарта Гауптмана, он играл 20 лет.

На пресс-конференции в Усть-Каменогорске, отвечая на вопросы журналистов, что является для него главным кино или театр, Асанали Ашимов ответил с некой грустью:

У меня два сына, которые ушли из жизни, я их обоих люблю… Так же кино и театр. Но, как актер, я разницу понимаю. Кино – эпизодически: сегодня играем финал, завтра снимаем начало… Надо постоянно не терять ритм! А театр: начинаешь с самого начала и проживаешь до конца. Поэтому великое искусство – это театр – для актера! Это прекрасная профессия – театральный актер.

МОЛОДОСТЬ БЕЗ ГРИМА

Погружением в профессию артист уже много лет занимается с молодежью, преподавая в Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова. Собственно, с выпуска его учеников в 2018 году начался театр "Жана Гасыр", который показал в Усть-Каменогорске 4 спектакля.

Это удивительный по пластике "Король лев" - ремейк популярного мультфильма, в переводе на казахский язык. На этом эксперименты не закончились.

- "Жарканат" - "Летучую мышь" (оперетту Иоганна Штрауса) никто не ставил никогда в драматическом театре, – рассказывает художественный руководитель театра Талгат Кубеков. –Мы первые это сделали! Получилась веселая комедия – с молодым задором. Ребята сами все придумывают, и сценарий, и режиссура за ними. Пример яркий тому комедия "Последний звонок" – школьные истории трех друзей… Мы только направляем их, говорим вот здесь не надо - лишнее, а вот здесь – хорошо! В репертуаре 16 спектаклей.

Ведущий актер театра, совсем еще мальчик, Демеу Касымбек, дополняет, с жаждой расставить все точки над И:

Когда мы были студентами, на 1-2 курсах молчали, говорили они – Асанали ага и Талгат ага. А через 2 года наоборот: говорим мы. Они давали задание, а мы выполняли, работали с нами в таком направлении. И мы очень рады этому. От этого мы стали только лучше. Поэтому мы благодарим Асанали ага и Талгат ага. Мы очень счастливые ученики, потому что нас учил сам Асанали Ашимов!.

Воистину театр "Новый век" стал новым временем и для самого Ашимова. Работа с молодыми, когда хочется успеть передать им самое ценное, бесспорно, и новые силы дает. Без этого как он смог бы исколесить с весны столько городов? И впереди еще столько же. Он никогда не боялся трудностей, не смущает и теперь, что нет пока своего помещения: репетируют (спасибо огромное за это!) в фойе Дворца Республики, для выступлений иногда арендуют сцену у других театров. В данном случае гастроли спасение… Но мечта о собственной сцене остается. Коллектив немаленький – 35 человек. Преданная молодежь готова на все, чтобы только был "Ашимов театр", как они любят называть свое детище. Потому на всем экономят: сами хореографы, гримеры, костюмеры и разнорабочие … "Мы не лежим, работаем!" - их девиз.

Самое главное, они чувствуют большую ответственность, они не могут себе позволить быть плохими! – восклицает Талгат Кубеков. – Как Асанали Ашимов появляется, его аура, его присутствие это все актеров подтягивает.

Он для нас не только преподаватель и мастер, он нам отец и дед, и мама, очень близкий человек. Бывает, знакомит с кем-то – со словами: вот мой ребенок– Куаныш, а вот Касымбек! Асан Ашимов нас поддерживает и очень сильно любит. Мы его тоже сильно любим!» - говорит другой его ученик Куаныш Кудайберен, сегодня очень популярный среди молодежи киноактер, с которым фотографировались все наперебой, не меньше, чем с самим Асанали.

Ему досталась главная роль в автобиографической драме "Тағдыр тақтасы" ("Линия судьбы"), написанная на основе дневников Асанали Ашимова. Куныш об этом говорит так:

Сыграть как Ашимов, у меня не получится! Поэтому решил сыграть, как я чувствую эту роль, как я чувствую боль Асанали Ашимова, как я чувствую радость его. Этот спектакль – от НАС - как комплимент и благодарность Асанали Ашимову.

Спектакль начинается динамичным рок-н-роллом, который был хоть и в запрете, но не для Асани и его друзей. Участвует в спектакле вся труппа, они создают какую -то особую энергетику, которая держит до конца спектакля. Куаныш "без грима" проходит по всем отрезкам времени, которые подарила судьба Асанали: бесшабашная молодость, постижение профессии, друзья, любовь, потери, которые не отпускают его, мучают (это сон, где являются ему мама, жена Майра Айманова, сыновья Саги и Мади). Действие спектакля происходит на нескольких уровнях шахматной доски, каждый ход фигуры – это эпизод большой прожитой жизни, не без ошибок, как говорит сам Мастер. Заведена шахматная доска и на задник, где в каждой клетке появляются фотографии дорогих людей, коллег, которые уходили один за другим из жизни, но навсегда остались в судьбе Ашимова, сделали его таким, как он есть сегодня. Много образных символов. Когда два сына уходят со сцены в вечность, на шахматных фигурах коней появляются их шляпы, "жена" бросает алый легкий газовый шарф, и здесь не надо объяснений…В конце, и это до слез растрогало весь зал, звучит песня и ее подхватывает мужской сочный, чуть с хрипотцой голос… Это сам Асанали Ашимов выходит на сцену, чтобы завершить спектакль… Все встают с бурными аплодисментами, которые не остановить… И он обращается ко всем зрителям с огромной благодарностью, потому что для них он творил, а значит жил:

Я радуюсь своей необъятной земле, какое бы горе не обрушилось на мою голову, я все могу вытерпеть и собраться с силами. Спасибо земле Восточного Казахстана за горячий прием в столь суровые морозы!

Следующая →