Усть-Каменогорск
пасмурно
+4°
  • Усть-Каменогорск
    +4°
  • Алматы
    +6°
  • Нур-Султан (Астана)
    -3°
  • Актобе
    -3°
  • Форт-Шевченко
    +9°
  • Атырау
    +5°
  • Караганда
    -4°
  • Кокшетау
    -3°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +4°
  • Павлодар
    -2°
  • Петропавловск
    -3°
  • Тараз
    +4°
  • Уральск
    +3°
  • Шымкент
    +7°
$
494.87
-0.33
520.65
-1.69
¥
68.34
4.91
-0.03
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Григорий Прыгов
Источник:
Устинка LIVE

Декретные материалы: женщин ВКО просят вернуть 42500 тенге, выданные во время ЧП

Эпидемия коронавируса, грянувшая в прошлом году, ударила не только по здоровью многих казахстанцев, но и по их кошелькам

Среди жителей Республики немало тех, чьи зарплаты заметно сократились на фоне кризиса из-за лихорадящей весь мир заразы. Некоторые и вовсе остались без дохода, необходимого для оплаты элементарных бытовых нужд, передает корреспондент Устинка LIVE.

Еще в самом начале эпидемии стало понятно, что введенное в стране ЧП сильно влияет на благосостояние казахстанцев. Тогда власти РК решили поддержать граждан и назначили ежемесячное пособие 42500 тенге людям, которые работали официально или неофициально и потеряли доходы из-за ограничений, связанных с введением чрезвычайного положения.

Эта мера сразу же вызвала шквал недовольства со стороны населения. Многих возмущал не слишком впечатляющий размер предназначенных выплат, другие же сердились из-за бюрократической волокиты, через которую приходилось проходить на пути к спасительным 42 тысячам.

Сейчас, спустя год после введения ЧП, когда, казалось, шумиха вокруг пресловутых пособий утихла, проблемы, связанные с ними, продолжают возникать у некоторых местных жителей.

Ой, мамочки!

С неожиданной проблемой столкнулись уходящие в декретный отпуск жительницы ВКО, которые оформляли пособие по уходу за ребенком в возрасте до года. Будущие мамы рассказывают, им стали поступать звонки из Межведомственного расчетного центра социальных выплат (МРЦСВ) по ВКО с просьбой вернуть выплаченные в период карантина ежемесячные пособия. У кого-то долг составляет ровно 42500 тенге, кому-то нужно возвратить более значительную сумму.
- Недавно я подала заявку на получение пособия по уходу за ребенком до года, - рассказывает жительница Усть-Каменогорска по имени Татьяна. - Мне позвонили из расчетного центра и сообщили, что раз я дважды в прошлом году получала ежемесячную выплату и одновременно работала, то должна вернуть около 85 тысяч тенге. Я спросила: почему нужно что-то возвращать за два месяца? Ведь в течение одного из них дохода у меня реально не было.
По словам Татьяны, вопрос решили в ее пользу, и она вернет только 42500 тенге, которые ей необоснованно выплатили в один из карантинных месяцев. Пособие по уходу за ребенком до года ей все-таки назначат.

У другой жительницы областного центра Дианы Кирилловой (имя и фамилия изменены) ситуация сложнее. Занятие индивидуальным предпринимательством и собственная предусмотрительность стали причиной проблем с получением пособия по беременности. Сейчас Диана на восьмом месяце беременности, и ей грозит отказ в выплатах от ГФСС.
- Мне тоже позвонили из МРЦСВ. Сообщили, что у меня были отчисления в пенсионный фонд в тот момент, когда мне платили пособие во время ЧП, - объясняет горожанка. - Все дело в том, что у меня патент на деятельность - я работаю в сфере индустрии красоты. Чтобы часто не отвлекаться, прошу своего бухгалтера продлить его на полгода вперед. В декабре 2019 года я в очередной раз продлила патент до 30 июня и сделала все отчисления сразу за шесть месяцев в налоговую службу и в пенсионный фонд. Поскольку сама себе начальник, то решаю это самостоятельно.
Как говорит Диана, в марте прошлого года грянуло ЧП, и ее услуги резко стали не востребованы у населения, салоны красоты закрылись. В тот период доходов у нее не было. Однако необходимые отчисления государству уже были сделаны, и теперь ее заявку на пособие для декретниц не одобряют.
- В МРЦСВ утверждают, что я работала в период ЧП и карантина, - жалуется Диана Кириллова. - Им все равно, что я сама перевела деньги заранее, они и понимать ничего не хотят. Считают, раз были отчисления - значит, работала. А я три месяца сидела без дела, получала выплаты от государства. В середине мая от меня потребовали вернуть всю полученную за тот период сумму в течение пяти дней. Это около 150 тысяч тенге! Пригрозили отказом в оформлении декретного пособия. Откуда я возьму столько денег, да еще так быстро? Я на восьмом месяце и не могу работать в полную силу, как раньше!
По словам Дианы, она написала пояснительную записку в филиал Государственного фонда социального страхования (ГФСС), где изложила свои доводы. Записку передали в МРЦСВ, но на скорое решение вопроса она не надеется. Как говорит горожанка, обращения индивидуальных предпринимателей рассматривают в течение месяца. Многие знакомые будущей мамы, столкнувшиеся с той же проблемой, уже вернули выданные в прошлом году пособия.

Возврат по доброй воле

Мы обратились за разъяснением ситуации в филиал ГФСС по ВКО. Там призвали восточноказахстанцев не беспокоиться по поводу оформления декретных и прочих пособий.
- Чтобы поддержать часть населения, оставшуюся без дохода в период ЧП, из средств фонда с 16 марта по 16 апреля прошлого года мы выплачивали людям по 42500 тенге, - объясняет директор областного филиала ГФСС Нурлан Кыстаубаев. - Затем период выплат продлили еще на месяц, с 16 апреля по 10 мая. За этот срок также выдали нуждающимся по 42500 тенге. После этого ограничительные меры ввели еще раз на месяц с 5 июля. Людям вновь выплатили пособия на ту же сумму. Потом меры продлили еще на полмесяца и, соответственно, нуждающимся дали по половине от положенного пособия - 21250 тенге. Общая сумма выплат для каждого в тот период составила 63750 тенге. То есть максимальная сумма долга за все периоды ограничительных мер, вводимых в 2020 году, для каждого составляет около 140 тысяч тенге.
Но возвращать эти средства, по словам Нурлана Кыстаубаева, должен не каждый, кто их получал. Вернуть выданные государством в качестве помощи деньги рекомендуют лишь тем, у кого при проверке обнаружили социальные отчисления за апрель, май или август 2020 года.
- Сейчас, к примеру, когда женщины обращаются за декретными выплатами, мы просим предоставить приказы об отпуске без сохранения заработной платы в связи с ЧП и карантином, полученные на рабочем месте в прошлом году, - продолжает Нурлан Кыстаубаев. - Если они не могут их предоставить, мы рекомендуем вернуть выданные пособия. Проверяем сейчас, потому что когда назначали выплаты год назад, такие проверки не проводили. Тогда в Правительстве сказали: мы вам верим, если вы обращаетесь - значит, вам положено. Но отметим, что в форме заявления на выплату была отметка, что заявитель несет ответственность за предоставление ложных сведений о потере дохода в период ЧП и карантина.
Нурлан Кыстаубаев подчеркивает, что сейчас не сталкиваются с проблемами возврата 42500 тенге те заявители на пособия, которые действительно находились в отпуске без сохранения заработной платы в период ЧП и карантина и получали тогда помощь от государства.

При этом в филиале ГФСС по ВКО уверяют, несмотря на то что во время ЧП отдельные люди обращались за выплатой 42500 тенге и продолжали трудиться, получая заработную плату, повсеместных проверок для выявления тех, кто должны возвратить выданные в прошлом году пособия, не будет.
- В данный момент заявки на пособия подают те, у кого возник социальный риск потери дохода, к примеру, из-за беременности и родов, - поясняет Нурлан Кыстаубаев. - Наш фонд всегда открыт для компенсации людям части доходов при социальных рисках. И сейчас мы не отказываем в оформлении пособий тем мужчинам и женщинам, которые не возвращают выданные в период ЧП и карантина деньги даже если они воспользовались помощью от государства, продолжая получать зарплату в прошлом году.
По словам Нурлана Кыстаубаева, фонд через НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по ВКО дает только рекомендации по возврату денег, никакого принуждения граждан нет. У кого-то просто нет финансовой возможности вернуть деньги, и повторно рекомендовать таким людям возвратить полученное год назад в фонде не будут.
- По закону, призывая некоторых людей вернуть средства, государство находится в правильной позиции, - выражает мнение член Палаты юридических консультантов ВКО Андрей Романов. - Ведь право на получение выплат имели только те, у кого действительно произошла утрата дохода в период ЧП и карантина. Однако, я думаю, информирование населения о подобного рода последствиях со стороны властей все-таки было недостаточным.
Нурлан Кыстаубаев, напротив, считает, что вины государства в возникших проблемах нет. Как отмечает глава фонда, Правительство, финансово помогая гражданам в период карантина, решило поверить людям на слово, а значит, проблемы у некоторых жителей возникают сейчас из-за их же недобросовестности. Особенно если учесть тот факт, что в форме заявления на выплаты была отметка об ответственности за предоставление ложных сведений о потере дохода в период ЧП и карантина.

P.S. При подготовке материала к печати заявку Дианы Кирилловой на получение пособия по беременности одобрили.

К сведению

По информации филиала ГФСС по ВКО, социальную выплату по потере дохода в период ЧП в ВКО с 16 марта по 11 мая 2020 года получили 295 тысяч человек на общую сумму 12,5 миллиарда тенге (из них по Усть-Каменогорску - 70 тысяч человек на общую сумму 2,9 миллиарда тенге).

Единовременную социальную выплату по потере дохода из-за введенных ограничений в ВКО с 5 июля по 16 августа 2020 года получили 156 тысяч человек на общую сумму 6,9 миллиарда тенге (из них по Усть-Каменогорску - 35 тысяч человек на общую сумму 1,5 миллиарда тенге).

Единовременную социальную выплату два миллиона тенге работникам системы здравоохранения ВКО при заражении коронавирусом или вирусной пневмонией получили 623 человека. Еще восемь семей медиков области, умерших от коронавируса, получили по десять миллионов тенге.

В тему

Как сообщили в филиале ГФСС по ВКО, с января по апрель этого года в ВКО рекомендации по возврату денег направили 159 женщинам, подавшим заявку на пособия по беременности и родам. При этом 153 из них вернули деньги, шестеро доказали, что рекомендация была необоснованной.
Следующая →