Экспортеры ВКО: один налоговый инспектор может остановить предприятие
На заседании комитета машиностроения РПП представители промышленных предприятий подняли актуальные проблемы, связанные с изменениями, внесенными в новый Налоговый кодекс
В Палате предпринимателей ВКО на повестке дня стояли вопросы, связанные с возвратом НДС казахстанским экспортерам продукции, передает корреспондент Устинка LIVE.
В частности, речь шла об изменениях, внесенных в Кодекс РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет (НК) и вступивших в силу с 1 января 2023 года.
Председатель комитета машиностроения, генеральный директор ТОО "Усть-Каменогорский конденсаторный завод" Владимир Аксенов организовал опрос ряда предприятий среднего бизнеса региона, по результатам которого были составлены предложения по внесению поправок в налоговое законодательство. Одно из замечаний касается ограничений выписки электронной счет-фактуры в случае неисполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
По ощущениям бизнеса, у нас сейчас фактически любой инспектор имеет право остановить любое предприятие. Мы считаем, что это завышенные требования налоговых органов. Налоговый инспектор не должен решать вопрос деятельности предприятий. На время проверки, просто при любых каких-то коллизиях, каких-то нарушениях, на время их устранения, согласия – несогласия, обжалования - предприятия не должны останавливаться. Это просто несправедливо в отношении бизнеса, это и трудовые коллективы, и заработная плата, и вопрос социальной напряженности. Поэтому наше мнение, нужно внести корректировку относительно использования этого пункта или изменить статью, – пояснил Владимир Аксенов.
Следующий обсуждаемый нюанс налогового администрирования связан со сроками возврата суммы превышения НДС. Для предприятий, экспортирующих не менее 70% товаров от общего облагаемого оборота по реализации, предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС в течение 55 рабочих дней, в остальных случаях – в течение 75 рабочих дней. При этом течение срока возврата суммы превышения НДС начинается после истечения 30 календарных дней со срока, установленного для представления деклараций по НДС.
Все прекрасно, хорошая подвижка введена, но, к сожалению, она касается только крупного бизнеса, который осуществляет отгрузку не менее 70% экспорта. Это крупные нефтегазовые компании. Это холдинги, осуществляющие вывоз нашего сырья. Если мы говорим об остальном бизнесе, который занимается экспортом, то 70% выручки – достаточно большой объем. Поэтому наше предложение – снизить этот показатель хотя бы до 50-60%. Касательно срока возврата НДС: 75 + 30 = 105 дней. Мы предлагаем 30 дней убрать, все-таки учитывая, что мы перешли фактически на электронные счета-фактуры, обработка бумажных документов уже не требуется, все в онлайне, мы все движения видим. Это наши оборотные средства предприятия, которые должны работать! – прокомментировал Владимир Аксенов.
Также предложения машиностроителей касались порядка расчета коэффициента налоговой нагрузки, при котором в качестве поощрения экспортоориентированных предприятий можно было бы учитывать НДС по импорту и пошлину. При упрощенном порядке возврата НДС предложено увеличить коэффициент с 50% до 70% от суммы превышения налога, ведь отклонения по "пирамиде" данных налогоплательщика чаще всего возникают из-за текущих корректировок. В то же время, формирование самой «пирамиды» комитет машиностроения просит сделать прозрачным и публиковать ее на сайте налогоплательщиков либо предоставлять ее проверяемому субъекту бизнеса в полном объеме. Владимир Аксенов заострил внимание и на том, что в "пирамиду" нередко попадают налогоплательщики, которые априори не могут быть признаны лжепредприятиями – к примеру, компания ArcelorMittal, которая закупает металл вагонами; компания "Эйр Астана", которая совершает авиарейсы по всему Казахстану; НПП "Атамекен", которая выдает сертификаты происхождения товаров, и так далее.
Ну, какой смысл действительно выкидывать счета-фактуры "Атамекена", когда мы понимаем, что это не лжепредприятие, и в судебных органах, естественно, даже рассматриваться не будут эти вопросы! – аргументировал Владимир Аксенов.
Еще одно нововведение с 1 января текущего года запрещает внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность в части требования о возврате НДС. Комитет машиностроения предлагает следующую редакцию статьи 211: "Налогоплательщик имеет право внести изменения в части требования о возврате НДС по нулевой ставке по невозвращенной сумме за соответствующий налоговый период по результатам проверки".
То есть если "пирамида" откорректировалась, налогоплательщик должен иметь право получить возврат НДС за ранее проверяемый период. Сейчас это право почему-то аннулировалось. Для нас это просто нонсенс! "Пирамиду" ведет КГД, сам ее корректирует на основании, опять же, каких-то своих проверочных функций, могут быть ошибки в деятельности того же инспектора, элементарный сбой данных где-то произошел, что часто бывает. И мы считаем, что предприниматели должны иметь право на получение своих денег в этом случае, – заявил председатель комитета машиностроения.
Со своей стороны исполняющий обязанности заместителя руководителя Департамента государственных доходов по ВКО (ДГД) Асхат Жибитаев подчеркнул, что введенные изменения по блокировке ЭСФ действуют уже 4 года и показали свою высокую эффективность в борьбе с теневой экономикой.
В принципе, да, вы правильно озвучили: один специалист не может, не имеет права принимать определенные решения, ограничивающие финансово-хозяйственную деятельность предприятия путем ограничения доступа к ЭСФ. Нормы НК как раз таки приняты для того, чтобы законодательно привести в соответствие, отрегулировать процесс, чтобы он был понятен всем. И если в начале пилотного проекта в 2019-2020 годах количество плательщиков, по которым ограничивался доступ к ИС "ЭСФ", исчислялось десятками, то сегодня остались буквально считаные налогоплательщики, – привел статистические данные Асхат Жибитаев.
Касательно сроков упрощенного возврата НДС экспортерам представитель ДГД подчеркнул, что срок и так был сокращен со 155 календарных дней вдвое и втрое, в зависимости от доли экспортируемого товара. В более короткие сроки специалисты попросту не успеют обработать информацию, проверить и свести все данные. Однако с течением времени, когда процесс будет полностью отрегулирован и еще более автоматизирован, Комитет госдоходов сможет еще раз пересмотреть эту норму, считает Асхат Жибитаев. Он также добавил, что внесенные бизнесом предложения областной Департамент госдоходов готов направить в свой центральный аппарат для обозначения позиции предпринимателей Востока.
Заместитель директора департамента налогообложения НПП РК "Атамекен" Айслу Молдагалиева сообщила членам комитета машиностроения о том, что все поднятые бизнесом вопросы рассматриваются на заседаниях рабочей группы при Министерстве национальной экономики РК, куда входят и представители Нацпалаты.
Сейчас как раз на заседаниях рабочей группы обсуждаются вопросы администрирования НДС. Комитет госдоходов хочет возврат НДС отменить в новом Налоговом кодексе, они предлагают ввести обратный контроль еще от НДС. Что касается правил по возврату НДС, то их ввели в прошлом году, не согласовывая с бизнесом и НПП "Атамекен", хотя мы свои замечания им отправили. Теперь мы активно, уже в течение второго года, просим Комитет госдоходов все-таки к нам прислушаться, – рассказала Айслу Молдагалиева.
По итогам заседания принято решение направить все внесенные предложения в НПП "Атамекен" для их дальнейшего обсуждения в рамках рабочей группы при Министерстве нацэкономики РК.