Что мешает ВКО стать образцовой областью по качеству дорог в 2024 году?
Как показывает практика, некачественное исполнение дорожных работ — уже недобрая традиция для нашего региона
Ревизионная комиссия Восточно-Казахстанской области еще летом опубликовала аудиторское заключение, в котором разобрала эффективность расходования бюджетных средств, выделенных на ремонт, строительство и содержание автодорог области, передает корреспондент Устинка LIVE.
Итоги его неутешительны. Госаудит эффективности использования бюджетных средств от 24 июля 2023 года, который охватил сразу 18 государственных органов, в числе которых: ГУ "Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО", ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска", ГУ "Отдел строительства города Усть-Каменогорска", а также ряд районных ЖКХ и аппараты акимов сельских округов, гласит, что "из общей суммы охваченных средств 32 278 513,7 тысячи тенге (более 32 млрд тенге) установлено нарушений на общую сумму 20 659 724,7 тыс. тенге (более 20 с половиной млрд тенге) или 64% от общей суммы". Фактически — две трети.
Конечно, тут не все про коррупцию и обман, хотя, вероятно, не без этого (пусть в этом разбираются компетентные и ответственные органы), но часть денежных средств рискует так и не вернуться в кубышку региона.
Наибольшую сумму допущенных нарушений составляют: неэффективное планирование и использование бюджетных средств и активов, а так же необоснованная выплата денежных средств и необеспечение достоверности выполненных работ вследствие несоответствия фактических объемов и принятым по актам выполненных работ, несоблюдение законодательства о государственных закупках, нарушения правил бухгалтерского учета и норм отраслевого законодательства об автомобильных дорогах и об архитектуре, строительстве и градостроительстве, - говорится в отчете, который охватывает проверкой временной промежуток с января прошлого года по март нынешнего.
В любом случае, если где-то необоснованно заплатили, то в другом месте, где финансирование наоборот необходимо, не менее необоснованно не доплатили. А неудовлетворительному состоянию дорог способствуют ненадлежащее планирование и экономия на материалах, с целью удешевления проекта.
С приходом нового акима в Восточно-Казахстанскую область появилась надежда на то, что ситуация в корне изменится, ведь следующий год Ермек Кошербаев обозначил Годом дорог.
Если в текущем году ремонтом было охвачено 392 километра автомобильных дорог и улиц на сумму 7,7 миллиарда тенге, то в следующем году планируется отремонтировать 600 километров на сумму 15 миллиардов тенге с ростом в два раза, - отметил аким.
Ранее Ермек Кошербаев на встрече с жителями Риддера упоминал также и о ремонте трассы Риддер-Усть-Каменогорск, которая, по его же словам, еще восемь лет назад была в довольно приличном состоянии.
Это автодорога республиканского значения, находится не в нашем ведении. Есть документация на выделение в следующем году 3,2 млрд тенге на средний ремонт. Проработаем, чтобы эти средства действительно были выделены, - сообщил глава региона.
Планы у нынешнего руководства области довольно масштабные, и, судя по энтузиазму, с которым в областном акимате взялись за их исполнение, вполне осуществимые. Будем отслеживать результат.
Как сообщили в ВК филиале Национального центра качества дорожных активов, только в этом году их специалисты провели 464 проверки на дорогах, выявив при этом 426 (!) нарушений. Вероятно подрядчики укладывают дорожное полотно в соответствии со своим представлением об экономии бюджетных средств, а не из правил и норм. Иначе объяснить слишком тонкий, а местами чрезмерно пористый слой асфальта нельзя. А ведь именно благодаря этому на вновь отремонтированных дорогах появляются трещины.
Не все в порядке и с применяемыми материалами. Из полутора тысяч проб – треть не соответствует нормам. В итоге, подрядчики за свой счет устранили все недочеты, заново сделав работы на 121 миллион тенге, - отмечают специалисты центра.
Еще порядка 40 с половиной миллионов тенге подрядчики пустили на устранение своих же почти 70 нарушений, которые выявили эксперты ВК филиала Национального центра качества дорожных активов на дорогах республиканского значения Алматы-Оскемен и Омск-Майкапчагай, обретшими славу долгостроев.
Чтобы бороться с этим явлением, специалисты того же РГП на ПХВ "Национальный центр качества дорожных активов" выписывают предписания на устранение нарушений, за неисполнение которых предусмотрен штраф и полугодовое лишение лицензии на осуществление этого вида деятельности, однако совсем искоренить эту проблему вряд ли представляется возможным.
Периодичность нарушений в этой отрасли буквально непоколебима, но в данный момент есть возможность изменить ситуацию к лучшему.