Усть-Каменогорск
пасмурно
-4°
  • Усть-Каменогорск
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -3°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +5°
  • Караганда
    -8°
  • Кокшетау
    -5°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Уральск
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Данияр Исенов: "Трое в одной лодке с названием "Здоровье"

О том, какие изменения произошли в системе социального страхования ВКО, как улучшить качество медицинских услуг в регионе – в эксклюзивном интервью с директором филиала ФСМС по ВКО

Усть-Каменогорск и ВКО / Данияр Исенов: "Трое в одной лодке с названием "Здоровье"
Фото:
Филиал ФСМС по ВКО

В Казахстане новая задача - обеспечить высокую эффективность использования финансовых средств в системе здравоохранения и повысить удовлетворенность населения медицинской помощью, передает корреспондент Устинка LIVE.

Министерство здравоохранения РК принимает меры по ужесточению контроля за целевым рациональным использованием средств, выделенных на оказание медицинской помощи и лекарственное обеспечение. В результате проверок в медицинских организациях страны выявлены многочисленные факты нарушений финансовой дисциплины, хищений и необоснованных выплат заработной платы и премий. По этим фактам ряд должностных лиц привлечены к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнений, а по отдельным фактам материалы переданы в правоохранительные органы для уголовного преследования.

Минздравом утвержден план работы, конечной целью которой является повышение отдачи госвливаний в систему здравоохранения, обеспечение нужд и интересов пациентов и граждан. Немаловажная роль в этих мероприятиях отводится и Фонду обязательного медстрахования. Об основных проблемах, с которыми сталкиваются сейчас восточноказахстанцы, как они решаются и что для этого предпринимается, нам рассказал директор областного филиала ФСМС Данияр Исенов.

Данияр Болатович, вы уже пять месяцев возглавляете работу филиала Фонда в нашем регионе. У Вас была возможность выявить самые основные болевые точки сферы здравоохранения здесь. Что больше всего волнует жителей ВКО?

В прошедшем году в наш филиал по всем каналам обратной связи поступило 955 жалоб и обращений населения. ТОП3 – это некачественное оказание медицинской помощи, отказ в оказании медпомощи и отказ в предоставлении лекарственных препаратов. Обоснованность подтверждается приблизительно в 50% случаев. Но всегда в обращениях граждан присутствует эмоциональная окраска: люди начинают жаловаться на врачей, персонал, медорганизацию. Разбираемся, общаемся, объясняем человеку, он понимает и отзывает жалобу. Очень большой процент у нас идет именно отозванных обращений. О чем это говорит? Нужно решать возникшие проблемы, недопонимания по принципу "здесь и сейчас". В каждой медорганизации есть Служба поддержки пациентов. В первую очередь при любом инциденте лучше и эффективнее обратиться именно туда. Мы в полном контакте работаем со специалистами этой службы, проводим обучение, повышаем квалификацию сотрудников. Если не удалось добится положительного решения вопроса, тогда уже нужно подключать Фонд. Очень радует и возросшая цифровая грамотность жителей нашей области. Обращаются на наши каналы официальный сайт fms.kz, контакт-центр 1406, мобильное приложение Qoldau 24/7 и SaqtandyryBot в Telegram. Можно написать жалобу и в приложение "Е-Өтініш" на портале электронного правительства Egov. И это правильно! В Фонде есть две линии рассмотрения обращений, на первой их принимают и обрабатывают, вторая линия непосредственно в регионах – мы получаем жалобу и начинаем проверять ее на месте. Но сейчас люди все чаще стали записывать видеообращения и выкладывать их в соцсетях. На обработку таких видов жалоб уходит очень много сил и времени, даже на то, что выяснить личность и контакты для связи с обратившимся. Понятно, что страдает от этого и качество, и эффективность разрешения проблемы. Выигравших уж точно в этом случае нет…

Пройдем по проблемам - лидерам обращений населения области. Понятно, что в случае некачественного оказания медпомощи или отказа от ее предоставления медорганизацию наказывают, так сказать, финансово – в итоге мониторинга ваши специалисты выявляют нарушения, применяются штрафы и поликлиники теряют деньги, к примеру, в прошлом году установлено 73 тысячи дефектов, с учетом штрафов сумма составила 831,77 миллиона тенге. В случае же непредоставления бесплатных лекарств, а это у нас происходит постоянно и уже который год, никто ответственности не несет! Людям приходится покупать положенные им бесплатно препараты. Как вы видите решение этой большой и системной проблемы?

Давайте разбираться… В системе АЛО – амбулаторно-лекарственного обеспечения на региональном уровне есть четыре главных игрока – это организации первичной медико-санитарной помощи, которые на основании данных о прикрепленных к ним пациентов, состоящих на диспансерном учете, определяют потребность в бесплатных препаратах. Дальше Управление здравоохранения области – государственный орган, который систематизирует, оформляет и подает эту годовую заявку третьему игроку – нашему единому по Казахстану дистрибьютору, "СК-фармация" ведет централизованный закуп необходимых объемов лекарств, отгружает, то есть доставляет их в регионы. Филиал ФСМС лишь оплачивает требующиеся на это деньги. К примеру, в 2023 году объем бюджетных средств, выделенных на амбулаторное лекарственное обеспечение, вырос на 36% в сравнении с 2022 годом. Всего в регионе на АЛО выделено 13,2 миллиарда тенге, из них в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи – 12,2 миллиарда тенге, ОСМС – 900 миллионов. Если рассматривать в структуре финансовых расходов по лекарственному обеспечению в разрезе нозологий, то основная доля расходов ложится на социально-значимые заболевания, такие как диабет сахарный - 21%, онкологические заболевания - 16%, артериальная гипертензия - 11%, злокачественные новообразования - 8%, наследственные дефициты факторов свертывания крови - 5%. Что хочется отметить особенно! В прошлом году мы предусмотрели на бесплатные медпрепараты свыше 13 миллиардов тенге, а освоили, оплатили рецепты лишь на 11 миллиардов. То есть 86% всего. И это только в Восточном Казахстане, в других регионах наоборот идет нехватка средств на обеспечение лекарствами. И это нам большой минус, ведь где-то эти деньги могли бы работать во благо здоровья населения. В нашем случае мы не можем говорить о нехватке финансирования. А если есть проблемы - кому-то не хватило препаратов, не поставили, не завезли, не учли – нужно смотреть на работу тех игроков, на которых процесс затормозился. И спрашивать уже с них. От себя скажу, очень хромает в этой сфере именно планирование: нет единой цифровизации процесса, качественного менеджмента на поликлиническом уровне, низкий уровень квалификации специалистов медорганизаций, которые занимаются составлением заявок. У нас в филиале есть только один сотрудник, курирующий АЛО. И она постоянно на связи, помогает, разъясняет, курирует. Но представьте, что у нас 57 медицинских организаций региона в системе ОСМС, и только в городской поликлинике №2 65 тысяч человек прикрепленного населения. По моему мнению, решением этой проблемы должны напрямую заниматься каждый из игроков по максимуму на своем уровне.

Продолжение следует…

Следующая →