Усть-Каменогорск
ясно
+14°
  • Усть-Каменогорск
    +14°
  • Алматы
    +19°
  • Нур-Султан (Астана)
    +8°
  • Актобе
    +15°
  • Форт-Шевченко
    +15°
  • Атырау
    +17°
  • Караганда
    +10°
  • Кокшетау
    +7°
  • Костанай
    +9°
  • Кызылорда
    +21°
  • Павлодар
    +7°
  • Петропавловск
    +5°
  • Тараз
    +14°
  • Уральск
    +14°
  • Шымкент
    +14°
$
448.56
+0.67
478.03
+1.25
¥
61.97
+0.08
4.79
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Как в Усть-Каменогорске решили отказаться от строительства алюминиевого завода

Возведение нового производства планировало Управление "Главалюминий" Министерства цветной металлургии СССР, однако напоминают об этом лишь архивные документы

Усть-Каменогорск и ВКО / Усть-Каменогорск / Как в Усть-Каменогорске решили отказаться от строительства алюминиевого завода

Послевоенные годы отличились в истории Усть-Каменогорска созданием генерального плана города, запуском цинкового завода, строительством "почтового ящика" - УМЗ, а также резким переломом в ходе строительства Усть-Каменогорской гидроэлектростанции. Началась планомерная застройка множества районов – Стройплощадки, Новой Гавани, Октябрьского поселка, Комсомольского городка поселка Аблакетка, а также типовых кварталов в центре города. Образовались крупные строительные организации – трест "Казгидроэнергострой" и трест "Алтайстрой", позже "Алтайсвинецстрой". Планы превращения города в крупный промышленный центр продолжали расширяться. И вот 28 июля 1948 года Совет Министров СССР своим постановлением решил построить в Усть-Каменогорске алюминиевый завод.

Выбор площадки

В 1948 году в Усть-Каменогорске обосновалось управление строительства Иртышского алюминиевого завода – "Алюминьстрой", которое, как и дирекция будущего завода, напрямую подчинялось главному управлению алюминиевой промышленности "Главалюминий" Министерства цветной металлургии СССР. Завод мог получиться целым промышленным гигантом – переработка глинозема, электролизные цеха. Энергию предполагалось получать с активно строящихся гидроэлектростанций Восточного Казахстана. Первоначально требовалось найти площадку под размещение завода, в сентябре 1948 года перед горисполкомом стоял выбор: выделить заводу участок на левом берегу Иртыша с одновременным строительством железнодорожного моста через Иртыш, или рекомендовать вторую резервную площадку северо-восточнее цинкового завода, в районе временного аэродрома, он же старый аэропорт. В итоге решили расположить стройплощадку именно на этой площадке, между временным аэродромом и подсобным хозяйством цинкового завода, он же Старый подхоз. Размещение завода закрепили на соответствующей схеме от 7 апреля 1949 года. Земли, отводимые под строительство Иртышского алюминиевого завода, принадлежали сельскохозяйственной артели "Красный Партизан". И вот 13 апреля 1949 года на общем собрании колхозников правление сельхозартели постановило: передать строительству завода земельный участок на 100 гектар в означенном месте.

Схема размещения завода

Новые кварталы

Дирекция будущего завода озаботилась возведением домов для сотрудников предприятия. В планировку города были включены кварталы 38 и 39. Квартал 38 – в границах улиц Краснооктябрьской, Урицкого и Тохтарова. Квартал 39 – по соседству, в границах улиц Краснооктябрьской, Тохтарова и Максима Горького. Проектная контора Восточно-Казахстанского областного отдела по делам архитектуры "Облпроект" в марте 1949 года подготовила пакет документации по будущим кварталам. Кварталы планировалось застроить двухэтажными кирпичными домами по образцам, переработанным "Облпроектом". Это восьми - и двенадцатиквартирные дома, а также восемнадцатиквартирные дома с магазином. Благоустройство кварталов предполагалось завершить установкой ажурных стальных ограждений с воротами. Заказчик – Иртышский алюминиевый завод. Подрядчик – трест "Алтайсвинецстрой".

Неразрешенные трудности

Пока строительный трест вел подготовку к возведению двухэтажных домов в кварталах 38 и 39 Алюминиевого завода, руководство будущего предприятия столкнулось с серьезными финансовыми проблемами. Штат предприятия состоял всего из 21 человека, помимо дирекции и конторских работников в штате числились работники таких профессий, как шофер легкового автомобиля и курьер-уборщица. Но и столь незначительный по величине коллектив не получал жалованья от "Главалюминия". Исполняющий обязанности директора завода В. Кононов в докладной записке министру металлургической промышленности СССР И. Тевосяну сообщил следующее:

В связи с тем, что до сих пор не решен вопрос с финансированием строительства Иртышского алюминиевого завода, срываются подготовительные работы к развертыванию строительства. Кроме того, аппарат дирекции, находящийся на площадке строительства, не получает зарплаты в течение трех месяцев и оказался в исключительно тяжелом материальном положении, существуя за счет распродажи личных вещей, а теперь буквально голодает. Убедительно прошу Вашего распоряжения в адрес главной бухгалтерии министерства о срочном почтовом переводе дирекции строящегося Иртышского алюминиевого завода 20000 рублей.

В адрес строящихся цинкового завода, "почтового ящика" и гидроэлектростанции приходили тысячи единиц дорогостоящего оборудования. Руководство строительства Усть-Каменогорской ГЭС в августе 1949 года телеграфировало в "Главгидрострой": в автотранспортной конторе "Иртышгэсстроя" закончились ремни вентилятора двигателей грузовиков ЗИС-150, простаивало 25 машин. Просило выслать сто ремней… самолетом. Срочно, любые расходы оплачиваемы! История же Иртышского алюминиевого завода закончилась, едва начавшись. Напоминают об этой крайне незаметной вехе лишь архивные документы, а также двухэтажные дома в районе проспекта Ауэзова, улиц Кайсенова и Тохтарова, благополучно достроенные "Алтайсвинецстроем" к 1951 году и перешедшие в его подчинение.

Использованы материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области.

Следующая →