В школах Усть-Каменогорска обучаются 2010 детей с особыми потребностями
Современный подход и опыт инклюзивного образования обсудили специалисты в областном центре Восточного Казахстана
Сегодня на базе ВКУ имени С. Аманжолова прошел семинар для директоров общеобразовательных организаций образования города Усть-Каменогорска на тему: "Управление образовательным процессом в условиях инклюзивного образования: Современные подходы и опыт", передает корреспондент Устинка LIVE.
Заместитель акима города Усть-Каменогорска Ирина Смит подчеркнула, что статистика показывает рост детей с особыми образовательными потребностями. Только в областном центре насчитывается 1662 ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет.
За последние три года открыты два Центра раннего вмешательства на базе ЦМиР, - сообщила Ирина Смит. - Открыт государственный центр "Камкорлык". Действует МСУ "Реабилитационный центр". В рамках госзаказа работают частные общественные организации: "Демеу", "Страна чудес", "Мархабат", "Мирас" и другие частные центры, оказывающие услуги по адаптивному спорту и логопедическим услугам. Из 1662 детей с с инвалидностью на сегодня охвачены образованием в школах Усть-Каменогорска – 351. Но в целом в то же время в школах обучается 2010 детей с особыми образовательными потребностями.
Ирина Смит отметила актуальность подготовки кадров для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Как отметили участники мероприятия, тема семинара была выбрана не случайно, ведь Казахстан присоединился к Международной Конвенции по правам ребенка, и другим международным актам.
Инклюзивное образование сегодня – это необходимость, - отметила директор школы-интерната "Акниет" Светлана Кривицкая. - Потому что мы понимаем, что любой ребенок уникален, любой ребенок - это личность. Да, возможно, кто-то на разных стартовых площадках, но тем не менее это дети, которые любят жизнь, которые имеют право на качественное образование, на дополнительное образование, на выражение своих мыслей. И только в обществе они приобретают необходимые знания и умения. И, конечно, приобретают самое важное - это опыт социализации. Сегодня поднимаются такие вопросы для директоров: Как управлять созданием инклюзивной среды, в своей школе? Что для этого нужно сделать? Мое выступление, например, касается формирования инклюзивной культуры. Потому что мы прекрасно понимаем, люди, лица с инвалидностью, дети с особыми образовательными потребностями требуют к себе абсолютно доброжелательного и уважительного отношения.
По словам Светланы Кривицкой, на сегодняшний день в общеобразовательных школах в обычных классах могут обучаться от одного до тех детей с особенностями развития. Также школы могут открывать специальные классы для таких детей.
Два года назад Министерством просвещения РК был принят очень важный документ о создании и правилах осуществления службы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, - говорит Светлана Кривицкая. - Все общеобразовательные школы уже работают по этому документу. Конечно, каждая школа должна иметь в штате специальных педагогов: логопеда, дефектолога, сурдопедагога, инструктора по адаптивной лечебной физкультуре. И, конечно, педагогов-ассистентов. Насколько мне известно, порядка 250 педагогов-ассистентов у нас есть уже в общеобразовательных школах. Они сопровождают детей с расстройством аутистического спектра в кабинетах поддержки и инклюзии. То есть это хорошая реальная помощь учителю общеобразовательного класса.
Педагоги-ассистенты назначаются по заключению психолого-педагогической консультации. Тогда школа берет такого сотрудника в штат. По одному на каждого ребенка с особенностями в развитии. Этот специалист сопровождает ребенка повсюду – на уроках и переменах, во время проведения культурных мероприятий.
В Усть-Каменогорске пока всего 30 таких специалистов, однако, на базе ВКУ им. С. Аманжолова уже ведется их курсовая подготовка.
Как отметил и.о. руководителя Областной психолого-медико-педагогической консультации логопед-дефектолог Рауан Байчинов в Усть-Аменогорске около 700 детей с аутизмом. И с каждым годом их число растет. Есть также дети с нарушениями поведения.
На сегодняшний день, конечно, не хватает специалистов, - констатирует Рауан Байчинов. - Не хватает у нас дефектологов и олигофрено-педагогов. Логопедов сейчас выпускает университет имени Сарсена Аманжолова.
Студенты, по словам Рауана Байчинова, имеют возможность практики, получая не только теоретические знания, но и параллельно работая с детьми в специальных инклюзивных школах. А потому можно считать, что со временем вопрос нехватки специализированных кадров для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, будет полностью снят с повестки.
Заместитель председателя, проректор по стратегическому развитию и международному сотрудничеству ВКУ им. С. Аманжолова Ирина Ровнякова считает, что поскольку в регионе на сегодня насчитывается около 11 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, в общеобразовательных школах должны идти полноценные уроки по инклюзиву.
Достаточно много общеобразовательных школ, которые сегодня включают этот процесс, но недостаточно управленческого рычага, - говорит Ирина Ровнякова. - То есть, не совсем разработан механизм управленческий для того, чтобы мы саму эту модель реализовали 100% на практике.
Одним из примеров специалисты считают опыт Финляндии. О нем на семинаре упомянули не раз. Это когда в одном классе, сидит ребенок, которого обучают сразу два учителя. Один - учитель специальной педагогики, второй – педагог обычной школы. Плюс рядом с ребенком находится педагог-ассистент.
Кроме того присутствующие рассмотрели цифровые технологии в инклюзивном образовании и их возможности.