Широкоформат судьбы Павла Щербины: памяти талантливого оператора
Обычно операторы остаются за кадром, но наш Павел Анатольевич Щербина, выражаясь киношными терминами, широкомасштабный его не заметить на съемочной площадке невозможно…
На фото Павел Щербин
Да еще эта немного с хитринкой улыбка, как вопрос на лице: "Что, сдюжим? Не бойся эфира! Да и я не страшный", передает корреспондент Устинка LIVE.
И сразу героям передачи и ведущим становится спокойно и уютно от его присутствия. Магнетизм его доброты всем известен.
Доброе утро!
Утро его профессии началось с Алматинского кинотехникума и с работы в проявочном цехе студии документальных фильмов "Казахтелефильм" - хоть в какой роли, но поближе к своему кумиру Марку Исааковичу Берковичу, выдающемуся оператору, который в содружестве с режиссером Шакеном Аймановым снял замечательные, любимые доныне фильмы: "Мой милый доктор", "Ангел в тюбетейке", "Безбородый обманщик".
Совсем юный Паша принял участие в некоторых проектах учителя, а потом с его легкой руки стал работать самостоятельно как оператор над первым в своей жизни мультипликационным фильмом "Паутинка", куклы из которого еще долго были реликвией в доме Щербины.
В 1994 году от Казахстанского Агентства Международных Коммуникаций и Информации набравшийся опыта оператор Павел Щербина сопровождает по миру с камерой отечественные делегации во главе с Даригой Назарбаевой, тогда директором Национального телевизионного информационного агентства "Хабар". Он побывал в Италии, Англии… С 1995 года работал оператором на 31 канале, стал главным оператором. И в 1996 году его аккредитовали на Олимпийские игры в Атланте (США). В 1997-м прошел курсы Школы операторского мастерства ВВС, которые проходили в столице, что, безусловно, повысило его профессиональный уровень.
Коллеги с особой теплотой вспоминают время, когда были под творческой опекой Павла Анатольевича.
- Работал с Пашей в 1996 году на 31 канале, - вспоминает режиссер из Алматы Серик Руханов. - Профессионал, хороший человек, отзывчивый, всегда помогал, наш старший товарищ и друг.Виталий Плисс вспоминает, как Павел Анатольевич на пленэре заставлял операторов "ловить луч солнца" сквозь крылышко стрекозы и как он круто однажды изменил его судьбу - простого охранника телестудии.
- Паша в основном занимался программой "Доброе утро, Алматы". Монтаж сюжетов, запись подводок ведущих проходили очень поздно. Он выходил покурить. Слово за слово, и мы подружились, - вспоминает Виталий. - В 90 годы все передачи держались на спонсорах. Паша мучился, что бы такое придумать, чтобы зрителю было интересно. И вот кинофестиваль "Эхо Кинотавра" - впервые в Казахстане. Договорились встретиться там всей командой канала. Но получилось, что все своим ходом устремились... Тогда Павел взял микрофон и говорит мне: "Будешь сегодня журналистом!". Сказать, что я обалдел - ничего не сказать! - Паш, я охранник! - И что? - смотрит на меня своим фирменным спокойно-недоумевающим взглядом. - Там звезд немерено. Думай, с кем хочешь поговорить - с точки зрения зрителя! И ведь настроил меня…Охранник Виталий благополучно взял интервью у Булдакова, в закулисье встретился со Спартаком Мишулиным… А позже по рекомендации Павла Анатольевича был переведен главным редактором 31 канала в координаторы "Доброго утра"!
Творческие секретики
С кем только не был знаком Павел Анатольевич! Это и Олег Янковский, и Игорь Костолевский, Георгий Бурков, оперные дивы и знаменитые балерины, отечественные легендарные личности, как Булат Аюханов, Бибигуль Тулегенова, всех не перечесть. И однажды, когда театр им. Лермонтова приехал на гастроли в Усть-Каменогорск, помог мне взять потрясающее интервью с Владимиром Толоконниковым, который откровенно избегал журналистов. "Я с тобой пойду оператором! - сказал твердо он. - Толоконников приходит за час до спектакля, любит в одиночестве покурить на улице. Вот мы его и подловим!" Я уже успела посмотреть несколько спектаклей с Владимиром Алексеевичем, пребывала в восторге от него как театрального актера. И вот подхожу к нему и прошу дать автограф. Протягиваю программку, в которой подчеркнула грамматические ошибки... Он похвалил мой зоркий глаз. И тут я из-за спины протягиваю микрофон: "А теперь интервью от Вас для нашего областного канала!" Актер растерялся, но согласился, думаю, в этом сыграл решающую роль тот факт, что он узнал Пашу. Но тем не менее стал меня провоцировать: "Ну что же вы не спрашиваете про розы, которые выращиваю, про Шарикова? Это же ваш конек журналистов!" На что я парировала, что зрители мало знают его как актера, и это главная цель моего интервью.
Вера и Павел на выставке художника Н. Аштемы
Много было интересного на съемках с Пашечкиным, как я его ласково называла. Расскажу еще одну историю. Мы поехали снимать бывшую разведчицу Людмилу Ивановну Нуйкину, которая приехала из Москвы на побывку к маме в Верх-Убу. Она не дождалась нас и пошла с удочкой на речку Лосиху. Паша приказал мне не расстраиваться, а обыграть эту ситуацию. И мы сняли две трогательно-драматические передачи "17 мгновений из жизни Эрики". Паша прицепил к кофточке героини радиомикрофон и попросил ее продолжать ловить рыбку и просто отвечать на вопросы. В моем профессиональном багаже я считаю эту передачу одной из лучших, с прекрасной съемкой оператора Щербины.
До сих пор неизвестно, как судьба занесла его из родного города Алматы в Усть-Каменогорск. Но считаю, это Провидение Божье, которое нам подарило такого сильного оператора, теплого человека на целых 16 лет.
Родные пенаты
Областная студия телевидения стала родным домом для Павла Анатольевича.
Много лет он был выездным оператором. Потом стал оператором-постановщиком в павильоне. Приходил рано утром, по-хозяйски оглядывал свои владения, где он знал все до мелочей. Сам шил шторы для утренней программы "Рауан", когда хотелось преобразить выгородки. Когда вышел из строя суфлер, это было настоящее бедствие, но он быстро сориентировался. Купил зеркальное стекло, вставил, и ведущие обрели чувство равновесия в прямом эфире. А как он ставил свет со знанием дела и любовью к героям передач! Особенно женщины были рады, что выглядели моложе в кадре благодаря большому Паше.
Опекал молодых, помогая им почувствовать вкус профессии, поверить в собственные силы. Поэтому не случайно его ученики Александр Гутов, Тлектес Умаров (канал "Евразия") называли Павла не иначе, как отец, а он в ответ величал их сыновьями. Телевидение - процесс коллективный. Поэтому он помогал "опериться" и начинающим журналистам, которые впоследствии стали заметными фигурами в СМИ. Татьяна Никольская, ныне ведущий специалист ОТС из Новосибирска, в скорбный день его ухода обращалась в соцсетях со словами: "Не верю! Наставник, коллега и друг, Павел Анатольевич! Вы называли меня ТанюФкой, подбадривали перед эфиром, шутили и всегда находили время, чтобы поговорить "от сердца". Я переехала - интересовались моими новостями… И многим дарили фотопортреты, дядя Паша! Потому что любили людей. И Вас - любили…" Да, самый высокий титул у него был - ДЯДЯ ПАША.
Дядя Паша, отличный мастер фотопортретов, снимал своих "деток" во время передач и после. Диктор Екатерина Зайцева (сейчас работает в Нур-Султане, телеканал "Хабар") отмечает, что самые лучшие ее портреты - от Павла Анатольевича. Он очень ценил творчество Екатерины Рождественской, переписывался с ней и невольно заразился ее необычной формой подачи - съемки в стиле картин известных мастеров. Так с его легкой руки и я стала "Незнакомкой" (картина Крамского). Он был истинным ценителем живописи, в доме у него за всю жизнь собралась большая коллекция полотен современных художников. Помню, как во время ремонта студии кто-то выбросил картину в модернистском стиле. Он сходу назвал имя художника из Средней Азии, чем нас немало удивил…
Картина Крамского "Незнакомка"
Он все успел…
"Служили два товарища" - так можно обозначить крепкую мужскую дружбу талантливейшего журналиста Владимира Дубровского и Павла Анатольевича Щербины. Этот творческий тандем обозначен множеством не только интересных сюжетов, репортажей, но и полноценных документальных фильмов, что по плечу только асам. Для сына Дубровского Ростислава он стал крестным отцом, радовался его успехам. Ростик закончил школу со знаком "Алтын белгi"…
Он все успел - настоял сделать операцию на глаза своей маме Елене Павловне, которую нежно любил, оберегал. Первым, кто взял на руки из роддома внучку Полину, дочь старшей дочери Жени, был опять же он. И очень гордился новым своим статусом Деда.
Успел передать бесценный профессиональный опыт младшей дочери - Василисе, которая серьезно занимается фотографией, работает сценаристом по рекламе.
В последнее время у него появилось хобби - шить для друзей из ярких полотнищ ткани рубашки, пижамы, кепки. И это останется с нами навечно как знак любви от дорогого коллеги и друга - Павла Щербины.
Словно чувствуя, что "широкоформат" его судьбы подходит к концу, в ноябре в Международный День телевидения подарил практически всем в студии, с кем работал, стал близким человеком, кружки, на которых, когда наливаешь кипяток, проявляются их портреты.
P.S. Практически все передачи цикла "Это было недавно, это было давно…" о выдающихся личностях нашей студии к ее юбилею снимал Павел Щербина. Там звучит песня с пронзительными словами: "Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь!" Жизнь человека - это миг во Вселенной. Но именно он соединяет настоящее с будущим. Как это сделал наш Паша. Светлая память светлому человеку!