История Усть-Каменогорска: как городские школьники раньше обретали профессию
В 1961 году средние учебные заведения областного центра были преобразованы в средние трудовые политехнические школы
Во время обучения в 9, 10, а затем и 11 классах учащиеся этих школ приобретали навыки самых разнообразных профессий — от мебельщика до киномеханика, передает корреспондент Устинка LIVE.
Каждое общеобразовательное учебное заведение в советские годы имело так называемых "шефов" — предприятие, которое оказывало помощь в снабжении материалами, организацией транспорта и профессиональным обучением. Список специальностей, доступных для освоения школьниками начиная с 1961 года, был весьма широк. Так, в школе № 3 на улице Кирова мальчикам прививали навыки станочников по металлу на базе завода приборов, девочки учились на воспитателей детских садов. Школа № 7 на бульваре Гагарина была местом подготовки слесарей — учащиеся получали соответствующие умения в цехах "Востокмашзавода", и чертежников-конструкторов — освоением этого дела они занимались в институте "Казгипроцветмет".
Неприметное серое здание в глубине дворов на улице Новаторов — бывшая школа № 25, действовавшая с 1949 года. С 1 сентября 1961 года ученики старших классов школы № 25, помимо освоения школьной программы, стали обучаться на площадках организаций, шефствующих над ней: это Восточно-Казахстанский областной автотрест и управление трамвая. Школьники могли получить специальность шофера, водителя трамвая, электрослесаря.
Водители автобусов вспоминают: будучи еще 16-17-летними мальчишками, они направлялись на обучение в автобусный парк, где незамедлительно начинали осваивать стезю водителя автобуса. Получив навыки и водительские права, они продолжали работать в парке. Иногда до самого выхода на пенсию, уходя на заслуженный отдых с почти полувековым трудовым стажем на одном предприятии.
Широко было развернуто профессиональное обучение в средней школе № 13 на Аблакетке. Шефство над ней организовывалось Усть-Каменогорским конденсаторным заводом — УККЗ, соответственно и ученики школы могли получить различные специальности в стенах завода. Приказ об организации школьных классов был дан молодому заводу в мае 1960 года — спустя год после запуска заводских цехов, который состоялся в апреле 1959 года. Большое содействие в организации профтехобучения в сотрудничестве с УККЗ оказал директор Аблакетской средней школы Сергей Терентьевич Гнояной. На предприятии организовали обучение подростков в опытном цехе по сборке конденсаторов, и в механическом цехе — по металлообработке.
И если токари и фрезеровщики готовились из числа школьников по готовым программам Министерства просвещения, то для профессий конденсаторного производства завод разработал свою собственную, уникальную программу. Программа эта состояла из целых четырех дисциплин: машиноведения, электротехники, теоретического обучения по специальности, и собственно практического труда.
Согласно этой программе, готовили специалистов по таким нестандартным направлениям, как намотчик, паяльщик, прессовщик и заготовщик. Пройдя теорию, старшеклассники отправлялись за станки и принимались за практическую работу. И этот труд не проходил даром: ученики за счет выручки, которую получал завод с реализацией готовой продукции, обеспечивались спецодеждой и получали питание.
Наличие свободных рабочих мест, сочетания практического обучения с производительным трудом, умелое соединение теории и практики дают возможность школьникам достаточно быстро и глубоко осваивать специальность и уже в 10 классе приступить к самостоятельному производительному труду, — так рассказывали об опыте внедрения профессионального обучения среди учащихся школы № 13 на Усть-Каменогорском конденсаторном заводе в 1962 году. — Учащиеся с большим желанием работают на заводе. Здесь они приобретают не только квалификацию, но и воспитываются в дружном рабочем коллективе.
С распадом СССР такие понятия, как "трудовая политехническая школа" и "шефская помощь" ушли в прошлое. Одни предприятия — бывшие "шефы" закрылись, другие в новых рыночных условиях открестились от оказания систематической поддержки учебным заведениям. Подходы к обучению детей практическим навыкам и в профориентационной работе среди школьников также сильно изменились.