Как в ВКО борются со стигмой и дискриминацией в отношении ключевых групп
Отказали в приеме в больнице, не обслужили в кафе, оскорбили – это лишь часть того, с чем приходится сталкиваться представителям так называемых ключевых групп
Работа сотрудников общественных неправительственных организаций нередко остается в тени – они посредники между клиентом-пациентом и врачом или другим специалистом, их деятельность значительно облегчает жизнь ключевых групп населения, передает корреспондент Устинка LIVE.
Термин "ключевые группы населения" используется для обозначения групп людей, которые, независимо от типа эпидемии или местных условий, подвергаются повышенному риску ВИЧ-инфицирования в силу особенностей своего поведения. Кроме того, представители этих групп часто находятся в такой правовой и социальной ситуации, связанной с особенностями их поведения, которая еще больше повышает их уязвимость к ВИЧ-инфекции. Сюда относятся секс-работницы, ВИЧ-положительные, наркопотребители, представители ЛГБТ+.
Проблема стигмы и дискриминации была и остается одной из основных сложностей в борьбе с ВИЧ-инфекцией с самого начала эпидемии, вызванной вирусом иммунодефицита человека. Что означают два этих не вполне понятных широкому кругу термина?
Стигма (дословно "ярлык", "клеймо") – чрезвычайно сильный социальный ярлык, который полностью меняет отношение человека к другим людям и к самому себе, заставляя, относится к стигмированному человеку только как к носителю нежелательного качества. Существует различные попытки определить стигму как явление. Однако многочисленные исследование позволяют сказать, что если люди считают какое-то отличие очень важным, приписывают людям, у которых оно есть, отрицательные черты, и могут легко разделить по этому признаку людей на "нас" и "их" - речь идет о стигме.
Дискриминация – это стигма, которая стала действием. Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти и контроля в обществе. Так пациент может стигматизировать врачей, считая, что они все плохо относятся к ВИЧ-положительным и ничего не понимают в лечении. Подобные взгляды являются стигмой, но они не могут привести к дискриминации. Если же, к примеру, у врача или руководителя трудового коллектива есть стигма по отношению к пациенту/работнику с ВИЧ, то это явление уже потенциальная дискриминация. Ведь подобное отношение может быть выражено действием или бездействием. Например, медработник может уклониться от оказания медицинской помощи такому пациенту.
На уровне медицинских учреждений последствиями стигмы и дискриминации могут стать: пониженные стандарты ухода, отказ в доступе к уходу и лечению, проведение тестирования на ВИЧ без согласия пациента, нарушение конфиденциальности, включая раскрытие информации о ВИЧ-положительном статусе пациента его родственникам и внешним организациям, негативное отношение и унижающие человеческое достоинство действия со стороны медицинского персонала, - говорит руководитель Общественного объединения "Помощь людям, живущим с ВИЧ "Куат" Андрей Чернышов. - Гонение и дискриминация представляют собой серьезнейшие препятствия на пути реализации эффективной профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИДа. Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей от того, чтобы обратиться за лечением в связи с ВИЧ-инфекцией или открыто признать свой ВИЧ (+) статус.
В регионе таким людям помогают общественники. У нас это аутрич-сотрудники ОО "ПЛЖВ "Куат" или работники ОФ "Твой мир".
Уже около семи лет аутрич-работник ОО "ПЛЖВ "Куат" Виктор Васильев является гражданским активистом и правозащитником, отстаивает интересы сообществ и ключевых групп. В сферу общественной деятельности Владимир пришел шесть лет назад, поучаствовав в выставке, посвященной Анне Франк. Был гидом на выставке, после участвовал в международных конференциях, посвященных экологии. Но понял, что хочет приносить пользу разным сообществам, в том числе и людям, живущим с ВИЧ.
По роду деятельности мне приходится защищать ВИЧ-положительных людей, - рассказывает Виктор Васильев. - Бывает, что и внутри сообществ происходят конфликты и люди разглашают ВИЧ-статус друг друга. Случается, что людей отказываются принимать в больницы. Мой коллега -ВИЧ-положительный, и его отказывались госпитализировать трижды, а в последующем его пришлось оперировать. Виной тому, как я считаю, стала некомпетентность врачей, которые, вероятно, не знали, как передается ВИЧ.
По словам активиста, в некоторых стоматологиях области даже отказываются обслуживать, когда узнают о ВИЧ+ статусе пациента.
Недавно у нас был кейс по МСМ-сообществу, мы собирались на Бухтарме на базе отдыха, чтобы провести тренинг по кибер-безопасности, были и тренинги по инфекциям передающимся половым путем, - продолжает Виктор. - И мы столкнулись, с тем, когда из-за крашеных волос и ухоженного внешнего вида в кафе решили, что мы представители ЛГБТ+, и нас отказались кормить и оскорбили. Мы решили вызвать участкового. Он не явился, а перезвонив через полчаса, сказал, что раз нас не избили, нет и состава преступления. То есть, чтобы бороться с дискриминацией, необходимо испытать на себе насилие? То есть в данном случае отказ в аспекте жизненной важности – это дискриминация.
Как рассказал правозащитник, согласно аналитическому отчету по индексу стигмы и дискриминации, проведенному в этом году, 80% медработников боятся дотрагиваться до людей, живущих с ВИЧ, носят двойные перчатки и боятся брать у них кровь.
К слову, боязнь испытывают, как ни странно, молодые специалисты, - подчеркивает он. - Врачи старой закалки, напротив, спокойно выполняют свою работу без оглядки на ВИЧ-статус пациента, что говорит об их высоком профессионализме. Они лояльно относятся к ключевым группам – им без разницы секс-работница ты, человек нетрадиционной сексуальной ориентации или же ВИЧ+. Вероятно, в медвузах мало времени отводится изучению такой темы как ВИЧ.
В случае, если вы относитесь к ключевым группам и вдруг подверглись стигме или дискриминации, следует обратиться в ОО "ПЛЖВ "Куат", ОФ "Твой мир", а дальше специалисты помогут. Например, предоставят бесплатно психолога. Общественники работают с частными клиниками напрямую, так люди меньше испытывают дискомфорт.
Достижению этой цели в первую очередь послужит искоренение первопричин возникновения стигмы и дискриминации – дальнейшая активная санитарно-просветительная работа по вопросам ВИЧ среди населения и особенно медработников, а также внедрение эффективной юридической базы, направленной на проведение антидискриминационной политики на всех уровнях власти, - считает руководитель ОО "ПЛЖВ "Куат" Андрей Чернышов. - Уделяя внимание преодолению стигмы и дискриминации, мы призываем разрушить стену молчания и барьеры на пути эффективной профилактики и лечения в связи с ВИЧ. Объявление войны стигме и дискриминации - первый шаг к победе над СПИДом.
На вопрос о том, почему не получается изменить ситуацию, ведь проблема ВИЧ и СПИДа пришла в уже далеких девяностых, с тех пор утекло много воды и медицина шагнула далеко вперед, Андрей Чернышов отвечает, что, к сожалению, ВИЧ-инфекции теперь не уделяют столько внимания, как, скажем, 10 или 15 лет назад.
Есть ощущение, и у ответственных за эту сферу чиновников, в том числе, что ситуация с ВИЧ стабильна, общество информировано и можно расслабиться, - говорит он. - Но это обманчивое впечатление. Статистика показывает, что количество выявленных случаев ВИЧ растет, а многие казахстанцы по-прежнему относятся к ВИЧ как к "чуме XX века". Это что-то страшное, неизлечимое, от чего стоит держаться подальше. В итоге человек интуитивно отгораживается от того, что его пугает.
Еще одна большая проблема – самостигматизация. Это тоже приводит к отрицанию диагноза, отказу от приема лечения и возможным тяжелым последствиям не только для человека, живущего с ВИЧ.
Мы все ответственны за то, чтобы создавать мир без стигмы и дискриминации, - считает Андрей Чернышов. - Важно понимать, что эта проблема касается не только людей, живущих с ВИЧ. Каждый из нас является источником информации и обучения для других людей, транслируя окружающим свое мнение и поведение.
Общество по-прежнему недостаточно информировано – отсюда страхи и стереотипы, нарушение прав ВИЧ-инфицированных.
Стигма - это не что иное, как «процесс обесценивания» людей, которые живут или ассоциируются с ВИЧ. Дискриминация следует за стигмой и представляет собой несправедливое и пристрастное отношение к отдельному человеку на основании его или ее реального или предполагаемого ВИЧ-статуса. Во многих странах они могут приводить к таким последствиям, как: потеря семьи и работы, исключение из школы, отказ в предоставлении медицинских услуг, отсутствие поддержки и насилие. Такой страх приводит к тому, что люди не очень охотно будут проходить тестирование на ВИЧ, раскрывать свой ВИЧ-статус медицинским работникам и своим половым партнерам, практиковать поведение, предотвращающее ВИЧ-инфекцию, или обращаться за лечением и уходом. О том, чем это чревато, думаем напоминать не стоит – статистика выявляемых ВИЧ-положительных в стране и в регионе, показывает, что меньше их, увы, не становится.