В фокусе безразличия: почему детей по факту некому защитить от насилия
Что хотят изменить взрослые в кризисной ситуации в ВКО и РК для несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против половой неприкосновенности и бытовых тиранов
Вдумайтесь в эти цифры… На заседании Мажилиса РК озвучено, что ежегодно в стране регистрируется около 2 тысяч преступлений против несовершеннолетних. Получается, что ежедневно ШЕСТЬ детей сталкиваются с насилием, передает корреспондент Устинка LIVE.
Полицейские, педагоги, социальные работники, психологи, представители общественных объединений, депутаты собрались вместе, чтобы обсудить проблему и найти пути ее решения на диалоговой площадке ТALQYLAU Восточно-Казахстанского филиала партии AMANAT.
Вопиющий случай?
Изнасилование трехлетних близняшек и их семилетней сестры в Алматинской области, второклассника в престижной школе южной столицы, мальчик и 14 девочек, пострадавшие от педофила в Туркестанской области… Считаете, что страшно, но далеко, не у нас? Ан нет, и в Восточном Казахстане, в Усть-Каменогорске такое происходит сплошь и рядом! Причем при полном безразличии ответственных за это чиновников в течение целого года.
Я буквально бежала на эту встречу, чтобы обратить внимание органов полиции, прокуратуры, образования только на один кейс – на судьбу лишь одного ребенка! – озвучила на диалоговой площадке страшную ситуацию руководитель коррекционно-развивающего центра "Страна Чудес" Лилия Мамбурова. – С августа этого года на базе нашего центра при поддержке ООН мы реализуем пилотный проект по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Уже более 20 таких случаев мы рассмотрели. Но сейчас просто в тупике каком-то оказались, больше месяца не можем его "пробить" никак.
12-летний мальчик из неблагополучной семьи, мать алкоголичка, отчим долгое время его насиловал и избивал, в школе подвергался буллингу. И педагоги, психологи учебного заведения не нашли лучшего выхода, чем еще в прошлом году перевести его на дистанционное обучение. Открестились и забыли, при том, что у ребенка нет компьютера, планшета и даже смартфона.
Мы в шоке! В школе никому не было дела до того, что мальчик не учится, - возмущена общественница. – Мы нашли родную тетю ребенка, пытаемся оформить опеку, но не можем! Мать пропала, розыск ее не можем возобновить – нет предписания от органов опеки. И опеку не оформляют – нет матери. Хотели устроить его на обучение в интернат областного центра, получаем отказ, мол, не нужен нам такой ребенок из столь трудной семьи, а вдруг его не будут забирать на выходные! Отправляйте в Серебрянск, в школу для детей с отставанием в развитии. Но ребенок типичный с сохранным интеллектом, да, с психологической травмой, с логопедическими нарушениями – заикается. С ним работает психолог и логопед. Он тянется к любви и ласке. Но почему из-за безразличия взрослых, бюрократических препон он не может получить свое конституционное право на образование и законного представителя?
Понятно, что после такого эмоционального вызова от общественников НПО все ответственные лица буквально "прониклись" судьбой ребенка: собрали данные, обещали решить проблему в ближайшее время. Но и тут же пытались "надавить" на журналистов, обвиняя нас в стремлении "хайпануть" на кризисной ситуации. Вы о чем, господа чиновники? Написали и будем писать! И проследим, как вы разберетесь в этом деле, где нет каких-то особых требований, лишь положенные – законные, вмененные вам в профессиональные обязанности…
"Позиция страуса"
К сожалению, подтверждают то, что учреждения образования региона и Усть-Каменогорска, в частности, стараются не выносить сор из избы, и психологи, которые непосредственно работают с детьми, подвергшимися насилию, и социологи, пытающиеся решать эти непростые жизненные ситуации.
Я абсолютно согласна с Лилией Мамбуровой в том, что руководство школ и социально-психологические службы учреждений образования по определенным и известным всем причинам не заявляют о фактах насилия над учащимися, - сообщила директор Центра поддержки семьи и детства акимата г. Усть-Каменогорска, педагог-психолог высшей категории Лилия Куземко. – Потому что, заявляя открыто об этой проблеме, нужно брать на себя в полной мере ответственность и начать ей заниматься. Они этого не могут, так как в основном вся их деятельность направлена на обеспечение учебного процесса. Решения, касающиеся межведомственного взаимодействия, вообще носят бюрократический характер. Благодарна судьбе, что за время моей работы в разных инстанциях, в том числе и образования, обросла нужными личными связями, поэтому как-то и получается путем личного взаимодействия пробуждать эту ответственность и заставлять заниматься решением этих вопросов.
По словам Лилии Куземко, есть и много различных противоречий в законодательстве. К примеру, даже психолог не может заявить о фактах насилия над ребенком без согласия на это законного представителя несовершеннолетнего.
К нам обращаются анонимно, просят не разглашать, - подчеркивает спикер. – Как я могут открыто заявить без разрешения родителей или опекунов? Второе – это защитные предписания в адрес агрессоров. Они не работают! Они не являются решением проблемы и нужно вносить изменения в законодательство. Бытовых тиранов необходимо наказывать, так как без наказания насилие только усиливается, разрастается.
Согласилась с фактами и директор социального центра "Ульба", при котором открыто и действует кризисное отделение для женщин и детей, подвергшимся насилию Сания Аубакирова.
С прошлого года в нашем отделении проводят опросы несовершеннолетних в связи с преступлениями против половой неприкосновенности, - рассказала Сания Магауовна. – Мы подписали меморандум с Департаментом полиции по этому поводу, чтобы с ребенком работала в присутствии психологов женщина-следователь, в комфортных условиях, где бы он мог раскрыться и открыто все рассказать. К сожалению, уже больше 20 таких страшных опросов мы прошли. Практика показала и доказала эффективность такого подхода. И то, что с каждым годом идет рост таких преступлений. Одного нашего центра в Усть-Каменогорске недостаточно, нужны еще подобные социально-психологические учреждения, чтобы изымать детей и женщин из среды, где они подвергаются насилию.
Настаивает на открытии дополнительных кризисных центров в регионе и Лилия Куземко, причем далеко не в школах.
С такими детьми должны работать не школьные психологи, как пытаются сейчас обязать в Управлении образования, - отмечает руководитель Центра поддержки семьи. – Никогда ребенок не откроется перед знакомыми педагогами, специалистами службы, которых знает. Этим должны заниматься совершенно посторонние люди с определенной компетенцией. И родители, законные представители несовершеннолетних также больше доверят именно таким специалистам.
Безрадостная реальность!
В ВКО снизилось количество преступлений в отношении половой неприкосновенности детей с 36 случаев за аналогичный период прошлого года до 30 этом, два случая полицейские не смогли подтвердить. Произошло семь изнасилований (в 2022-м — девять), насильственных действий сексуального характера – восемь (12 в прошлом году), развращение малолетних – два случая (прошлый год — четыре). Из 28 преступлений 25 совершены дома, два – в парках, один – в школе. Днем совершено 21, ночью – семь. 15 потерпевших воспитывались в полных семьях, 11 – в неполных, двое – в детских домах. Буквально 30 августа с заявлением о том, что сосед бьет своих детей в полицию обратилась жительница Усть-Каменогорска. Участковый, прибыв на место, зафиксировал факт того, что сожитель матери, находящейся на работе в ночную смену, изнасиловал ее малолетнюю дочь. Полицейские приняли заявление соседки и начали расследование, хотя родительница пыталась преступление скрыть. Об этом рассказал заместитель начальника Управления местной полицейской службы ДП ВКО подполковник полиции Адыльжан Хамитов. Основная причина тому - беспечность родителей.
Анализ показал, что в основном дети подвергаются насилию лицами из близкого окружения, которым доверяют или находятся в зависимости от них, - отметил он. - Такие преступления сложно предотвратить, так как каждое второе из них совершается внутри семьи, в квартирах, куда нет доступа полицейским. Одна из причин преступлений в отношении несовершеннолетних – отсутствие контроля со стороны родителей, оставление детей без присмотра. Нам не удалось снизить, даже допущен рост фактов вступления в половую связь с несовершеннолетними – с 11 до 12 случаев. Здесь стоит вопрос роли родителей в воспитании детей и роли педагогов в привитии им моральных ценностей. В большинстве причин – ранняя половая зрелость, низкий уровень воспитания, слабая воспитательная работа и отсутствие контроля со стороны родителей, доступность порносайтов в социальных сетях. В таких условиях полиция может подключиться уже постфактум и борется уже с последствиями.
Как правило, лица, совершившие преступление в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетнего, либо состоят на списочном учете, либо имеют уже погашенную судимость, а, следовательно, полиции неподконтрольны.
Поэтому осуществление проверки по месту жительства таких лиц будет нарушением их прав, так как законодательно на них ограничения не распространяются, - сказал Адыльжан Хамитов.
Ежемесячно в организации здравоохранения направляются списки детей из неблагополучных семей для проведения периодических медицинских осмотров на предмет выявления фактов жестокого обращения и насилия и ведения медико-социального учета. Но статистика по региону ужасает. С начала года к административной ответственности привлечено около 4 тысяч законных представителей детей. В Центр адаптации несовершеннолетних доставлен 251 подросток. Поставлены на учет 183 несовершеннолетних и 288 неблагополучных семей. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних при акимате рассмотрено 404 материала, 76 законных представителей лишены родительских прав и 21 ограничены в них. На учете в ОП области состоит 401 законный представитель.
К чему стремиться?
Президент РК Касым-Жомарт Токаев в Послании поручил ужесточить наказание за семейно-бытовое насилие.
Правоохранительные органы сомневаются в правильности этого предложения. Это связано с тем, что выявить такие бытовые ситуации непросто, а значит, и расследовать такие инциденты сложно. Однако домашнее насилие нельзя игнорировать. Если тех, кто разрушает семью, не накажут, пострадавшие впадут в еще большую депрессию. А жертвы совершенно беззащитны. Они не должны бояться слова или давления со стороны кого-то, - уверен глава государства.
Вопрос профилактики бытового насилия рассмотрен на заседании Правительства под председательством премьер-министра РК Алихана Смаилова, который отметил, что "общество должно прийти к нулевой терпимости к семейным агрессорам и фактам бытового насилия".
На заседании фракции партии AMANAT был инициирован законопроект по обеспечению безопасности детей, - сообщила на диалоговой площадке председатель Регионального общественного совета по вопросам образования и здравоохранения при ВК филиале партии, член республиканской комиссии по вопросам материнства и детства Зарина Камасова. - Основной посыл поправок направлен на ужесточение наказания за преступления против несовершеннолетних. И я с этим полностью согласна, дети должны быть защищены нашими законами. Поддерживаю предложение о пожизненном заключении, если преступление против половой неприкосновенности. Были предложения и по возвращению смертной казни, но, понятно, у нас в стране этого не будет, так пусть пожизненно несут ответственность!
Также депутаты внесли на рассмотрение ужесточение наказания за недонесение о насилии для законных представителей ребенка.
Сколько таких страшных случаев остается безнаказанными из-за того, что их скрывают мамы, бабушки, родственники, - говорит Зарина Айдархановна. – Знают и молчат! Мы предлагаем лишение свободы до 6 лет за такое преступление. За приставания сексуального характера к детям сейчас никак не наказывают – проведут беседу и ставят на учет. Мы предлагаем – 40 суток ареста или 200 часов общественных работ. Также исключение примирения сторон при бытовом насилии, если в семье есть дети. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью несовершеннолетним каралось лишением свободы до восьми лет, в поправках – до 10 лет. Еще раз оговорюсь, изменения еще не приняты, находятся на публичном обсуждении. Но я прошу депутатский корпус поддержать и проголосовать за законопроект!
Предложений, мнений и реальных шагов по оздоровлению ситуации в регионе много было высказано на диалоговой площадке. Все их обещано собрать в отдельный список и вынести на обсуждение и для рекомендаций по применению в жизни. Как получится на деле — будем отслеживать, а значит продолжение следует…