Как в Усть-Каменогорске образовался поселок гидростроителей – Аблакетка
История возникновения микрорайона, имеющего уникальное географическое расположение и богатое прошлое
Приближаются важные юбилейные даты в истории Усть-Каменогорска. Декабрь 1952 года – Усть-Каменогорская ГЭС дала первый промышленный ток. Январь 1953 года – гидроэлектростанция была запущена во временную эксплуатацию. Витки истории продолжили стремительно закручиваться и после запуска электростанции, поселок гидростроителей Аблакетка развивался и далее.
Еще в 1930-е годы местность близ устья речки Аблакетки была суровым необжитым краем. Ледяной Иртыш стремительным потоком вырывался из горного ущелья. Сильнейшие морозы и крупные наводнения обрушивались на Усть-Каменогорск. Немногочисленные поселения речников и колхозные усадьбы - вот и вся цивилизация на Иртыше выше Усть-Каменогорска. Ситуация поменялась с постройкой гидроэлектростанции. Необходимость ее возведения обуславливалась серьезным энергетическим голодом в непрерывно расширявшейся промышленности Восточного Казахстана и освоение потенциально колоссальных запасов энергии, которую могла дать великая река. ГЭС было решено разместить в том самом месте, где бурный горный Иртыш пробегает последний крутой поворот в горном массиве и затем успокаивается, разливаясь по широкой равнине.
Первые приготовления
19 февраля 1939 года в городе Усть-Каменогорске началась работа управления по строительству гидроэлектростанции на Иртыше - "Иртышгэсстрой". Руководство: начальник строительства Петр Иванович Зимин и главный инженер, позже начальник строительства Михаил Васильевич Инюшин. В течение весны 1939 года инженеров, служащих, рабочих расселили в городе, в частных и коммунальных домах. Некоторые отделы "Иртышгэсстроя" размещались на верхнем этаже областного драматического театра, также для строительного управления в Усть-Каменогорске были выделены помещения на улице Максима Горького. Первый объект, строительством которого озаботилось новообразованное управление: автогараж "Иртышгэсстроя". Под него был выделен участок за городским рынком по адресу: улица Орджоникидзе, 25, в районе будущей площади Ленина. Однако на тот момент название "Усть-Каменогорская ГЭС" имело совершенно иное значение: Усть-Каменогорская городская электростанция. Первая "ГЭС" была построена в городе, в районе Крепости в 1937-1938 годах и запущена в 1939-м. Поначалу электричество развернувшемуся строительству давала эта тепловая электростанция.
Дорога к будущей ГЭС
Чтобы беспрепятственно подавать энергию на строительную площадку и капитально отстроить рабочий поселок, вначале требовалось решить сложнейший вопрос с подъездными путями. Крайний к будущему гидроузлу уголок цивилизации находился в стороне города, в десятке километров: поселок Верхняя Пристань. От Пристани вдоль Иртыша начиналась отвесная скала, что называлась Притор. Никакой известной поныне дороги не было, место возведения ГЭС было "заперто" среди гор. Решено: взрывать скалу вдоль Иртыша и проложить постоянный путь.
28 апреля 1939 года. Дата, положившая начало железной и автогужевой дороге "Иртышгэсстроя". В этот день начались взрывные работы на Приторе. Сплавная контора треста "Казлес", что находилась вблизи Притора и речной порт Верхней Пристани были строго предупреждены о мерах предосторожности - не причаливать вблизи скалы и не допускать скопления сплавляемого по Иртышу леса. Работали не покладая рук: заряд за зарядом, хлопок за хлопком отодвигалась линия горы. Откалывались огромные булыжник за булыжником, невероятные по нынешним меркам усилия потребовались, чтобы по окончанию взрывных работ практически вручную выровнять площадку под дорогу. Так в течение 1939-1940 годов построили железную дорогу и автогужевую дорогу "Иртышгэсстроя": от Верхней Пристани до стройплощадки гидроузла.
Строительные работы развернулись и от станции Защита. Поначалу городское коммунальное хозяйство выделило "Иртышгэсстрою" для ремонта и дальнейшего использования мост старой узкоколейки "Риддер-Усть-Каменогорск", находившийся в районе мельницы номер 10. Пока пользовались временной переправой, шло строительство железнодорожного Ульбинского моста, который был завершен в 1946 году, по свидетельствам тех лет – в год самой большой воды на Ульбе. Мост смог обеспечить постоянное функционирование железнодорожной ветки "Защита-Иртышгэс". Сейчас место постройки моста выглядит иначе. Берега Ульбы в этом месте соединяют объездной автомобильный мост и железнодорожный мост более поздней постройки.
Возникновение поселка
Руководству стройки требовалось решить множество вопросов по найму работников и их размещению. Управляющий строительством П.И. Зимин просил вышестоящее руководство о выделении фондов на оборудование, спецодежду и на строительство жилья в так называемом временном поселке строительства. Жилая застройка поселка началась с бараков, заблаговременно построенных к зиме 1939-1940 годов. Это камышитовые и саманные бараки с номерами с 11 по 18, а также три деревянных дома и две рубленые двухэтажки, получившие построечные номера 140 и 141. В течение 1939 года были построены временные здания бани, пекарни, детсада, амбулатории и здание управления "Иртышгэсстрой" - двухэтажное угловое строение у будущей центральной улицы Аблакетки, позже ставшее известным как "Трест". В одном из бараков была размещена школа, в бараке номер 18 – клуб. Отдельное здание было отведено под временную электростанцию – ВЭС-1, и в еще одном бараке разместили единственный радиоприемник. Наименование "Аблакетка" в качестве названия временного поселка строительства появилось в документах в 1940 году. С началом Великой Отечественной выполнять обустройство поселка Аблакетка стало еще тяжелее. Именно во время войны, в 1943 году, был образован Аблакетский поселковый совет, так название поселка Аблакетка закрепилось в официальных документах.
Послевоенные годы
С окончанием войны строительство ГЭС вышло из состояния вынужденной спячки. Началось возведение цехов, баз, подсобных предприятий. В 1946 году шло строительство больших помещений автотранспортной конторы, он же "Автогараж", подстанций, кирпичных заводов, складов и других объектов. Основной материал для строительства – бутовый камень, кирпич был в дефиците. Однако кирпич пустили на строительство клуба Иртышгэсстроя, открытого в 1946 году, он оказался первым капитальным общественным сооружением на Аблакетке. Тем временем жилых помещений все равно не хватало, камышитовый или саманный барак – предел возможностей. Рабочие "Иртышгэсстроя" были вынуждены самостоятельно строить жилища. Так в поселке Аблакетка возникли целые районы, состоявшие из землянок и редких отдельных домиков: Первый район, Самострой, Второй, Третий и Четвертый районы.
Отдел гражданского строительства – "Гражданстрой" слабо выполнял план постройки домов. Так, в 1946 году были построены лишь коттеджи и саманные бараки в районе автогаража, полуземлянки в разных частях поселка. Не лучше дела обстояли и в последующие два года. Комнаты в домах и бараках распространялись среди сугубо работников "Иртышгэсстроя", и если снабжение рабочих жильем было далеко не самым приемлемым, то ситуация с расселением ссыльных, эвакуированных, спецпереселенцев стала катастрофической. Перед рабочими "Иртышгэсстроя" тем временем ставились все новые задачи. Например, запуск тепловой временной электростанции ВЭС-3 - к 15 октября 1948 года. Строительство школы-десятилетки - к 1 сентября 1948 года. И наконец – окончательное введение в эксплуатацию железной дороги нормальной колеи.
Первые названия улиц
В ходе неспешного строительства поселка и подготовительных работ к возведению гидроузла Аблакетский поселковый совет в мае 1948 года вынес постановление о наименовании улиц. Так появились и поныне знакомые названия: улица Первого района стала называться улицей Северной, Третьего района - Первой улицей. Появились и сейчас известные улицы Первая и Вторая Коммунальные, Первая и Вторая Автогаражные.
Также образовались улицы Садовая и Садовый переулок – в гору вдоль поселкового парка, улица Школьная – возле будущей школы, Горная – вдоль холма вверху Аблакетки. Улица Театральная – рядом с клубом, переулок Связи – возле радиоузла, улица Индустриальная – от площадки строительства ГЭС до центра Аблакетки. Наконец – главная улица Аблакетки, улица Набережная. Впоследствии эти улицы были переименованы, некоторые – исчезли. Тем же постановлением 1948 года были наименованы улица Комсомольская и Комсомольский переулок – названия на территории нового молодежного городка, который был построен в следующем, 1949 году.
Остатки временного поселка
До наших дней дожили единичные объекты временного поселка строительства. Здание "Треста", изначально деревянная двухэтажка, многократно перестраивалось до неузнаваемости. К счастью, бывший клуб поселка Аблакетка сохранился, теперь в этом здании располагается православный храм. Дом 141, позже получивший адрес – улица Правды, 4, очень хорошо запомнился местным жителям. В нем находились поселковый совет, библиотека, почта, сберкасса, магазины, причем почта и сберкасса работали в двухэтажке 1939 года постройки вплоть до ее сноса в конце 1980-х. Его ровесник - деревянный дом по соседству вовсе был снесен уже в 2004 году. Среди частных домостроений на Аблакетке сохранились лишь немногочисленные полуземлянки тех времен. Замечательный пример – последние остатки "Первого района", полуземлянка по улице Северной, дом 2, находящаяся в процессе сноса. Окна на уровне земли. Стены камышитовые, простенки саманные. Крыша покрыта толем: типичный пример далеко не самого худшего жилья 1940-х годов.
Также с тех времен остались остатки некоторых цехов, производственных сооружений и… трансформаторная подстанция 1946 года постройки из бутового камня, действующая до сих пор. Бутовый камень в дальнейшем применялся на Аблакетке в основном лишь на закладке фундаментов. В ход пошли главным образом дерево, кирпич и шлакоблоки: в 1949 году поселку предстояло значительным образом преобразиться.
Использованы материалы из фондов Восточно-Казахстанского областного архива.