Блогера из ВКО, "кошмарящего" магазины у дома, проверят компетентные органы
Предприниматель из сферы торговли уже 16 раз выиграла суды, инициированные по жалобам "борца за справедливость" - перед написанием заявления тот требовал ему заплатить
В Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области субъекты бизнеса из сферы розничной торговли вместе с представителями уполномоченных органов продолжают искать пути выхода из критической ситуации, в которой они оказались по вине нечистых на руку блогеров, передает корреспондент Устинка LIVE.
Если средства массовой информации Казахстана подчиняются требованиям отраслевого законодательства и несут ответственность за каждое сказанное слово, то для блогеров закон не писан – как в прямом, так и в переносном смысле.
Представители сферы розничной торговли – владельцы так называемых "магазинов у дома" – на заседании совета услуг и торговли РПП вновь подняли вопрос противодействия блогерам, которые бесчинствуют на объектах бизнеса, угрожая негативными публикациями и вымогая денежные откупы.
Проблема сегодня поднимается, связанная с тем, что ряд субъектов, скажем так, общественной жизни оказывают негативное влияние на деятельность субъектов предпринимательства. В Палату предпринимателей Восточно-Казахстанской области начали поступать систематические жалобы от объектов торговли об ущемлении прав предпринимателей и незащищенности бизнеса от действий покупателей, – ознакомил присутствующих с повесткой дня председатель совета услуг и торговли ПП ВКО Роман Честных.
Предприниматели стали все чаще сталкиваться с различными жалобами, направленными в государственные органы, со стороны блогеров, которые зарабатывают себе этим на жизнь. При этом ДСЭК и ДТиЗПП не принимают во внимание требования Закона РК "О защите прав потребителей", в статье 42 которого черным по белому написано, что обращение потребителей в государственные органы должно обязательно сопровождаться копией ответа продавца либо предпринимателя на претензию покупателя. Если следовать букве закона, то любой орган, в который потребитель обращается с подобного рода заявлением, не обратившись предварительно к продавцу либо владельцу торговой точки, должен направлять его обратно за ответом, и лишь в случае если ответ не был предоставлен в установленные сроки, принимать его заявление в работу. Однако на деле госорганы руководствуются Кодексом об административных правонарушениях, Предпринимательским кодексом и прочим, но только не отраслевым законодательством в сфере защиты прав потребителей. Игнорируя требование, госорганы могут по жалобе блогеров зайти с внеплановой проверкой на объект бизнеса, а в других случаях сразу открыть административное дело, без посещения объекта. К примеру, одна из бизнесвумен вот уже несколько месяцев судится с блогером, который, по ее словам, шантажировал негативным постом о ее магазине и вымогал откупные. Но женщина не согласилась. И тогда блогер начал мстить: одно за одним от него посыпались заявления в госорганы на якобы несоблюдение различных требований на этом объекте торговли. Но предприниматель, обратившись в судебные инстанции, все процессы выиграла, подтвердив свою законопослушность, а их прошло уже 16. Живым примером буллинга в ее отношении послужил тот факт, что по пути на заседание совета услуг и торговли ее автомобиль остановили на подъезде в Усть-Каменогорск… по заявлению все того же блогера!
Многие предприниматели, боясь скандалов и негатива, откупаются, заснять вымогательства на видео или аудио не представляется возможным, ведь "борец за справедливость" всегда появляется внезапно. Поэтому бизнес-сообщество обратилось к правоохранительным органам с просьбой проверить законность действий блогера и защитить их от давления.
Ваши специалисты боятся уже разговаривать с этим блогером, который, грубо говоря, пинком ваши двери открывает. Один и тот же человек вам пишет полгода, и вас это не насторожило почему-то! Мы считаем, что здесь есть упущение с вашей стороны что с этим надо разбираться. И нашу область кошмарят уже практически полгода эти блогеры. Система как работает? Он приходит в магазин, пишет заявление, что здесь, мол, такие-то нарушения. И если этот магазин вы оштрафовали, то теперь он заходит во второй магазин и говорит: "Видите, там на 400 тысяч оштрафовали. Давайте мне 100 тысяч, и все разведем". Это возвращение в 1990-е годы, к рэкету блогерскому какому-то, – прокомментировал ситуацию Владимир Бердник.
По итогам обсуждений совет услуг и торговли пришел к единому решению. Палата предпринимателей ВКО направит запрос в Департамент Комитета по правовой статистике и специальным учетам по ВКО о количестве обращений со стороны обсуждаемого блогера в адрес уполномоченных органов. Совместно с "Ассоциацией торговых предприятий ВКО" на основании представленной информации в правоохранительные органы будет направлено обращение с требованием о проверке законности действий блогера, выявлении озвученных фактов, и в случае их подтверждения – принятии мер в его отношении.