Усть-Каменогорск
ясно
-24°
  • Усть-Каменогорск
    -24°
  • Алматы
    -11°
  • Нур-Султан (Астана)
    -14°
  • Актобе
    -18°
  • Форт-Шевченко
    -3°
  • Атырау
    -9°
  • Караганда
    -19°
  • Кокшетау
    -10°
  • Костанай
    -8°
  • Кызылорда
    -7°
  • Павлодар
    -12°
  • Петропавловск
    -11°
  • Тараз
    -8°
  • Уральск
    -20°
  • Шымкент
    -3°
$
449.88
486.64
¥
62.5
4.83
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Уборочная страда в ВКО может затянуться из-за отсутствия льготного топлива

Спецтехника простаивает, урожай - на полях, а аграрии региона томятся в очередях за своей долей "социальной" солярки или вынуждены покупать ее по коммерческой цене вдвое дороже

Усть-Каменогорск и ВКО / Уборочная страда в ВКО может затянуться из-за отсутствия льготного топлива
Фото:
Пресс-служба Палаты предпринимателей ВКО

Все эти проблемы в дальнейшем отразятся на ценообразовании сельхозпродукции, а неразбериха с поставками топлива обернется увеличением стоимости продуктов питания, передает корреспондент Устинка LIVE.

На площадке Палаты предпринимателей ВКО прошло заседание комитета агропромышленного комплекса Регионального совета РПП, где представители всех заинтересованных сторон искали пути решения сложившейся ситуации.

Вместе с Ассоциацией фермеров мы исследуем этот вопрос, потому что сегодня явный дефицит топлива сложился, - рассказал председатель комитета АПК, генеральный директор ТОО "Опытное хозяйств масличных культур" Фарид Абитаев. - Уборочная компания идет, заготовка кормов идет, и парадоксальная ситуация: мы приезжаем на заправку, где согласно приказу Минэнерго нам отпускают топливо по цене 260 тенге и не более 300 литров, но топлива нет! Мы вынуждены ехать на ближайшую заправку и покупать его по рыночной цене. Например, мы отправляем все свои машины утром туда, они заправляют по 300 литров, потом мы сливаем с бака в бензовоз, потому что комбайн мы не можем пригнать на заправку, когда он в поле работает. Потом с бензовоза едем заправляем комбайн. Но если мы по 450 тенге будем покупать солярку – понятно, что и на молоко завтра будут другие цены, и на другую продукцию сельского хозяйства, это же все в себестоимость ложится. Поэтому мы подняли шум на всю республику, на республиканском совещании озвучили эти проблемы, и нам за два дня сразу выгрузили полагающийся объем топлива. Но на самом деле объем должен быть здесь, уже на местах.

Проблема в том, что пока дизтопливо доставляют, спецтехника простаивает, и уборка полей начинается на несколько часов позже, уже в предобеденное время, что серьезно тормозит процесс. Если завтра начнутся дожди – нужно будет еще время потратить на сушку зерна. Иными словами, крестьяне лишены возможности вовремя завершить уборочную страду.

У нас и кормозаготовка идет, и озимые, и посевная, и уборочная – самый пик август-сентябрь. Сейчас эта проблема пришла. Буквально через неделю все районы начнут ее испытывать. Я уточнял: в основном 50%, максимум 60% урожая убрано только, еще 40-50% на полях лежит, – привел данные председатель областного филиала Ассоциации фермеров Казахстана Меир Абытаев.

Представитель Управления сельского хозяйства ВКО Алтынбек Корпешов сослался на то, что ситуация находится не под контролем акимата, а исходит напрямую от Министерства энергетики РК.

Мы три раза писали письмо в Минэнерго, замакима Ержан Нурбаев сам лично разговаривал, но ситуация не на нашем уровне. Альтернативы нет, объемы есть все, что заказывали, просто отгрузки нет, – пояснил чиновник.

Представитель АО "Май" Марина Полелеева подтвердила нехватку топлива на ее предприятии, где требуется заправка 70 КАМАЗов. При этом даже в случае наличия прицепа отгрузка удешевленного топлива производится только в количестве 300 литров.

Этого достаточно, чтобы в Шемонаиху съездить и назад. Но дело в том, что мы не можем понять до сих пор, как нам на эти средства оптовые объемы покупать. У нас проплачено 12 миллионов тенге, и нам каждый раз нужно писать письмо, чтобы они нам скинули определенный объем. То есть мы не можем пользоваться всем этим объемом. Вот сейчас 6 тонн сбросили, мы заправляемся по чуть-чуть, а все нам не отдают, – разводит руками Марина Полелеева.

Со своей стороны представители сетей автозаправочных станций в настоящее время из-за отсутствия поставок «социального» топлива вынуждены распродавать свои остатки по 260 тенге, что оборачивается упущенной выгодой. И хотя нефтеперерабатывающие заводы Казахстана то и дело отчитываются о расширении и увеличении объемов производства, воз и ныне там. Ситуация постоянно повторяется: в июле-августе НПЗ закрываются на плановый ремонт, и поставки топлива по регионам серьезно задерживаются. Вот и в этом году Павлодарский НПЗ встал на ремонт в июле. Заместитель директора ТОО "Штиф" Игорь Федоров сообщил о том, что отраслевая ассоциация, работающая с НПП "Атамекен" на центральном уровне, собирает все проблемы реализаторов топлива и заявляет о том, что эта история продолжается из года в год.

Мы только переходим на новые правила, тут же на нас начинается административное воздействие. Установлена цена 260 тенге, по которой мы должны продавать, а товара нет, как мы должны продавать? Дизельное топливо зимой не хранится, поэтому нам зимой предлагают бензин с условием взять вместе с ним дизтопливо. А сейчас бензина в стране навалом, его на заводах не знают чем грузить. В общем, проблема не решится, пока не решится весь комплекс проблем в этой сфере, – считает Игорь Федоров.

По словам представителя УСХ, в настоящее время по области 20 операторов занимаются распределением удешевленного топлива. Все заявленные объемы полностью оплачены крестьянами, из них 8 000 тонн уже отгружено, в остатке «зависли» 4 200 тонн. Когда они будут поставлены в область, неизвестно, но в Министерстве энергетики пообещали в ближайшее время закрыть долги. В то же время, на сентябрь уже установлен лимитированный объем топлива для ВКО в количестве 12 000 тонн. Проблема кроется и в сроках подписания соответствующих документов.

Протокол выходит после 10 числа, в Минэнерго утвержденный. До него мы никаких движений не можем делать. Нужно, чтобы 1 числа они определились полностью, чтобы срок уменьшить. Потому что 10-го мы договор подписываем, потом оплачиваем еще пять дней, потом отгрузка несколько дней занимает. Вот сейчас, например, только после 12 сентября протокол выйдет, – пояснил Алтынбек Корпешов.

Обсудив возможные пути урегулирования ситуации, участники заседания приняли решение направить официальное письмо в Министерство энергетики РК с просьбой о заблаговременном вынесении постановлений об отгрузке удешевленного топлива для крестьян, при этом сами поставки должны происходить на месяц раньше и в соответствии с местонахождением области. Так, в южные регионы необходимо начинать отгружать топливо уже в феврале, поскольку весенне-полевые работы начинаются здесь раньше всех по стране. Затем нужно двигаться к северу, вслед за посевной кампанией. Конкретно в ВКО поставки необходимо осуществлять в марте, а крестьянам следует запастись амортизирующими емкостями для хранения запасов топлива.

Сейчас продают подушки для хранения жидких удобрений, ГСМ и так далее. Пускай крестьяне покупают подушки и туда наливают. Это лучше, чем без солярки во время уборки остаться, однозначно! И разницу в цене считайте: стартовая цена была 180 тенге, а сейчас 205. Переплата идет 12%, а за четыре месяца это 48%, – подытожил Фарид Абитаев.

По итогам встречи комитетом АПК и Палатой предпринимателей ВКО подготовлено письмо в МЭ РК с рекомендациями аграриев региона по урегулированию ситуации с нехваткой удешевленного топлива в период полевых работ. Что же касается в целом системы производства и распределения топлива казахстанскими НПЗ, то для обсуждения этого вопроса Фарид Абитаев как член Регионального совета ПП ВКО намерен инициировать встречу с главой НПП "Атамекен".

Следующая →