Усть-Каменогорск
малооблачно
+11°
  • Усть-Каменогорск
    +11°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +8°
  • Актобе
    +14°
  • Форт-Шевченко
    +20°
  • Атырау
    +18°
  • Караганда
    +14°
  • Кокшетау
    +7°
  • Костанай
    +11°
  • Кызылорда
    +23°
  • Павлодар
    +9°
  • Петропавловск
    +6°
  • Тараз
    +17°
  • Уральск
    +10°
  • Шымкент
    +19°
$
443.37
+1.32
474.49
+0.35
¥
61.24
+0.17
4.83
+0.09
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Галина Пестрякова
Источник:
Устинка LIVE

ВИЧ уже не бич: 16 мая отмечают Всемирный День памяти людей, умерших от СПИДа

Никто не застрахован, как и любая болезнь, ВИЧ не выбирает - он поражает: в ВКО с диагнозом ВИЧ на учете состоит более трех тысяч пациентов

Новых случаев заболевания, как констатируют специалисты, выявляется больше трехсот за год, передает корреспондент Устинка LIVE. Врачи отмечают позитивную динамику за последние три года - тенденция к снижению уровня числа больных пусть небольшая, но есть.
- Пока идет снижение показателей по сравнению с 2019 годом, - говорит руководитель КГКП "ВКО Центр по профилактике и борьбе со СПИД" Марина Жеголко. - Мы считали, что это связано с тем, что в период ограничительных мер народ меньше обследовался, но выяснилось, что в 2020 году сдали анализ всего на 2% меньше людей, нежели в 2019-м, а снижения заболеваемости было чуть больше. К тому же надо учесть, что неправительственный сектор помогает нам в охвате уязвимых групп населения обследованием, то есть экспресс-тестированием. И в этом году, если брать цифры за четыре месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, у нас выявлено на 29 случаев больше. В основном (82%) - это люди в возрасте от 20 до 49 лет - трудоспособное, активное население фертильного возраста.
По словам Марины Жеголко, сложная эпидемиологическая ситуация в районе Алтай, Шемонаихинском и Глубоковском районах, городах Усть-Каменогорске, Риддере. Во всех районах региона есть ВИЧ-инфицированные, состоящие на учете в Центре.

Просто хроническое заболевание…

Самое печальное, что зачастую больные выявляются, когда у них уже видна клиника инфекции и ситуация уже тяжелая.
- Обычно это те, кто заражены от трех до пяти лет назад, - продолжает специалист. - Активно мы выявляем бессимптомных больных, когда проводим эпидрасследование и сами ВИЧ-инфицированные приводят своих половых партнеров или когда к нам приходят инъекционные наркоманы. Но когда поступают пациенты с "клиникой", мы не успеваем им назначить лечение, они умирают.
Сегодня песня Земфиры со словами: "У тебя СПИД, и значит, мы умрем!" уже не имеет былого смысла. Ее посыл был понятен еще в начале двухтысячных. Медицина шагнула с тех пор далеко вперед.
- Сейчас есть возможность получать лечение - АРТ (антиретровирусная терапия - прим. авт.), и у человека будет нормальное здоровье, - отмечает Марина Владимировна. - Все бесплатно, в рамках ГОБМП. Лечение специфическими препаратами - одна из мер профилактики. Человек, который его получает, добивается эффективности - присутствие вируса в крови приводится к минимуму. Он становится почти незаразным для своего полового партнера.
ВИЧ-инфекция сейчас - хроническое длительно текущее заболевание. Пока препарата, который бы полностью вылечил вирус, нет, но государство закупает дорогостоящие лекарства. Схема лечения составляет всего одну(!) таблетку в день. Когда-то их было шесть. Ученые разрабатывают инъекцию, чтобы ставить укол лишь раз в месяц.

Сегодня врачи Центра вводят новую профилактическую меру. Раньше существовала только постконтактная профилактика - когда человек уже вступил в опасную связь, ему давали ряд препаратов. Теперь появилась еще доконтактная.
- Используют ее дискордантные пары - когда кто-то из партнеров ВИЧ-положителен, - поясняет Марина Жеголко. - Тот, у кого нет ВИЧ, получает специфические препараты до того момента, пока у партнера с положительным ВИЧ-статусом не возникнет снижения вирусной нагрузки и он не перестанет быть заразным, - примерно полгода. Начали доконтактную терапию только в этом году. У нас на учете более 3000 пациентов и, чтобы затормозить передачу ВИЧ, нужно, чтобы 90% людей лечились. Сегодня 74% получают АРТ. Но иногда они бросают пить лекарства…
"Уколоться и забыться…"

Тут на помощь медикам приходят аутрич-сотрудники, работающие по принципу "равный - равному", общественники и представители НПО.
- Это психология, - продолжает врач. - Не все лица, употребляющие наркотики, хорошо проходят лечение, они остаются заразными для других, но это их меньше всего волнует.
Осложняется ситуация тем, что наркопотребители переходят на "синтетику", которая быстро разрушает психику.
- Мы начали проводить профилактическую работу с инъекционными наркозависимыми с 2000 года, - рассказывает Марина Жеголко. - Но до сих пор, спустя 21 год, мы проводим исследование среди этой группы, и поведение у людей меняется медленно.
Когда медики Центра по профилактике и борьбе со СПИД только начинали исследование, 9-10% лиц, употребляющих наркотики инъекционно, использовали стерильные инструменты. По данным за 2020 год, это 11,5%. То есть сознание наркозависимых изменить очень трудно.
- Снимали у нас фильм, - рассказывает заведующий организационным отделом КГКП "ВКО Центр по профилактике и борьбе со СПИД" Юрий Круг. - Наркозависимая девушка рассказывает, что она все знает про ВИЧ. У нее ломка. Ей дают шприц и сообщают, что в нем доза, но игла ВИЧ-инфицирована. Девушку спрашивают: "Вы уколитесь?" И она отвечает: "Да, сначала я уколюсь, а потом буду думать про ВИЧ"…
Больше 1000 состоящих на учете в ВКО с ВИЧ - женщины, 78% из них фертильного возраста. Основная часть пациентов - мужчины. 70% состоящих на учете - потребители инъекционных наркотиков. Эти пациенты в поисках очередной дозы "синтетиков" забывают о том, что нужно пить препараты.
- Если говорить о наркотиках, когда-то был героин, - отмечает руководитель ОО "ПЛЖВ "Куат" Андрей Чернышов. - Стоил он дорого, и потребителей было легко отследить, они группировались. С ними было легче работать. Теперь "сидят на синтетике". Покупают и потребляют поодиночке. Когда мы на них выходим, их уже сложно и поздно реабилитировать.
А пока общественники пытаются посильно помочь, разорвав информационную цепочку, сотрудничая с полицейскими. Создан специальный чат, куда они скидывают фото граффити с привязкой к местности. Пока одни регистрируют факт преступления, другие уже закрашивают рекламу "синтетиков".

Остается проблемой и отпуск рецептурных лекарств без рецепта.
- Препараты продаются практически бесконтрольно, - отмечает Андрей Чернышов. - Если в страну поступило 10 тысяч упаковок "Трамадола", то рецептурный отчет должен быть за 10 тысяч упаковок. Однако по рецепту реализуется 10-15%. По закону аптеку сразу закрыть нельзя. Сначала штрафуют. Но надо более жестко подходить - сразу лишать лицензии.
Стигма дискриминации

Немаловажной темой остается стигма дискриминации - навешивание ярлыков на ВИЧ-положительных пациентов. Нередки такие случаи среди медицинских работников. Бывает, что информация о болезни человека муссируется в коллективе, покидает стены медучреждения.
- Существует врачебная тайна о наличии у человека ВИЧ-инфекции, - заостряет внимание Юрий Круг. - Никто не должен ее разглашать. За это есть уголовная ответственность.
Конфиденциальность, существующая в отношении больных ВИЧ, как раз-таки и говорит о том, что существует стигма дискриминации. Хотя любое заболевание человека - это его забота. Никто не должен о нем знать.
- Люди, состоящие на учете, порой боятся приходить в свою поликлинику, потому что к ним определенное отношение у медперсонала, - констатирует Марина Жеголко. - Это одна из преград тому, чтобы пациенты получали полноценную медицинскую помощь. Легко и свободно наши пациенты могут прийти только в наш Центр.
Свою лепту в разъяснении важности ухода от дискриминации ВИЧ-инфицированных вносят общественники.
- Мы проводили тренинги у медперсонала совместно с людьми, живущими с ВИЧ, 50 на 50, - делится Андрей Чернышов. - Это дало результат. С 1 мая реализуем пятимесячный проект по дискриминации среди медработников. Проблема, которую никто не озвучивал - как ведут себя медики, когда в коллективе есть человек с ВИЧ.
Важно, что стигма влияет на качество здоровья людей, имеющих ВИЧ-статус. Не станет ярлыка - будет приверженность к лечению и, как следствие, долгая и здоровая жизнь.

"СПИД - не чума, а больные - не жертвы"
- ВИЧ-инфекция не смотрит на социальный статус, размер кошелька, - говорит Андрей Чернышов. - Никто не может сказать со стопроцентной гарантией: "Я никогда не заболею". В жизни всякое бывает. Многие относятся к людям с ВИЧ-статусом как к жертвам СПИДа. Это не жертва. Он обыкновенный человек. Одно маленькое "но" - у него ВИЧ-инфекция. У кого-то - диабет, и человек не стесняется об этом говорить. У меня ВИЧ. И что-то меняется?'' В моей жизни ничего не меняется! И еще важно понимать, что мы - не жертвы! Были на обучении за границей, и там один умный профессор сказал, что в мире по сути не зарегистрировано ни одной смерти от СПИДа. Все умерли от заболеваний на фоне СПИДа.
Сегодня стоит забыть громкие эпитеты вроде: "чума ХХ века" и "жертва СПИДа".
- Поначалу информация давалась в таком ключе, чтобы напугать, - вспоминает Юрий Круг. - Мы приходили в школы, а учителя говорили: "Напугайте их посильнее, чтобы они боялись!" Такой настрой был. Мы по сей день пожинаем плоды старых "страшилок".
И правда, больные умирают в стадии СПИДа. ВИЧ-инфекция - это сниженный иммунитет, потому развиваются заболевания, которые и влияют на смертельный исход. Хотя по сути бояться уже нечего. Достаточно просто знать об инфекции и уметь пользоваться этими знаниями.

16 мая - Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа (отмечают ежегодно каждое третье воскресенье мая). Впервые он был организован в 1983 году в Сан-Франциско (США) группой американцев, которых лично коснулась проблема СПИДа (либо заболели их близкие).

Всемирный день памяти проводят чтобы вспомнить о тех, кто умерли от последствий СПИДа, выразить солидарность с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, информировать общество, заставить задуматься о том, что эта болезнь может коснуться каждого из нас.

В 1997 году в Усть-Каменогорске выявили первого пациента с ВИЧ. Он жив и чувствует себя здоровым.
Следующая →