Усть-Каменогорск
ясно
+18°
  • Усть-Каменогорск
    +18°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +18°
  • Актобе
    +23°
  • Форт-Шевченко
    +18°
  • Атырау
    +18°
  • Караганда
    +16°
  • Кокшетау
    +19°
  • Костанай
    +16°
  • Кызылорда
    +23°
  • Павлодар
    +18°
  • Петропавловск
    +13°
  • Тараз
    +16°
  • Уральск
    +18°
  • Шымкент
    +20°
$
441.79
-0.01
478.77
-1.25
¥
61.02
-0.04
4.9
+0.02
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Евгения Чех
Источник:
Устинка LIVE

Вера Сухорукова: становление, труд, учеба

Продолжаем публиковать главы из автобиографической книги Веры Николаевны Сухоруковой, которая увидит свет в августе - к 70-летию самого народного акима Усть-Каменогорска

На фото Вера Сухорукова (нижний ряд, по центру)


Откликов, благодарностей к нам в редакцию поступает огромное количество. Люди с интересом открывают для себя неизвестные страницы жизни этой потрясающей, порядочной и неординарной женщины. Сейчас - о начале ее славного трудового пути, передает корреспондент Устинка LIVE.

Из воспоминаний Веры Сухоруковой

Такая работа!

С 1973 года после окончания СДИ и защиты диплома началось мое самостоятельное жизненное "плавание". "Путевкой в жизнь" стало распределение во вновь образованную область КазССР. Ее областной центр город Джезказган с этого времени на долгих 23 года стал моим домом. Назначили меня старшим экономистом областного Управления ЖКХ. За короткое время доросла там и до начальника отдела. Вступила в компартию. Заметили и пригласили инструктором строительного отдела в горком. Это был бесценный опыт - задел на будущее. Пришлось изучить все тонкости сферы, много общалась с людьми - от начальников строительных управлений и трестов до бригадиров и рядовых строителей. Будни были настолько насыщенными, что вздохнуть некогда. Дальше возглавила организационный отдел горкома партии, в течение пяти лет была его заведующей. Коллектив небольшой, но очень дружный. Сложились по-настоящему порядочные отношения.

В Джезказганской области население было особым. Видимо, сказывалось то, что здесь остались многие заключенные "Степлага", жили их дети. Были среди них русские, украинцы, литовцы, евреи, осужденные когда-то по "Делу врачей". Культурные, высокообразованные, привыкшие работать с безумной самоотдачей, самоотверженно и достойно. Они создавали благоприятные условия для роста экономики региона. Со многими общалась, дружила. Заметила, что о своем прошлом они предпочитали не вспоминать, никогда не говорили, не рассказывали даже после реабилитации.

В 1978 году после смерти отца я сразу перевезла к себе маму - у нее обострились болезни. Очень сложно приходилось, в горкоме партии была большая нагрузка. На сессии областного Совета депутатов утвердили меня заместителем председателя облисполкома. Случилось это в 1985 году. Проработала 11 лет, в течение последних шести лет была первым заместителем председателя облисполкома, с учетом преобразований в дальнейшем - замом главы областной администрации, акима области. Новая должность позволила создать лучшие условия для больной мамы. Перевезла ее в новый дом, где соседями стали ее ровесницы. Мама могла с ними дружить, общаться, пока я была на работе. Большой поддержкой для нее стал переезд в Джезказган моей старшей сестры Марии с тремя детьми, младшему тогда было около года. Маша получила квартиру недалеко от нас, работала в детском саду, который находился во дворе моего дома. Каждое воскресенье все мы собирались на обед, разговаривали, строили планы, решали совместно проблемы. Две моих старших племянницы Дина и Альмира получили образование, стали медсестрой и педагогом соответственно, вышли замуж. Здесь получили квартиры, родили детей. Последние годы жизни мама была очень счастлива, у нее появилось огромное желание жить. К сожалению, возможности медицины в то время были ограничены. Мама ушла в 1987 году на руках внучки Дины, заснула днем и больше не проснулась. Я не успела к ней всего на полчаса, была в командировке. От этой потери долго не могла оправиться...

Ветер перемен, или перестройка сознания

В 1985 году Генеральным секретарем компартии СССР стал Михаил Горбачев. Со следующего года грянула "перестройка"… Для меня 1986-й стал годом поступления в Академию общественных наук при ЦК КПСС. В группе нашей было 12 человек со всего Союза, настоящий "интернационал". В Академии учились представители советской партийной и комсомольской элиты из всех союзных республик. Довелось познакомиться, общаться с выдающимися людьми. Были представители братских компартий из социалистических стран. Общались с группой часто и конструктивно: спорили, делились опытом, обсуждали разные проблемы, все это было доброжелательно и продуктивно, обогащало каждого из нас. Время перемен и новых, более открытых взглядов. Лекции нам читали неординарные личности, "люди-эпохи", такие как академик Леонид Иванович Абалкин - известный российский экономист, входил в число разработчиков программ по переходу от плановой советской экономики к регулируемому рынку. Учились мы и у Абела Геговича Аганбегяна. Он автор и соавтор 259 научных работ, в том числе 20 монографий. Его книги по экономическим проблемам перестройки опубликованы в 12 странах мира. Преподавал в нашей группе мэр Москвы того периода Гавриил Харитонович Попов, выдающийся политик, но далеко не хозяйственник, скорее теоретик, чем практик. В чем нам пришлось убедиться на себе. Столица СССР в те годы находилась в плачевном состоянии. Это было мое первое знакомство с Москвой - в основном двигались в метро. Сессия в Академии длилась по 56 дней в году. На весь этот период закупали билеты в театры, музеи, галереи и другие исторические места. Зимой жижа из снега и химикатов "заползала" даже на станции метро. Пары сапог хватало лишь на одну поездку, обувь разъедало до дыр. Однако в пору тотального дефицита, который я видела в Джезказгане, в столице этого не ощущалось. Найти и купить в Москве можно было все! Конечно же, годы обучения в Академии во многом помогли мне развить более глубокое - аналитическое - мышление, свободное и масштабное, приучили к необходимости постоянно учиться, расширять свой кругозор. Надолго запомнились эти годы "взрослого студенчества", более осмысленной учебы, получения бесценного опыта отделять зерна от плевел, чувствовать тончайшие нюансы, выставлять приоритеты. Удивительные, очень теплые и волнительные были годы. Перестройка, развал Союза, но страха, отчаяния не припомню. Была уверенность в том, что мы справимся, преодолеем, построим лучшую жизнь… Шли и делали для этого все, что могли - плечом к плечу, поддерживая друг друга.

Работа в Джезказганском облисполкоме продолжалась. Должность зампреда добавила забот. Нагрузка значительно увеличилась. Работала, как правило, с 8.00 до 20.00, в субботу - до обеда. Несмотря на частую смену первых руководителей региона, в вопросах своей компетенции у меня была полная самостоятельность в принятии решений. В командировках по области я проводила не менее четверти рабочего времени, на служебной "Волге" и зимой, и летом. Проходили и первые эксперименты в экономике. В области появился "параллельный бюджет" - предприятия-экспортеры отдавали 10% валютной выручки безвозмездно. На эти средства, как правило, покупали производственные линии и мини-цеха по переработке сельскохозяйственной продукции для крупных колхозов и совхозов региона. Что с ними случилось после приватизации, думаю, понятно… Решение по изъятию этих средств у предприятий только усугубило проблему старения и износа оборудования на производствах. Не было и ощутимых результатов в аграрном секторе от дополнительных вливаний. Но благодаря работе предприятий цветной металлургии, небольшой численности населения в Джезказганской области не так остро чувствовались большие проблемы, постигшие Союз во время перестройки. Бюджет региона пополнялся регулярно, что осталось неизменным и после обретения независимости РК. Вплоть до 1996 года, когда я уехала работать в Усть-Каменогорск, не было задержек с выплатой пенсий и зарплат бюджетникам. Продовольственный дефицит помогали закрывать через Потребкооперацию: проводили массовый отстрел сайги, 300 тонн мяса в год отправляли во Францию. Обменивали цветные металлы на товары - напрямую для работников предприятий, через Потребкооперацию - для населения. Самым насыщенным в работе был период с августа 1994 по 1996 годы, когда главой администрации региона был назначен Кажимурат Ибраевич Нагманов - настоящий патриот Казахстана, сильнейший хозяйственник.

К этому времени Джезказганский горно-металлургический комбинат был передан в собственность южнокорейцам. Буквально разваливалась местная ТЭЦ - единственный источник тепло- и энергоснабжения Джезказгана, всей его промышленности и населения. На ремонт оборудования и сетей средств не было как в бюджете, так и у самих энергетиков. Тепловое хозяйство и водопроводные сети были на балансе комбината. Кажимурату Нагманову прежде всего удалось добиться финансирования ремонтных работ станции от иностранных владельцев ГОКа, они же оплачивали реконструкцию городских тепловых коммуникаций. В зиму 1995 года через центральный проспект Ленина - прямо поверху - была проложена и подключена новая тепломагистраль. Латать старую не имело смысла, да и времени не было - зима выдалась особенно морозной. Что касается оборудования ТЭЦ - котлы ремонтировали всю зиму. В штабе, расположенном непосредственно на станции, постоянно дежурил один из заместителей главы администрации области. Выпадали дежурства и на мою долю - это был реально ад на земле! Кругом пар, дым, что-то взрывается… Позже поручили создать для штаба более комфортные условия, что я и попыталась со всей ответственностью сделать. Нагманов дневал и ночевал на работе - в здании администрации. Совещания у него могли проходить и в 22.00, и в 4-5 утра, работа не прекращалась весь зимний период. Позже ТЭЦ вошла в состав АО "Казахмыс", и все проблемы с ремонтами начали решать планово. Тогда нам удалось спасти целый город от замерзания, системы - от разморозки. И неважно, какими силами, лишениями, физическими и психологическими затратами - это было жизненно необходимо!

Продолжение следует
Следующая →