Когда Учитель от Бога: в честь профессионального праздника мы признаемся в любви нашим педагогам
3 октября — в первое воскресение месяца — в Казахстане отметят День учителя. У каждого человека в мире есть такой наставник, который оставил неизгладимый добрый след в душе и сердце, помог определиться в жизни, профессии, подарил любовь и понимание, открыл дорогу в царство знаний.
Как же прекрасно, когда таких Учителей от Бога много. Ищущих, увлеченных, преданных своему благодарному труду. Когда преподаватель считает, что каждый ребенок — чудо, отдельная Вселенная, уважает учеников и разговаривает с ними на равных, его подопечные с удовольствием идут на занятия в школу, открываются и тянутся к учебе. А если это еще и особенный ребенок? Накануне профессионального праздника, столь любимого многими, мы познакомились с "особыми" учителями инклюзивных классов средней школы №37 г. Усть-Каменогорска. Побеседовали, удивились, вдохновились и восхитились!
Выбор без капли сомнения
Наталья Воевода с детства знала, что будет учителем. Этой профессии она посвятила уже 42 года. Росла в рабочем поселке Юбилейный в Жарминском районе, в семье преподавателя.
В поселке, который раньше был поселением репрессированных, был особый дух, все жили как одна семья, столько лет прошло, а до сих пор встречаемся как родные, воспоминания самые светлые и добрые, - с улыбкой вспоминает Наталья Алексеевна. - Очень хорошая и сильная была школа — настоящая альма матер. Педагоги со всего Союза нас учили. Мой отец работал учителем, с пеленок — в школе, эта атмосфера, особая жизнь не оставили ни капли сомнения в выборе профессии.
Воевода Наталья Алексеевна
Окончила Усть-Каменогорский педагогический институт по специальности «русский язык и литература», работала поначалу в нескольких учебных заведениях, которые реорганизовывали. А 24 года назад пришла Наталья Алексеевна в среднюю школу №37.
Это родные запах, стены, второй дом и самые лучшие на свете дети, - отмечает Учитель. - Мне тут комфортно, я радуюсь, что могу передать свои знания, а главное — ощущение нужности. Что еще желать человеку? Работаю, работаю и не могу остановиться. Беру пятиклашек, выпускаю, приходят другие и каждый раз все лучше и лучше! Разные, развитые, умные, иногда это дети меня учат, а я с удовольствием учусь у них.
Выпускники Натальи Алексеевны никогда не забывают любимого педагога, приходят, делятся своими успехами и проблемами, ждут доброго слова и совета. В чем же секрет таких потрясающих отношений? - интересуемся мы.
Главное — уважать детей! - считает преподаватель. - Воспринимать такими, какие они есть. Не сюсюкать, не заигрывать, сотрудничать, быть на равных и говорить на одном языке…
Наверное, именно последнее и помогло Наталье Воевода решить задачу со звездочкой, научиться общаться, работать и успешно учить ребят с серьезными нарушениями слуха из инклюзивных классов.
Простая наука — услышать друг друга?
Первые особые школьники, которых «взяла» Наталья Алексеевна, сейчас уже студенты третьего курса колледжа.
Я люблю учиться, освоила — не полностью — язык жестов, дактиль, - рассказывает она, и лицо педагога буквально озаряется внутренним светом. - Начала говорить с ребятами на их языке. Они зовут нас на ты, меня — Таша! Иногда урок приходится менять на ходу, потому что если дети что-то не поняли, они дальше не пойдут. В силу специфики нам нельзя общаться с ними в масках — должны видеть артикуляцию. Хотя у каждого очень дорогие и современные слуховые аппараты. Какие они? В первую очередь — очень открытые, доверчивые и добрые. Тонко чувствуют людей. Всегда придут на помощь. Никогда (!), от слова «вообще», не видела у них озлобленности. Да, немного закомплексованные поначалу. Но страх при инклюзии быстро проходит. Детки адаптируются, учатся общаться и это потрясающе. Причем как для них, так и для здоровых ребят, которые становятся лучше, ответственнее, заботливее.
По словам Натальи Алексеевны, у нее душа радуется, когда проходят интегрированные — совместные — уроки, к примеру, в 8 "А" и в 8 "К". Ребята взаимодействуют друг с другом, поддерживают — очень корректно и доброжелательно. А после "обычные" прибегают к учителю с вопросом: чем помочь «особенным».
Есть у меня слабослышаший ученик Ваня, он так искренне восхищался девочками из параллельного класса, говорил им комплименты, так девчонки взяли его в свою компанию, ходили вместе везде, даже заступались перед чужими. Это ли не показатель того, что инклюзия необходима как в образовании, так и во всех сферах жизни, - уверена Наталья Воевода.
Когда поддержка есть!
Очень здорово, по мнению Натальи Алексеевны, то, что в сш №37 и весь педагогический коллектив особенный.
Здесь все настолько хорошо чувствуют друг друга, что понимают с полуслова, - подчеркивает Учитель. - Я горжусь своей командой! У нас есть ребята с нарушениями слуха и с задержкой психического развития, с ними работают наши специалисты: психологи, логопеды. Во всем поддерживает директор школы Инна Геннадьевна Грачева. Завуч и моя коллега по инклюзии, учитель математики Ольга Павловна Малинова — большой профессионал своего дела.
Ольга Павловна Малинова
За качественной, буквально виртуозной работой Ольги Павловны мы понаблюдали на ее уроке с 6 "К". Удивились тому, как она тонко выстраивает взаимодействие с особенными учениками, как привлекает их внимание, "доносит" сложнейший материал урока. Низкий поклон вам, Учителя от Бога!
Познакомились и с нелегкой деятельностью психологической службы школы. Песня! Когда видишь, как стеснительный, даже испуганный малыш через какое-то время общения с психологом успокаивается, расслабляется, начинает улыбаться и общаться, подробно и вдумчиво отвечать на вопросы — это трогает до слез.
Наши детки — обычные, только с особыми образовательными потребностями, - делится тонкостями мастерства психолог Елена Третьякова. - Мы проводим диагностику, понимаем, что каждому ребенку необходимо, какой подход и условия для эффективного обучения. Объясняем эти особенности их учителям. Также ведем и коррекционные занятия. Помогаем ребятам справляться с трудностями. Иногда приходится помогать и педагогам. Ведь работа с такими детьми хоть и интересная, но безумно сложная. Требует огромной эмоциональной отдачи. От профессионального выгорания не застрахован никто.
Елена Третьякова
Действенный и простой совет от Елены на этот случай звучит так: "Научиться отдыхать! Позволять себе отдых". Дорогие наши педагоги, воспользуйтесь рецептом. Наслаждайтесь приятными эмоциями праздника и будьте счастливы!