Усть-Каменогорск
ясно
-12°
  • Усть-Каменогорск
    -12°
  • Алматы
    +1°
  • Нур-Султан (Астана)
    -3°
  • Актобе
    -3°
  • Форт-Шевченко
    +8°
  • Атырау
    -2°
  • Караганда
    -4°
  • Кокшетау
    -6°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +1°
  • Уральск
    -3°
  • Шымкент
    +8°
$
498.51
+0.17
522.84
+3.12
¥
68.81
+0.02
4.81
-0.04
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

"Позвольте нам успеть спасти!" И вновь о проблемах службы санавиации ВКО

Воздушная транспортировка пациентов считается одной из самых быстрых и бережных, она помогает в разы увеличить шансы благополучного исхода лечения

Усть-Каменогорск и ВКО / "Позвольте нам успеть спасти!" И вновь о проблемах службы санавиации ВКО

В этом году на финансирование службы скорой помощи 1-3 категории вызовов из НАО "Фонд социального медицинского страхования" в регионе выделено 2,9 млрд тенге. В том числе и на санитарную авиацию, передает корреспондент Устинка LIVE.

О том, как работается летающим медикам, о старых и новых проблемах мы побеседовали с руководителем подразделения Рафаилем Халитовым.

Весной 2023 года в областной Центр матери и ребенка поступил несовершеннолетний пациент с редким заболеванием - синдромом Лайелла (синдром ошпаренной кожи). В медицинское учреждение больного доставили в тяжелом состоянии: его тело покрывали большие плоские волдыри.

В нашем регионе эта болезнь ранее не встречалась, но врачи ЦМиР смогли диагностировать и вылечить впервые зарегистрированный в Восточном Казахстане случай, - прокомментировали в управлении здравоохранения.

Важную роль в этой истории сыграла служба санитарной авиации: в областной центр пациента доставили на вертолете. И неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы на помощь не подоспело воздушное судно.
В Казахстане санавиация начала работать с 2011 года. К ней обращаются в том случае, если больному не могут оказать необходимую медицинскую помощь по месту его нахождения из-за отсутствия оборудования или квалифицированных специалистов, а перевозка пациента наземным способом невозможна из-за состояния больного или отсутствия инфраструктуры для наземного транспорта.

Работа врачей санитарной авиации существенно отличается от работы остальных медиков, - отмечает Рафаиль Равильевич. - Это они летят в отдаленные районы, когда становится ясно - сил районной больницы для спасения жизни недостаточно. Это они спешат на помощь в любую погоду, когда поступает сигнал из местности, куда и посуху-то разве что только верхом на коне можно добраться. Или на вертолете, если таковой окажется под рукой.

Но транспортировка пациентов из труднодоступных населенных пунктов — не единственная задача службы. Санавиация также занимается доставкой медицинских бригад в места чрезвычайных ситуаций для ликвидации последствий и квалифицированных специалистов к месту происшествия, транспортировкой граждан РК и кандасов, находящихся в критическом состоянии в зарубежных медорганизациях, перевозкой биоматериалов.

Воздушная транспортировка — это вид экстренной медпомощи.

Основными причинами для оказания экстренной медпомощи являются несчастные случаи и отравления, патологии детского возраста, новорожденных, акушерско-гинекологические, болезни системы кровообращения и прочие заболевания, - объясняет руководитель службы медицинской авиации ВКО. - Санавиация – важнейшее звено системы здравоохранения любого региона. А для протяженной Восточно-Казахстанской области она в прямом смысле жизненно необходима. Для пациентов из отдаленных сел, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, это шанс на спасение.

А еще в регионе наблюдается низкая плотность населения, а также дефицит квалифицированных медицинских специалистов в районах.

Практически все вылеты у нас плановые, назовем их экстренно-отложенными, - констатирует Рафаиль Халитов. - Потому что сначала состояние пациента должны стабилизировать в местной больнице, чтобы подготовить его к перелету, так как это тоже нагрузка для организма.

За шесть месяцев 2023 года служба санавиации совершила 39 вылетов. За аналогичный период 2022 года вылетов было 95. Почему количество вылетов сократилось? Да просто в 2022 году воздушный транспорт для службы медицинской авиации ВКО предоставляли сразу несколько компаний: АО "Навигатор", АО "Казавиаспас" и АО "Жетысу". Сейчас же в распоряжении у медиков есть только один вертолет АН-2 компании АО "Навигатор".

С начала 2023 года возникла проблема с обеспечением области воздушным транспортом, - объясняет Рафаиль Равильевич. - Стабильная эксплуатация вертолета АН-2 в нашем регионе возможна лишь с мая по сентябрь. Осенью, зимой и весной совершать вылеты часто не позволяет суровый климат. Есть и другие ограничения, помимо сезонных. Например, погодные условия и состояние взлетно-посадочной полосы. АН-2 может долететь не везде и не всегда.

Именно поэтому вопрос оснащения службы техникой остается открытым и требует внимания. Есть и еще одна проблема. Взлетно-посадочная площадка, на которой базируется единственное воздушное судно службы санавиации АН-2, расположена в селе Степное. Расстояние от этой площадки до трассы составляет около 500 метров. А дорога, соединяющая базу и площадку, находится в крайне плохом состоянии. Получается что тяжелых больных бережно транспортируют по воздуху через весь регион, а потом еще 500 метров везут по ямам и ухабам, причиняя боль и усугубляя состояние.

Хотелось бы чтобы власти если и не положили новый асфальт, то хотя бы грейдером эту дорогу сравняли, чтобы пациентов можно было спокойно перевозить, - резюмирует Рафаиль Халитов.

Следующая →