Усть-Каменогорск
пасмурно
+16°
  • Усть-Каменогорск
    +16°
  • Алматы
    +14°
  • Нур-Султан (Астана)
    +16°
  • Актобе
    +22°
  • Форт-Шевченко
    +20°
  • Атырау
    +19°
  • Караганда
    +18°
  • Кокшетау
    +11°
  • Костанай
    +13°
  • Кызылорда
    +21°
  • Павлодар
    +13°
  • Петропавловск
    +8°
  • Тараз
    +14°
  • Уральск
    +15°
  • Шымкент
    +16°
$
441.44
-1.91
473.09
-2.45
¥
60.96
-0.22
4.75
-0.07
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Как красивый национальный праздник "Шығыс салбурыны" отмечали в ВКО

На Консонар-2022 – охоту по первому снегу – в селе Бозанбай собрались беркутчи, владельцы казахских гончих тазы, виртуозные всадники и, конечно, гости из РК и зарубежья

Усть-Каменогорск и ВКО / Усть-Каменогорск / Как красивый национальный праздник "Шығыс салбурыны" отмечали в ВКО
Фото:
Устинка LIVE/ В. Иванов

Отбирая из неисчерпаемой кладовой народного быта все самое лучшее, красивое, современность вносит в старые традиции и обычаи элементы нового, характерного для нашей эпохи, передает корреспондент Устинка LIVE.

Колыбель казахской этники

В селе Бозанбай уже второй раз проходят такие состязания охотников. Прошлые национальные игры не вышли за рамки региональных, участники были лишь из двух районов ВКО – Уланского и Урджарского. Однако интерес к народным традициям в Казахстане и за его пределами значительно вырос.

соревнования

В этом году к подножию потрясающих своим величием гор, где седой туман цепляется за заснеженные пики, а тяжелые облака отдыхают на скалистых плечах, собрались охотники и зрители из восьми регионов нашей республики, а также из Монголии, Киргизии, Китая, России, Турции и даже Венгрии. Порядка 35 гордых ловчих птиц и их владельцев – беркутчи проявляли чудеса охотничьего мастерства, выучки и преданности. Бесстрашно, сопротивляясь порывам ураганного ветра, загоняли живых зайцев и лис. 30 самых лучших представителей национальной породы гончих собак – тазы – соревновались в скорости и выносливости на беговой дистанции в один километр.

В этот раз мы собрали здесь и самых опытных всадников, - рассказал руководитель отдела внутренней политики Уланского района Нурхат Садыков. – Настоящие мужчины продемонстрировали свое умение в приручении диких лошадей. Объездка скакунов – нынче только показательные выступления, но дальше, скорее всего, она войдет и в соревновательную программу. Мы хотим, чтобы "Шығыс салбурыны" стал традиционным фестивалем международного уровня, а наш аул Бозанбай – колыбелью казахской этники. В нашей стране добрые охотничьи традиции и обычаи хранили и развивали главным образом простые охотники, и эти обычаи часто являются составной частью культурного наследия и несут определенную общественную, морально-воспитательную функцию.

Особую значимость соревнованиям Кансонар-2022 предавало и участие представителей Министерства культуры и спорта РК. Также в подготовке мероприятия приняла и Федерация национальных видов спорта "Кыран", ее вице-президент Багдатхан Мүптекеқызы вошла в состав судей состязаний. К слову, Федерация была создана с целью сохранения национальных традиций и исторического наследия казахского народа, к которым относится и охота с ловчими птицами и собаками.

С начала 2000-х годов представители "Кырана" занимаются передачей опыта кусбеги (специалист, обучающий беркута, сокола, коршуна охоте) подрастающему поколению и популяризирует эту древнюю традицию. Во всех регионах страны действуют школы подготовки охотников и обучения приручению диких беркутов. Совместно с сотрудниками экологических служб охотники участвуют в программах по исследованию и контролю популяции беркута в отдаленных регионах Центральной Азии.

Из глубины веков

Понять суть происходящего на горном плато близ Бозанбая невозможно без экскурса в историю степняков. Казахи – вольные дети великой степи, промысел зверя и птицы буквально в крови народа. Однако, кочевой образ жизни научил их жить в особой гармонии с природой, ценить и уважать ее красоту, что и привнесло в это старинное занятие свои ритуалы и традиции.

С давних времен самыми излюбленными видами промысла казахов были традиционная охота с ловчими птицами – саят и травля добычи степными борзыми – тазы. В условиях суровой кочевой жизни степнякам было уж точно не до излишеств. Поэтому так бережно относились они к своим верным спутникам – резвому коню, отважному беркуту и горячей борзой.

Особым уважением в народе пользовались опытные ловцы и воспитатели ловчих птиц - беркутчи и кусбеги. До сих пор в легендах и преданиях живет молва о знаменитых охотниках и их непревзойденных питомцах. Так говорят, что беркут, названный Сарыкус - Рыжая птица, принадлежавший Тинею из рода Найман, легко "ходил" не только на лисиц, но и на волков, оленей, маралов. А знаменитый беркутчи Жалаир Шора мог легко определить не только вид, но и возраст ловчей птицы, едва взглянув в вышину.

беркут

Опытные ловцы для охотничьих нужд приручали очень разных хищников из семейства пернатых, однако, самым сильным, смелым и умным всегда считался беркут – степной орел, которого казахские охотники до сих пор называют «птичьим богом». Особенно ценен во все времена был орел, обитающий в высокогорьях. Крупное и сильное тело этой птицы покрыто густыми и длинными перьями, грациозную шею венчает сухая змеевидная голова, у птицы мощные прямые плечи, горделивая осанка и горящие, глубоко посаженные глаза. Совсем нелегко поймать, а потом и приручить этого осторожного и бдительного хищника. Он достаточно смел, сообразителен и силен для того, чтобы дать ощутимый отпор.

Укрощение и выучка диких беркутов – занятие непростое и очень опасное, требующее особого терпения, смелости и невероятной выдержки. Зато потом обученный питомец с лихвой вознаградит своего тренера: догонит любую степную живность, сможет перехитрить лису, да и с волком не побоится сразиться. Пока беркут не научится возвращаться, он летает на длинном поводке. Затем его откармливают. Когда наступает линька, кормят, сажая на слабо натянутый аркан - шыжым, чтобы он похудел, не дают вволю спать. Когда птица начнет легко взлетать и садиться, ее берут на охоту.

Выезжая на охоту, кусбеги садит орла на правую руку, придерживая за ножные поводки - тамак бау, подпирает руку подставкой -балдак и садится на коня. В левой руке он держит поводья. Прибыв на место, кусбеги с беркутом становится на возвышенность. Остальные, шумя и крича, вспугивают жертву. Сняв томагу - кожаный чехол, плотно закрывающий глаза птицы, кусбеги отпускает беркута. Бытует поверье, что дом, где есть беркут, избегает нечисть. Поэтому его крылья, перья, лапы вешают в юрте на почетное место, изголовье колыбели. Священная птица оберегает от бед, сглаза, порчи, защищает от напастей.

Охота, как праздник

Обычно на охоту "беркутчи" выходили группой или поодиночке. Прекрасно зная повадки любого степного животного, места его обитания и особенности рациона, охотники заранее предвидели, где зверь может притаиться, откуда напасть, как попытается хитрить, путая след. Охотничий промысел требовал от человека немалого опыта, знаний, храбрости и упорства.

Казахские кочевники – настоящие дети природы, относились к этому занятию не только как к добыче трофеев. Ведь и само слово «саят» объемно и многогранно, оно неизменно объединяет сразу три разных понятия: соревнование, охоту и отдых.

охота

Салбурын – коллективная охота, устраивавшаяся как торжественное, праздничное мероприятие. Руководимые опытными беркутчи, в салбурыне принимали участие мергены - меткие стрелки, владельцы борзых - загонщики, многочисленные добровольные помощники, а также музыканты, певцы, сказители народного эпоса и просто люди, желающие повеселиться и знающие толк в хорошей шутке. На берегу горной речки, в местности, богатой и птицей, и зверьем, ставили большую юрту и начинали шумный праздник, чередуя охотничьи походы с веселым отдыхом, сопровождавшимся песнями, хохмами и байками у костра.

Отправляясь на охотничью вылазку, беркутчи облачали ловчих птиц в специальное снаряжение. Однако, завидев потенциальную добычу, с головы одного из орлов сдергивали колпачок и направляли его в сторону убегающей жертвы. Остальные не мешали и ждали момента, когда наступит срок и они тоже смогут показать охотничье искусство. Частенько на салбурыне устраивали и облавы. Загонщики, расходились по округе и поднимали невероятный шум, громко крича и колотя подручными средствами по звонким предметам. Вспугнутые громкими звуками животные выбегали прямо на мергенов и беркутчи. По следу удирающего зверья пускали стремительных гончих – тазы. Собаки этой породы обладают превосходными охотничьими характеристиками, отличаясь удивительной выносливостью и быстротой.

Традиционная казахская охота обычно проводилась без ружей, только с ловчими птицами и охотничьими псами, потому эти животные издавна в особом почете у казахского народа. Говорят, что за умелого орла можно было выручить до 10 верблюдов, а хороший тазы стоил до 50 голов скота - практически как калым за невесту.

Сразу после удачного охотничьего похода все участники "салбурына" устраивались поудобнее у костра и праздновали удачу. Накрывали дастархан с обильным угощением, заводили песни акыны, слышались рассказы бывалых охотников. Особенный момент - проникновенные речи во славу искусству беркутчи, похвалы быстроногим скакунам, мужественным охотничьим псам и гордым ловчим птицам.

Вот что такое настоящий салбурын - неповторимое состязание человека с природой, парад мастерства охотников, праздник наслаждения красотой природы и гармонией мира, - отмечает наблюдатель Федерации "Кыран" Константин Плахов. – И все это мы увидели здесь в Бозанбае. Очень отрадно, что традиции предков не забыты и нынешним поколением, охотничий азарт и сегодня бередит душу настоящих казахских мужчин, заставляя возрождать такие красивые виды промысла как саят и псовая охота.

Достояние Казахстана

Собаки породы тазы издревле входили в число семи главных сокровищ нации — Жеті қазына. Издревле по первому снегу охотники на лошадях отправлялись на промысел и охотились до конца февраля. Выпадет густой снег, а наутро безоблачно, светло и тихо. Такой очень благоприятный для охоты день казахи и называют кансонар.

С появлением жизни на земле первым спутником человека стала собака. Она была всегда верным другом и помощником – у казахов собаки бывают дурегей (беспородные) и тазы (гончие). Беспородные собаки охраняли жилище, скот. Из них, к слову выведены тобеты - волкодавы, способные задушить матерого волка. Эти крупные, размером с теленка, собаки обладают чутким слухом. Среди них бывают гладкошерстные и густошерстные особи. Охотничью же собаку казахи называют тазы. Это гончая собака среднего роста. Шерсть ее гладкая, ноги длинные, окрас зависит от среды обитания. Тазы использовали при охоте на зайцев, лисиц, волков. У степных – ши тазы высота в холке соответствует высоте в бедрах. Они легкие, быстрые, на вид хрупкие. Опытный охотник не позволяет ей ни жиреть, ни худеть. В состоянии крайнего азарта тазы без страха вступает в поединок с волком.

Собака

Кумай тазы породистых кровей, быстроногая, хваткая. В легенде говорится, что кумай появляется редко, из яйца собаковидного гуся - италаказ. Любимых тазы казахи сравнивали с быстрокрылой птицей Кумай. Кумай тазы - собака, охочая на зверя. Еще щенком прирученная к охоте, она обладает ловкостью и быстротой, отличным обонянием, дерзостью и отвагой. При поединке с матерым волком кумай тазы не позволяет себя ранить: вцепившись в горло, она быстро утихомиривает его. Подобной силой обладает лишь одна из сотни. Завывание собаки - плохое предзнаменование. И хозяин окриком заставляет ее умолкнуть, приговаривая: "Чтоб это случилось только с тобой". А вот поскуливание - признак чего-то хорошего. Существует также народная традиция - хоронить знаменитых скакунов и породистых тазы по человеческим обычаям.

По заслугам и честь!

Несмотря на пронизывающий ветер "Шығыс салбурыны" стал настоящим праздником и для участников, и для гостей. В гостеприимных юртах истинные ценители национальных традиций смогли насладится вкуснейшим пловом, согреться горячим чаем. А настроение отлично поднимали виртуозы слова – акыны.

Когда узнали о том, что у нас пройдут такие национальные состязания, решили обязательно приехать сюда всей семьей, - поделился впечатлениями Алишер Алашбаев. – Очень впечатлило все! Беркуты – прекрасные гордые птицы Великой степи. Удивляет, насколько они верны человеку их приручившему. Гоняют зайцев и лис, возвращаются к хозяину. Ну а тазы – это просто загляденье! Несутся как стрелы, быстрые, выносливые, преданные. Обязательно нужно популяризировать эти виды соревнований, приглашать туристов из других стран, привлекать молодежь. Ведь Казахстану есть, чем гордиться!

К слову, дочь Алишера Эмилия, которой всего два с половиной месяца, стала самой молодой болельщицей соревнований.

Кансонар – зрелищность и особая, трогающая потаенные струнки души, атмосфера. Но как в любом спорте здесь есть победители. Нынче призовые места в охоте с ловчими птицами разделились не в пользу восточно-казахстанских участников. Что же, есть к чему стремиться, чему учиться.

Итак…В состязаниях среди беркутчи 1 место занял Сейтжан Ашок из Алматинской области. 2 место у Ермухана Баетбай, он также из южной столицы. 3 место - Алмас Қасымов из Ақмолинской области. А вот в гонках тазы заводчикам нашего региона равных не оказалось! Победителем стал Мансур Қанатбекұлы, на 2 месте Адал Оразай, оба представляли ВКО. А бронзовый призер Жандос Озатұлы из Аягозского района Абайской области, то есть, тоже наш.

Следующая →