Как особенные студенты трудятся на предприятиях города
Эти удивительные студенты сразу выделяются в обществе: открытые, ответственные, трудолюбивые, всегда с улыбкой
Они готовы свернуть горы и преодолеть самые тяжелые препятствия ради одной заветной цели - жить в социуме: учиться, трудиться, стать полезным, обеспечивать себя и свою семью, помогать другим, словом, быть "как все". Это желание настолько сильно, что для многих особенных людей их диагнозы не становятся препятствием на пути к еще одной мечте - получить профессию, передает корреспондент Устинка LIVE.
Есть примеры, когда слабослышащие студенты становятся профессиональными швеями, парикмахерами, визажистами, мастерами по изготовлению мебели, ребята с ДЦП - операторами ЭВМ, консультантами в госучреждениях и даже медработниками. Нет ничего невозможного! Мы в этом убедились в очередной раз, побывав на нескольких предприятиях областного центра, где проходят производственную практику особые студенты, а некоторые после окончания учебы даже остаются там работать.
Наш гид - заместитель директора по учебно-производственной работе Усть-Каменогорского колледжа сферы обслуживания Наталья Парамонова с удовольствием рассказывает о работодателях, которые готовы сотрудничать с учебным заведением и обучать секретам профессии на своих предприятиях. К ним мы и едем.
Труд человека кормит
Объект №1. Цех по изготовлению мебели. Приезжаем на предприятие ИП Бабаханов - здесь производят мебель. Аромат дерева и свежей стружки, гул работающих станков, рабочие и студенты в спецодежде заняты своим делом - работа кипит. Отличить, кто из них особенный - невозможно. Нас встречает директор Куралай Нурсалимова.
Мастер цеха Насырхан Жортканбаев работает со слабослышащими студентами, он признается - большой разницы между ними и обычными ребятами не видит.
Наставник студентов мастер производственного обучения Адылбек Касаинов работает со слабослышащими студентами давно и рассказывает о своих подопечных с нескрываемой отцовской любовью.
Столько тепла и заботы в словах наставника, он так трепетно относится к ребятам, как к своим детям, помогает им, заботится, и не понаслышке знает об их жизни, Алылбек Дюсупович - особенный папа… Какое огромное сердце у этого потрясающего человека! Он способен дать опору под ногами любому из своих подопечных, а при необходимости поможет и взлететь.
Помощники во всём!
Объект №2. В библиотеке им. А.С. Пушкина проходят практику особые студенты, получающие профессию оператора ЭВМ. Студент 3 курса колледжа 21-летний Ерзат - один из них. Неоднократный участник и победитель различных конкурсов по профессии.
…Прощаясь с Ерзатом, прошу сказать его несколько мотивирующих слов особым ребятам и самому себе.
Фея красоты
Объект №3. Парикмахерская "Дарина". Сайрангуль Садыкова - не просто индивидуальный предприниматель, в салоне которой студентка проходит практику, прежде всего она особенная мама, а ее дочь Дарина и есть та самая студентка. С Дариной мы познакомились три года назад, тогда она училась в школе №37 в классе для слабослышащих ребят и уже тогда поразила своей добротой, целеустремленностью, желанием учиться, поэтому эта неожиданная встреча стала приятной вдвойне. Дарина - будущий парикмахер и визажист, ее трудолюбием можно только восхищаться. В день нашей встречи она окрашивала волосы своему мастеру-наставнику (маме) и, ничуть не смутившись, продолжила работу во время нашей беседы.
Мама во всем поддерживает свою старательную дочь.
Швейный мир
Объект №4. Ателье "Силуэт". На этом предприятии, которое функционирует более 20 лет, проходят практику будущие швеи, а мотивируют их собственным примером особенные сотрудницы - пять слабослышащих девушек трудятся в швейном цехе и ежедневно доказывают, что они - такие же, как все.
P.S. Во время каждой встречи с предпринимателями и наставниками не покидала гордость за наших людей: такие неравнодушные, теплые, открытые, готовые протянуть руку помощи. Они не видят в своей поддержке ничего особенного - помогают, потому что им так велит сердце. Наверное, они тоже особенные, и именно поэтому, как никто другой, понимают и принимают ребят такими, какие они есть. На практику. В коллектив. В семью. И оставляют в сердце. Спасибо вам!
В тему
Предприниматели, которые трудоустраивают на свое предприятие особенных людей, из социально уязвимой категории (инвалиды всех групп, работоспособные граждане из многодетных и неполных семей, родители, воспитывающие ребенка-инвалида, освободившиеся из мест лишения свободы, люди пенсионного и предпенсионного возраста), становятся социальными предпринимателями. С момента вступления в силу поправок в некоторые законодательные акты по вопросам развития социального предпринимательства, а также в Налоговый кодекс, которые уже одобрили в Мажилисе, они получат определенные преференции и поддержку государства и смогут рассчитывать на:
Огромную лепту в разработку проекта внес известный первый социальный предприниматель в РК Эмин Аскеров.
Следующая →
Есть примеры, когда слабослышащие студенты становятся профессиональными швеями, парикмахерами, визажистами, мастерами по изготовлению мебели, ребята с ДЦП - операторами ЭВМ, консультантами в госучреждениях и даже медработниками. Нет ничего невозможного! Мы в этом убедились в очередной раз, побывав на нескольких предприятиях областного центра, где проходят производственную практику особые студенты, а некоторые после окончания учебы даже остаются там работать.
Наш гид - заместитель директора по учебно-производственной работе Усть-Каменогорского колледжа сферы обслуживания Наталья Парамонова с удовольствием рассказывает о работодателях, которые готовы сотрудничать с учебным заведением и обучать секретам профессии на своих предприятиях. К ним мы и едем.
- Наши студенты выходят на производственную практику со 2 курса, - объясняет Наталья Александровна. - В колледже проходят спецдисциплины, отрабатывают определенные навыки, лабораторные работы, потом идут на производство, где своя специфика, может отличаться оборудование. На третьем курсе уроки производственного обучения и практика на предприятиях продолжаются.Наталья Александровна уверена, те студенты, кто шли целенаправленно, с желанием работать, выходят из колледжа готовыми специалистами, находят работу. Ребята с особыми образовательными потребностями - не исключение.
Труд человека кормит
Объект №1. Цех по изготовлению мебели. Приезжаем на предприятие ИП Бабаханов - здесь производят мебель. Аромат дерева и свежей стружки, гул работающих станков, рабочие и студенты в спецодежде заняты своим делом - работа кипит. Отличить, кто из них особенный - невозможно. Нас встречает директор Куралай Нурсалимова.
- Когда к нам обратились за помощью в организации практики в мебельном цехе студентам колледжа, предупредили об особенностях здоровья некоторых из них - дети с нарушением слуха, ДЦП, некоторые не говорят - и спросили, смогли бы с ними работать, - вспоминает Куралай Нурсалимова. - Мы решили попробовать, захотелось помочь. В чем виноваты дети, что родились с особенностями развития? Надо дать им возможность реализовать себя. Полгода они работали в нашем цехе успешно, продуктивно. Ребята очень человечные, старательные, впитывают знания, милосердные (голос дрожит - прим. авт.), благодарные... Мне нравится работать с особыми ребятами, нравится быть причастной к их судьбе.Куралай Нигмадиловна делится, что особые студенты проявляют интерес во всем, с желанием осваивают навыки столярного мастерства. Каждый год здесь проходят практику 3-4 студента, два выпускника остались работать в цехе.
Мастер цеха Насырхан Жортканбаев работает со слабослышащими студентами, он признается - большой разницы между ними и обычными ребятами не видит.
- Я их понимаю без переводчика, объясняю, ребята справляются, - говорит мастер. - Главное - желание, с остальным справимся! Особые дети, я уверен, могут и должны работать.Знакомимся с невероятно улыбчивым парнем Олжасом - два года назад он проходил в этом цехе практику, а после его, как самого старательного, пригласили сюда работать. Невозможность слышать не мешает Олжасу изготавливать качественную мебель и неплохо зарабатывать, более того, он помогает новым студентам осваивать азы профессии.
Наставник студентов мастер производственного обучения Адылбек Касаинов работает со слабослышащими студентами давно и рассказывает о своих подопечных с нескрываемой отцовской любовью.
- Я понимаю их речь уже без труда, нет у нас проблем в общении, обучении, - улыбается педагог. - Они такие... исполнительные! Нахожу им работодателей, договариваюсь, сотрудничаем. Многие мои выпускники работают на производстве в Семее, Нур-Султане, горжусь ими. Не забывают меня, пишут. Поддерживаю и после окончания колледжа, даю советы как отец (смеется - прим. авт.).Адылбек Дюсупович делится планами на будущее - открыть свой цех, в котором будут работать глухонемые ребята, где они смогут найти поддержку, стать частью коллектива, будут ЖИТЬ! А в дальнейшем - помочь им открыть уже свое собственное дело, двигаться дальше.
Столько тепла и заботы в словах наставника, он так трепетно относится к ребятам, как к своим детям, помогает им, заботится, и не понаслышке знает об их жизни, Алылбек Дюсупович - особенный папа… Какое огромное сердце у этого потрясающего человека! Он способен дать опору под ногами любому из своих подопечных, а при необходимости поможет и взлететь.
Помощники во всём!
Объект №2. В библиотеке им. А.С. Пушкина проходят практику особые студенты, получающие профессию оператора ЭВМ. Студент 3 курса колледжа 21-летний Ерзат - один из них. Неоднократный участник и победитель различных конкурсов по профессии.
- Получу диплом и буду учиться дальше, у меня большие планы, - делится Ерзат. - Мне нравится работать, быть в обществе.На вопрос о том, как к нему относятся окружающие, и не становится ли диагноз ДЦП препятствием к общению, парень, не задумываясь, отвечает.
- Я душа компании, никогда не унываю, - улыбается Ерзат (он всегда улыбается - прим. авт.). - Для кого-то я хороший, для кого-то плохой, я не обижаюсь на это, зачем? Воспринимаю жизнь такой, какая она есть. А сейчас давайте покажу вам, где прохожу практику!К нам присоединяется руководитель центра информационных технологий Мая Сулейменова, которая курирует практику студентов более пяти лет. Она рассказывает, что сначала студенты знакомятся с трудовым режимом, потом идет введение в специальность, ребята участвуют во многих проектах, обучаются различным программам (фотошоп, видеомонтаж, 3D-моделирование), работают на станках с числовым программным управлением (ЧПУ) - изготавливают сувениры к разным праздникам для читателей библиотеки. Сейчас ребята помогают посетителям получить госуслуги в уголке самообслуживания, консультируют их.
- Студенты не только осваивают специальность, но и учатся общаться, помогать. После этой практики их легко могут принять на работу в ЦОН, - уверена Мая Турдыбековна. - Они отлично знают, как работать на портале egov.kz. В день обслуживают по 40-50 человек, делают по 100 заявок! Очень нам помогают, мы ни разу в них не разочаровались.Мая Сулейменова считает, что в особенных студентах нет ничего особенного, просто к ним нужно относиться внимательнее, учитывать их физические возможности и понимать их.
- Особые ребята должны учиться и работать наравне со всеми, в социуме, понимать, что они ничем не отличаются от других детей, - говорит Мая Сулейменова. - Наши посетители принимают особых студентов с пониманием. Если человек сам в себе уверен, то и окружающие будут относиться к нему доброжелательно.Эту уверенность в себе, безусловно, дают почувствовать ребятам сотрудники библиотеки.
…Прощаясь с Ерзатом, прошу сказать его несколько мотивирующих слов особым ребятам и самому себе.
- Больше общаться с людьми, наравне со всеми, - уверен Ерзат. - Помнить, никаких особенностей нет, кроме возможностей здоровья, все у нас в голове. Учиться, адаптироваться, работать, и тогда страх постепенно уйдет. Идти к своей цели. Все сбудется! А себе желаю достигнуть многого, не останавливаться, все у меня впереди (смеется - прим. авт.)!Ерзат, удачи, пусть все сложится именно так, как ты хочешь!
Фея красоты
Объект №3. Парикмахерская "Дарина". Сайрангуль Садыкова - не просто индивидуальный предприниматель, в салоне которой студентка проходит практику, прежде всего она особенная мама, а ее дочь Дарина и есть та самая студентка. С Дариной мы познакомились три года назад, тогда она училась в школе №37 в классе для слабослышащих ребят и уже тогда поразила своей добротой, целеустремленностью, желанием учиться, поэтому эта неожиданная встреча стала приятной вдвойне. Дарина - будущий парикмахер и визажист, ее трудолюбием можно только восхищаться. В день нашей встречи она окрашивала волосы своему мастеру-наставнику (маме) и, ничуть не смутившись, продолжила работу во время нашей беседы.
- Дарина - моя младшая дочь, - рассказывает Сайрангуль Калибековна. - Она очень доброжелательная, стремится идти вперед, профессию выбрали по ее желанию, хочет стать знаменитым стилистом. Каждый день с ней занимаемся, учимся, проходим практику. За все время обучения все преподаватели колледжа, сурдопедагоги помогают Дарине, уделяют особое внимание. Благодаря им мы достигли результатов. Спасибо им большое!Мама рассказывает, недавно Дарину прооперировали, понемногу она начинает слышать, учится заново воспринимать мир, занимается с логопедом, сурдопедагогом (у них расписан каждый день по часам!), а это значит, что впереди у нее открываются новые большие возможности. Помимо основной учебы и практики, Дарина дополнительно обучается на курсах: визажист, бровист, колорист.
Мама во всем поддерживает свою старательную дочь.
- Благодарю Всевышнего, что у меня есть такая дочь - моя Дариночка, - говорит Сайрангуль Калибековна. - У нас все получится! Мы не останавливаемся, занимаемся всей семьей."Учиться, трудиться, быть ответственным и никогда не сдаваться!" - вот их девиз. И мы уверены, что совсем скоро узнаем о новых достижениях Дарины, которая обязательно победит в мировом конкурсе.
Швейный мир
Объект №4. Ателье "Силуэт". На этом предприятии, которое функционирует более 20 лет, проходят практику будущие швеи, а мотивируют их собственным примером особенные сотрудницы - пять слабослышащих девушек трудятся в швейном цехе и ежедневно доказывают, что они - такие же, как все.
- С колледжем сферы обслуживания сотрудничаем очень давно, девочки проходят у нас практику с возможностью дальнейшего трудоустройства на наше предприятие, - рассказывает директор ТОО "Прагма" Наталья Казеева. - У особенных студенток есть наставники, тоже особенные, они помогают, понимают друг друга. Например, наша Мадина работает здесь 8 лет.Наталья Павловна уверена, что главное в их деле - полюбить свою профессию, тогда и особых трудностей возникать не будет. Девочки, которые пришли на практику, дисциплинированные, у них есть желание работать.
- Я чувствую их, стараюсь найти подход к каждой, психологически, - продолжает Наталья Павловна. - Они ценят это. Почему? Потому что, даже уходя, возвращаются к нам... Я не замечаю их особенностей, меня понимают, даже если не слышат, понимают по глазам…В швейном цехе работа есть всегда. Сейчас, к примеру, они изготавливают по заказу комбинезоны с защитными свойствами для медиков - в период пандемии их услуги стали как никогда востребованы. Быть причастными к общему делу - большая ответственность.
P.S. Во время каждой встречи с предпринимателями и наставниками не покидала гордость за наших людей: такие неравнодушные, теплые, открытые, готовые протянуть руку помощи. Они не видят в своей поддержке ничего особенного - помогают, потому что им так велит сердце. Наверное, они тоже особенные, и именно поэтому, как никто другой, понимают и принимают ребят такими, какие они есть. На практику. В коллектив. В семью. И оставляют в сердце. Спасибо вам!
В тему
Предприниматели, которые трудоустраивают на свое предприятие особенных людей, из социально уязвимой категории (инвалиды всех групп, работоспособные граждане из многодетных и неполных семей, родители, воспитывающие ребенка-инвалида, освободившиеся из мест лишения свободы, люди пенсионного и предпенсионного возраста), становятся социальными предпринимателями. С момента вступления в силу поправок в некоторые законодательные акты по вопросам развития социального предпринимательства, а также в Налоговый кодекс, которые уже одобрили в Мажилисе, они получат определенные преференции и поддержку государства и смогут рассчитывать на:
- обеспечение инфраструктуры,
- грантовое финансирование,
- субсидирование ставок по кредитам,
- имущественную поддержку,
- налоговые льготы,
- обучение,
- информационное сопровождение,
- содействие в поиске деловых партнеров,
- развитие через акселерационные программы.
Огромную лепту в разработку проекта внес известный первый социальный предприниматель в РК Эмин Аскеров.