В Усть-Каменогорске обсудили вопросы отсутствия доступной среды
Диалог проходил в рамках дискуссионной площадки и проблемы доступности городской среды для лиц с инвалидностью рассматривались участниками в концепции "Слышащего государства"

Только вот представители государственных органов, приглашенные на мероприятие, отчего-то его проигнорировали. Услышит ли при таком раскладе собравшихся государство? Участие в экспериментальной дискуссионной площадке в формате "Аквариум" приняли активисты, представители НПО, общественных советов и инициативных групп, передает корреспондент Устинка LIVE. По итогам был выработан ряд рекомендаций, которые направят в соответствующие госорганы.
Во время дискуссионной площадки "Вопросы доступной среды в концепции "Слышащего государства" участникам представилась возможность взглянуть на ситуацию под разным углом. Однако в итоге мнения сошлись в единой точке соприкосновения – проблема назрела и ее надо решать глобально. Нужно ломать барьер между обществом и инвалидами, менять мировоззрение и тех и других, учиться принимать друг друга. Это касается представителей крупного бизнеса, которые могут предоставить рабочие места инвалидам, но не знают, как с ними взаимодействовать и ИП, предоставляющих услуги населению – субъектов малого и среднего предпринимательства, объекты которых пока не адаптированы, чтобы принять у себя не только лиц с инвалидностью, но и просто маломобильных клиентов.
Это же касается и самих инвалидов, некоторые из которых настроены по отношению к обществу с позиции "мне все должны, потому что я не такой как все".
Стоит отметить, что как таковой городскую среду в Усть-Каменогорске доступной назвать язык вряд ли у кого повернется, сядь он в инвалидное кресло хотя бы на время по болезни, или стань маломобильным. Никто не застрахован. Да даже в порядке эксперимента – тот еще квест получится! Хотя есть те, кто утверждал, что наш город вполне себе европейский. Ну, так вот в Европе вы нигде не увидите неработающих лифтов в надземных переходах, отсутствие пандусов и знаков дорожного движения, воткнутых прямиком посреди пешеходной дорожки (на инвалидном кресле в таком месте не проехать – только выезжать на проезжую часть). У нас такое – сплошь и рядом.
Стоит отметить, что ошибки при благоустройстве доступной среды у нас допускаются еще на этапе ПСД, - констатирует активист Андрей Жистовский. – Несоблюдение СНиПов. Представителей лиц с инвалидностью, экспертов в этом вопросе в состав комиссии даже по приемке не включают.
С позиции бизнеса, по мнению директора ОФ "Эмир" Сергея Елагина, должна быть господдержка со стороны госорганов тем представителям предпринимательства, которые создают как рабочие места для инвалидов, так и доступную среду для комфортного пребывания на своих предприятиях.
- В плане налогообложения, если ты бизнесмен и все предпринял, чтобы сделать жизнь людей с инвалидностью проще, нужны налоговые вычеты какие-то, чтобы бизнес понимал, что неся социальную нагрузку, он получает какие-то от этого преференции или льготы, - говорит Сергей Елагин. - И потом доступность среды – это не только про комфорт, это еще и про создание рабочих мест. Когда люди с инвалидностью могут работать и вести полноценную жизнь.
Как отметил ученый Антон Ивлев, с позиции НПО единственное, что они могут – привлекать внимание к этому вопросу на системной основе.
В автобусах, например, есть пандусы, но люди элементарно не знают, что можно попросить его выдвинуть водителя или самому этот люк открыть, - поясняет Антон. - Нужны соответствующие листовки с информацией об этом. Есть техническая возможность получить грант и можно создать приложение по доступным местам, куда маломобильный человек может зайти или не может. Можно попытаться привлечь чиновников к этой проблеме, как недавно в одном из городов Казахстана посадили в инвалидную коляску акима города. Если не соглашаются, можно блогеров. Ну и возбуждать административные производства. Например, если один раз водитель автобуса не выдвинул инвалиду пандус, он получил предупреждение, второй раз – штраф, третий – его вообще засудят. То есть показать, что человек не прав с юридической точки зрения.
Как рассказала мама особенного ребенка Ирина Ляховская, незадолго до мероприятия вернувшаяся со встречи с работодателями крупного предприятия, вопрос в том, что представители бизнеса не знают, как общаться с данной категорией людей и как создать комфортные условия для них.
Этот барьер нужно разрушить, следует информировать работодателей, как взаимодействовать с людьми, имеющими инвалидность по зрению, слуху и так далее, - отмечает Ирина Ляховская. – Транслировать эту информацию нужно со школьной скамьи.
По мнению председателя рабочей комиссии по работе с людьми с инвалидностью Общественного совета ВКО Ольги Кузовлевой, если налоговая система по отношению к предприятиям, обеспечивающим социальные рабочие места, не изменится, то ситуацию не переломить. Бизнес и государство должны работать вместе для решения вопроса трудоустройства инвалидов.
По итогам дискуссии соответствующим госорганам направлена резолюция по внесению изменений в существующие СНиПы. Рекомендовано предусмотреть на стадии проектирования и приемки объектов участие малобильных граждан, обеспечения доступности социальных объектов для маломобильных граждан (пожилые, люди с инвалидностью, молодые матери и прочие). Также рекомендуется внести изменения в Законодательство Республики Казахстан в части касающейся налоговых льгот для предпринимателей, создающих условия для маломобильных граждан.
Необходимо создание рабочих групп в рамках государственно-частного партнерства по созданию условий по созданию доступной среды, что позволит предпринимателям увеличить количество клиентов и получить налоговые льготы, а государству решить вопрос социализации маломобильных граждан, ну а последние в итоге получат безбарьерную среду.
Также нужно создать мобильное приложение для граждан всех категорий с указанием "рейтинга доступности" социальных объектов. Это лишь немногие из рекомендаций, адресованных к госструктурам и в Центр поддержки гражданских инициатив, подконтрольный Министерству информации и общественного развития РК.