Феномен Береля: проблемы туристического мифотворчества
Что журналисту "Устинки плюс" удалось увидеть и почувствовать в Долине царей в Восточном Казахстане
Японцы возвели цветение сакуры в культ и приглашают насладиться благоухающим великолепием всех желающих. Крохотный Сингапур с двухмиллионным населением принимает 15 миллионов туристов в год. Пхукет, недавно признанный одним из самых посещаемых городов мира, хранит в одном из своих монастырей косточку Будды, которую даже невозможно увидеть в мутной колбе, но это не мешает бесконечному потоку уверовавших с благоговением припадать к тому месту, где она хранится. По мнению экспертов, главное для туризма - мифотворчество. Если даже показывать нечего, то достаточно придумать миф, чтобы сакрализировать это место, передает корреспондент Устинка LIVE.
У нас в ВКО нет дефицита сакральных мест. Скорее их избыток. Однако точно есть проблема восприятия своего наследия, как показывает практика, воображение наших предков было гораздо богаче, чем у нас. Все это ощутила во время так долго планируемого, долгожданного посещения Берельских курганов. Признаюсь, попасть сюда мечтала, хотела увидеть, почувствовать, прикоснуться к истории своей Родины, которую люблю и уважаю. Наслышана была и о музее, и об уникальных находках, и о туристическом буме последних лет. О том, что это место привлекает посетителей своими еще неразгаданными тайнами. И вот побывала…
Вечное безмолвие
В далеком 1865 году российский востоковед-тюрколог Василий Радлов обнаружил в Восточном Казахстане рядом с селом Берель Большой Берельский курган. В нем был захоронен знатный человек. Об этом говорило то, что вместе с ним захоронено 17 лошадей - четыре ряда по четыре лошади, а также одна внутри сруба. Но главное открытие произошло в 1998-1999 годах, когда ученые Института археологии имени М. Маргулана под руководством Зейноллы Самашева раскопали курган №11. Там нашли захоронение мужчины и женщины царских кровей. В музее сейчас можно увидеть реконструкции их внешнего вида, а также коллекцию предметов конской упряжи, выполненную из дерева, кости, золота, и другие экспонаты. Еще нашли останки 13 лошадей огненно-рыжей масти с множеством золотых украшений. Среди них - уникальные трехмерные изображения головы лося, фигурки животных и мифических существ, в частности грифонов. Археолог Наталья Полосьмак предположила, что народ, который делал эти захоронения в Алтае, мог быть реальным прообразом мифического народа, "стерегущего золото грифов", описанного в "Истории" Геродота. Еще позже, в 2003 году археологическая экспедиция под руководством профессора Абдеша Толеубаева нашла еще один так называемый "Золотой курган царей", датируемый VIII-VII веком до нашей эры. Именно там найдены украшения, ставшие впоследствии основой для реконструкции третьего в Казахстане "Золотого человека". Одной из самых интересных для археологов находок в этом кургане является золотая сережка размером один миллиметр, ушко ее 0,5 миллиметра. Ученые разгадывают загадку, как могли древние люди, которые жили 2700 лет назад, изготовить золотое изделие с такой ювелирной точностью. Большая часть артефактов сейчас хранится в Эрмитаже. Более поздние находки вывезены в музей столицы Казахстана. Берельские курганы - это первые захоронения на территории РК, где найдены органические останки, сохранившиеся благодаря уникальному способу захоронения с применением искусственно созданных условий "вечной мерзлоты" - так называемый феномен "замерзших могил". Древние жители умели бальзамировать покойников и помещали их в искусственный лед. Возводя курган, они рассчитывали высоту и ширину так, что при продувании ветром холод уходил вниз и задерживался там. Получался ледяной конденсат, и устанавливалась температура до минус четырех градусов.
Ученые-биологи, изучив содержимое желудков, травы, которыми питались лошади, пришли к выводу, что они были привезены из разных мест и для их бальзамирования использовались эфирные масла. В 2014 году еще один курган был подготовлен к раскопу, но сами раскопки состоялись только в 2016 году. В могильнике обнаружили захоронение женщины знатного рода и семи коней огненной масти.
А позже, в 2018 году, рядом с курганом вскрыли захоронения помельче, предположительно, рядовых воинов.
Двойственные впечатления
Сама долина прекрасна! От первозданности природной красоты просто захватывает дух. Удивляет и то, что здесь, на территории Некрополя, кипит жизнь. Хранители исторических ценностей не забывают о делах мирских и насущных. На всех просторах низины выкошена трава, заботливо собрано сено в живописные стога, сельхозработы продолжаются и сейчас. Идиллическая картина так и просится на пастораль. Воздух чист и прозрачен, пропитан ароматами хвои и дерева, из которого сделаны постройки музея под открытым небом. Возле курганов, закрытых саркофагом, замираешь в молчании, проникаешься моментом. Волнение и трепет душевный не покидают и при спуске в могильник. А дальше… разочарование. Уж слишком искусственно и нелепо выглядит реконструкция захоронения. Пошло-пластиково - стены гробницы, имитирующие каменную кладку. В самом музее приходится себя заставлять приглядываться к уникальным экспонатам, читать их описание, соотнося время их создания с искусностью мастеров. И восхищаться! Но как-то исподволь…
И приходит мысль, а стоит ли тревожить покой ушедших властителей или довольствоваться уже тем, что нашли, стараясь теперь сохранить сакральную тишину и чистоту данного места, или продолжать исследования, руководствуясь тем, что без прошлого нет будущего? Вдруг начинает казаться, что, приобретая знания, мы теряем частицу души… Благодаря открытиям Береля Казахстан попал в ленты топовых международных новостей, находка была тут же названа археологической сенсацией столетия. Но, похоже, мировое признание обошло сам объект стороной. Его называют брендом и Восточного Казахстана. Опять же ловлю себя на мысли, туризм в Царской долине надо развивать хотя бы для того, чтобы появилось осознание собственной уникальности. Туризм - это предмет социальной психологии, когда местные жители смотрят на свою землю глазами тех, кто приезжают, чтобы ее увидеть. Это похоже на то, как муж иначе смотрит на свою жену, если ею восхищается сосед. Поэтому это не только и столько экономика, сколько осознание себя хозяином той земли, на которой ты живешь. Это умение принять гостя и при этом сохранить порядок в доме.
К сведению
Некрополь создан на третьей надпойменной террасе реки (высота 1120 метров над уровнем моря), между Бухтармой и горами. Именно в таких местах и осуществляли захоронения во времена сакского периода, когда и были совершены первые погребения на территории комплекса. Могильник Берель насчитывает около 70 курганов с каменными насыпями различного размера. Основу его составляют несколько параллельных цепочек курганов, вытянутых в направлении с северо-запада на юго-восток.
Лошадь в богатом золотом убранстве - отличительная часть этих захоронений. Знаменитый казахстанский реставратор Крым Алтынбеков является автором реконструкции полного убранства коней, найденных в захоронениях, эта реконструкция сейчас используется в экспозиции как самого музея, так и реконструкции одиннадцатого и второго курганов.
Следующая →
У нас в ВКО нет дефицита сакральных мест. Скорее их избыток. Однако точно есть проблема восприятия своего наследия, как показывает практика, воображение наших предков было гораздо богаче, чем у нас. Все это ощутила во время так долго планируемого, долгожданного посещения Берельских курганов. Признаюсь, попасть сюда мечтала, хотела увидеть, почувствовать, прикоснуться к истории своей Родины, которую люблю и уважаю. Наслышана была и о музее, и об уникальных находках, и о туристическом буме последних лет. О том, что это место привлекает посетителей своими еще неразгаданными тайнами. И вот побывала…
Вечное безмолвие
В далеком 1865 году российский востоковед-тюрколог Василий Радлов обнаружил в Восточном Казахстане рядом с селом Берель Большой Берельский курган. В нем был захоронен знатный человек. Об этом говорило то, что вместе с ним захоронено 17 лошадей - четыре ряда по четыре лошади, а также одна внутри сруба. Но главное открытие произошло в 1998-1999 годах, когда ученые Института археологии имени М. Маргулана под руководством Зейноллы Самашева раскопали курган №11. Там нашли захоронение мужчины и женщины царских кровей. В музее сейчас можно увидеть реконструкции их внешнего вида, а также коллекцию предметов конской упряжи, выполненную из дерева, кости, золота, и другие экспонаты. Еще нашли останки 13 лошадей огненно-рыжей масти с множеством золотых украшений. Среди них - уникальные трехмерные изображения головы лося, фигурки животных и мифических существ, в частности грифонов. Археолог Наталья Полосьмак предположила, что народ, который делал эти захоронения в Алтае, мог быть реальным прообразом мифического народа, "стерегущего золото грифов", описанного в "Истории" Геродота. Еще позже, в 2003 году археологическая экспедиция под руководством профессора Абдеша Толеубаева нашла еще один так называемый "Золотой курган царей", датируемый VIII-VII веком до нашей эры. Именно там найдены украшения, ставшие впоследствии основой для реконструкции третьего в Казахстане "Золотого человека". Одной из самых интересных для археологов находок в этом кургане является золотая сережка размером один миллиметр, ушко ее 0,5 миллиметра. Ученые разгадывают загадку, как могли древние люди, которые жили 2700 лет назад, изготовить золотое изделие с такой ювелирной точностью. Большая часть артефактов сейчас хранится в Эрмитаже. Более поздние находки вывезены в музей столицы Казахстана. Берельские курганы - это первые захоронения на территории РК, где найдены органические останки, сохранившиеся благодаря уникальному способу захоронения с применением искусственно созданных условий "вечной мерзлоты" - так называемый феномен "замерзших могил". Древние жители умели бальзамировать покойников и помещали их в искусственный лед. Возводя курган, они рассчитывали высоту и ширину так, что при продувании ветром холод уходил вниз и задерживался там. Получался ледяной конденсат, и устанавливалась температура до минус четырех градусов.
Ученые-биологи, изучив содержимое желудков, травы, которыми питались лошади, пришли к выводу, что они были привезены из разных мест и для их бальзамирования использовались эфирные масла. В 2014 году еще один курган был подготовлен к раскопу, но сами раскопки состоялись только в 2016 году. В могильнике обнаружили захоронение женщины знатного рода и семи коней огненной масти.
А позже, в 2018 году, рядом с курганом вскрыли захоронения помельче, предположительно, рядовых воинов.
Двойственные впечатления
Сама долина прекрасна! От первозданности природной красоты просто захватывает дух. Удивляет и то, что здесь, на территории Некрополя, кипит жизнь. Хранители исторических ценностей не забывают о делах мирских и насущных. На всех просторах низины выкошена трава, заботливо собрано сено в живописные стога, сельхозработы продолжаются и сейчас. Идиллическая картина так и просится на пастораль. Воздух чист и прозрачен, пропитан ароматами хвои и дерева, из которого сделаны постройки музея под открытым небом. Возле курганов, закрытых саркофагом, замираешь в молчании, проникаешься моментом. Волнение и трепет душевный не покидают и при спуске в могильник. А дальше… разочарование. Уж слишком искусственно и нелепо выглядит реконструкция захоронения. Пошло-пластиково - стены гробницы, имитирующие каменную кладку. В самом музее приходится себя заставлять приглядываться к уникальным экспонатам, читать их описание, соотнося время их создания с искусностью мастеров. И восхищаться! Но как-то исподволь…
И приходит мысль, а стоит ли тревожить покой ушедших властителей или довольствоваться уже тем, что нашли, стараясь теперь сохранить сакральную тишину и чистоту данного места, или продолжать исследования, руководствуясь тем, что без прошлого нет будущего? Вдруг начинает казаться, что, приобретая знания, мы теряем частицу души… Благодаря открытиям Береля Казахстан попал в ленты топовых международных новостей, находка была тут же названа археологической сенсацией столетия. Но, похоже, мировое признание обошло сам объект стороной. Его называют брендом и Восточного Казахстана. Опять же ловлю себя на мысли, туризм в Царской долине надо развивать хотя бы для того, чтобы появилось осознание собственной уникальности. Туризм - это предмет социальной психологии, когда местные жители смотрят на свою землю глазами тех, кто приезжают, чтобы ее увидеть. Это похоже на то, как муж иначе смотрит на свою жену, если ею восхищается сосед. Поэтому это не только и столько экономика, сколько осознание себя хозяином той земли, на которой ты живешь. Это умение принять гостя и при этом сохранить порядок в доме.
К сведению
Некрополь создан на третьей надпойменной террасе реки (высота 1120 метров над уровнем моря), между Бухтармой и горами. Именно в таких местах и осуществляли захоронения во времена сакского периода, когда и были совершены первые погребения на территории комплекса. Могильник Берель насчитывает около 70 курганов с каменными насыпями различного размера. Основу его составляют несколько параллельных цепочек курганов, вытянутых в направлении с северо-запада на юго-восток.
Лошадь в богатом золотом убранстве - отличительная часть этих захоронений. Знаменитый казахстанский реставратор Крым Алтынбеков является автором реконструкции полного убранства коней, найденных в захоронениях, эта реконструкция сейчас используется в экспозиции как самого музея, так и реконструкции одиннадцатого и второго курганов.