80 лет от линии фронта: преодолев войну, вековой возраст, ветеран ВКО помнит все
В свой 101 год житель Усть-Каменогорска, участник Великой Отечественной Михаил Григорьевич Степкин очень любит жизнь, движение, его силе духа и стойкости позавидуют молодые

Не зря всегда отмечают сибирское здоровье – наш ветеран родом из маленького села блиц Рубцовска, передает корреспондент Устинка LIVE.
О жизни полной трудностей, адских лишений, достойного труда с полной самоотдачей, преодоления Михаил Григорьевич рассказал нам в процессе, когда принимал традиционные поздравления с 80-м юбилеем Великой Победы от имени депутата маслихата Усть-Каменогорска Сергея Коротина. Удивляя при этом великолепной памятью на события и даты, ясностью мышления и огромным оптимизмом.
Семейные ценности Степкиных
Родился Миша в семье, где было девять детей! Мама его была неграмотной, во времена ликбеза после революции, немного подучившись, смогла прочитать два букваря и отработать написание трех букв росписи.
У меня до сих пор хранятся эти потрепанные книжки – один букварь с портретом Ленина на обложке, второй – Сталина, - смеясь говорит ветеран. – Грамота давалась маме сложно, девочка, окончившая семь классов школы, приходила в дом и обучала буквам, чтению, письму. Даже оценки ставила "ЧП" и "ЧЧ", что означало – чуть-чуть пишет и чуть-чуть читает. Но все мои браться и сестры, благодаря маминым советам и наставлениям учились хорошо. У меня, правда, всего четыре класса образования, война помешала. Но всегда старался познавать все самостоятельно.
Дожила мама Михаила Григорьевича до 93 лет, а он заботился о ней всю ее жизнь. Один из братьев воевал, прошел с боями до Берлина, имел ранения и контузию. Но вернулся домой.
Как-то так вышло, что вся наша семья была оптимистами, с легкими характерами и очень большие труженики. Работать мы были приучены и все любили с раннего детства. Здоровья были крепкого, кроме меня, в два года чуть не умер от двухстороннего воспаления легких – мама вылечила травами, медом и прогреванием в печке. Этот же способ спас и мою сестру. Во время войны она была в бригаде девушек, которые зимой занимались подледным ловом рыбы для фронта. Морозы стояли минус 45 градусов. Девчата топорами рубили лунки на озерах, которых у нас великое множество было, опускали невод на шестах, а потом из большой полыньи улов вытягивали. Однажды сестра и провалилась в воду. Вся обледенела, распухла, ее на коня взвалили и везли 25 километров домой. Лекарств никаких, только настои трав и шиповника. Спасла лишь печка, как и меня когда-то!
Военный мастеровой
Сам Михаил в свои 16 лет, когда началась война, был очень маленьким по росту, худым и болезненным, но руки у парнишки были золотые. Сначала он работал в колхозе, как и весь народ под девизом "Все для фронта, все для Победы!". Когда справил совершеннолетие, как не просился Степкин на фронт, не пустили, однако в армию призвали, в мобилизационный полк в Томске в помощь эвакуированным заводам.
В полк прибыли 57 тысяч человек, их где-то нужно было размещать, вот весь зимний период я дома строил, также в морозы ставили срубы деревянные. А у меня еще алмазный стеклорез был довоенный, вот и поручали мне с помощником окна стеклить. Очень ответственная работа. Но весной мы все отправлялись в подхозы на посевную, на посадку картофеля, овощей. Коров, свиней выращивали. К нам же в полк направляли легкораненых из госпиталей на три месяца – на выздоровление так сказать. Потом их кого опять на фронт, кого комиссовали по здоровью. А меня так медкомиссия и не пропустила. Гнил, начиная с ног и до шеи. Обмен веществ был не в порядке. Конечно, питание очень слабое было, все, что выращивали, уходило в поддержку армии, чтобы приближать нашу Великую Победу, - вспоминает Михаил Григорьевич.
Михаил Степкин был великолепным столяром, изготавливал деревянные ложи для винтовок, карабинов, заготовки для лыж, правил косы-литовки и еще множество всего нужного. О Дне Победы 1945 года говорит со слезами на глазах.
Это была среда – рабочий и очень солнечный день! Я помню, как все мы слушали объявление Левитана, замерев кто где – на улицах, в цехах - тишина была, казалось, даже птицы замолчали. А потом все как взорвалось, крики, слезы, все обнимаются, нас всех отпустили в город без увольнительных и бумаг. Многие в цирк пошли – он работал тогда в Томске. Очень был большой праздник… Ведь ни одной семьи не было в Советском Союзе, которой не коснулась бы война!
После окончания войны служил Михаил Степкин еще два года до демобилизации в разных частях, в основном в хозяйственных.
За службу наградили медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", есть много благодарностей, - говорит Михаил Григорьевич. - Со временем перебрался в Усть-Каменогорск, был столяром высшего разряда, в общем, всю жизнь посвятил любимому делу. Лет 40 занимался пчеловодством, укусы этих тружениц помогли и болезнь мою кожную вылечить. До сих пор у меня на столе обязательно есть медовые продукты. Построил дом своими руками, по сей день копаюсь на приусадебном участке. Жизнь — это движение, хоть и не покидаю пределы дома, но в гости многие приходят, не забывают, в том числе и вы, спасибо. В общем, жизнь моя как в песне: "А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела...".
Герои, стойкости которых нет равных. Помнят они, обязаны помнить и мы, сохранить этот подвиг в веках. Низкий вам поклон, Михаил Григорьевич, и всем, кто ушел в "Бессмертный полк", кто до сих пор в славном строю живых.