Как тьюторы помогают особенным детям
Дети - всегда счастье для родителей, мамы и папы желают своему чаду самого лучшего в жизни, и даже если он чем-то отличается от сверстников, будут любить его, невзирая ни на что
К сожалению, есть дети, лишенные зрения, слуха, возможности ходить и воспринимать мир таким, каким привыкли его чувствовать мы… Но никакие обстоятельства не должны лишать особенных ребятишек прав, присущих остальным, в том числе права на образование, передает корреспондент Устинка LIVE.
Безусловно, методика обучения особенных деток должна отличаться от общепринятой, к каждому нужен индивидуальный подход. Два года назад корпоративный фонд "Болашак" начал внедрять инклюзивное образование в некоторые школы Усть-Каменогорска. В сентябре 2019 года распахнули свои двери три кабинета поддержки инклюзии (КПИ) на базе школ №№15, 26, 39.
По зову сердца
Ранним солнечным утром направляемся в КГУ "Средняя школа №26". Здесь весело, шумно, тепло, душевно - дети вернулись за парты! Журналистский интерес взял верх, подхожу к ребятне и спрашиваю: "Как больше нравится учиться: в школе или дома?".
Ребятня в один голос отвечает: "В ШКОЛЕ!". По словам учеников, обучаясь дистанционно, им не хватает объяснений учителя - по видеосвязи это все равно не то. И, естественно, они скучают друг по другу, по школьной атмосфере, спорам и беседам. Ни одна суперсовременная компьютерная программа не позволит этого сделать на расстоянии. Ни один Zoom не заменит настоящего общения, а для особенных детей оно просто жизненно важно!
С улыбкой и теплотой нас встречает учитель КПИ Асель Ибраимова. Педагог работает здесь с самого его открытия, хотя несколько лет назад даже не подозревала, что станет тьютором. Судьба распорядилась так, что она освоила новую профессию.
Сейчас здесь учатся в две смены девять детей: с РАС, синдромом Дауна и другими нарушениями. Учитывая их особенности развития, разрабатывается программа образования.
Усилия - каждый день
Как отмечают специалисты, инклюзивное образование идет на пользу всем участникам процесса.
В тему
По информации Управления образования ВКО, на учете в психолого-медико-педагогической консультации состоит 15939 детей, из них проживают в Усть-Каменогорске - 5407.
В школах области обучаются 1827 детей с РАС, синдромом Дауна, слабослышащие и слабовидящие. В шести школах ВКО работают 50 тьюторов, из них 35 в Усть-Каменогорске - средних школах №№15, 26, 39 и им М. Ауэзова. По области созданы условия для инклюзивного обучения в 500 школах.
Обратите внимание!
Ребенку требуется обучение в КПИ, если есть:
К слову
Слово "тьютор" имеет английское происхождение и в дословном переводе означает "наставник".
Следующая →
Безусловно, методика обучения особенных деток должна отличаться от общепринятой, к каждому нужен индивидуальный подход. Два года назад корпоративный фонд "Болашак" начал внедрять инклюзивное образование в некоторые школы Усть-Каменогорска. В сентябре 2019 года распахнули свои двери три кабинета поддержки инклюзии (КПИ) на базе школ №№15, 26, 39.
- Это дополнительное помещение в учебном заведении, где ученики получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от основного учебного процесса в общеобразовательном классе, - рассказали в фонде. - Кураторы обеспечивают методическое сопровождение, разрабатывают индивидуальную программу развития, обучают по ней и ведут консультационную поддержку команды КПИ, которая состоит из учителя и педагогов-ассистентов. Посещать кабинет в сопровождении своего помощника могут ученики разного возраста из разных классов.Мы решили посетить один из них и посмотреть на реальную работу тьютора - персонального педагога-опекуна и понять, каковы его главные обязанности, почему эта профессия так важна.
По зову сердца
Ранним солнечным утром направляемся в КГУ "Средняя школа №26". Здесь весело, шумно, тепло, душевно - дети вернулись за парты! Журналистский интерес взял верх, подхожу к ребятне и спрашиваю: "Как больше нравится учиться: в школе или дома?".
Ребятня в один голос отвечает: "В ШКОЛЕ!". По словам учеников, обучаясь дистанционно, им не хватает объяснений учителя - по видеосвязи это все равно не то. И, естественно, они скучают друг по другу, по школьной атмосфере, спорам и беседам. Ни одна суперсовременная компьютерная программа не позволит этого сделать на расстоянии. Ни один Zoom не заменит настоящего общения, а для особенных детей оно просто жизненно важно!
С улыбкой и теплотой нас встречает учитель КПИ Асель Ибраимова. Педагог работает здесь с самого его открытия, хотя несколько лет назад даже не подозревала, что станет тьютором. Судьба распорядилась так, что она освоила новую профессию.
- Я работала воспитателем в детском реабилитационном центре, в группе с особенными детьми - аутистами. Тяжело было, но интересно, зацепили меня своей необычностью, - признается Асель Болаткановна. - Спустя три года решила сменить место работы. Отправила резюме в фонд "Болашак", одобрили, после прохождения курсов и стала тьютором.Направляемся в кабинет, замечаем выставку: рисунки красками и карандашами, поделки из пластилина. Красота в простоте!
- Это работы особенных учеников, готовили к Всемирному дню информирования об аутизме, - поясняет педагог.В кабинете все сделано для комфортного обучения деток. Предусмотрены сразу несколько зон - для работы с дефектологом, психологом, учебы, групповых занятий, а также место для игр. В перерывах дети могут попрыгать, полежать и отдохнуть. Даже парты в этом кабинете особенные, как "домики". Они сделаны таким образом, чтобы ребенок, несмотря на общее помещение, мог находиться в "своей" зоне комфорта.
Сейчас здесь учатся в две смены девять детей: с РАС, синдромом Дауна и другими нарушениями. Учитывая их особенности развития, разрабатывается программа образования.
- Основная цель КПИ - создание равных возможностей для получения качественного образования детьми с особыми потребностями, безбарьерной, толерантной и дружелюбной атмосферы, - продолжает Асель Ибраимова. - Методика при работе с детьми в КПИ - АВА-терапия. Это академические навыки (грамматика, чтение, математика, письмо, орфография), моторные (крупная и мелкая моторики), речевые (визуальное восприятие, рецептивная речь, наименование, интравербальные реакции, спонтанные вокализации), социального взаимодействия (сотрудничество, просьбы, распорядок дня), самообслуживания (переодевание, прием пищи, уход за собой).У каждого особого ребенка свой тьютор - помощник, который поддерживает, вдохновляет и направляет подопечного. Нагрузка зависит от настроения и состояния ученика.
- Смог самостоятельно помыть руки - можно взять машинку, смог сам одеться - снова можно полежать в гамаке, - рассказывает тьютор. - Так постепенно удается закрепить те или иные навыки. Но на эти, казалось бы, простые вещи часто уходят месяцы.Особенного ребенка социализируют, терпеливо, изо дня в день предпринимаются попытки вместе с тьютором "навестить" будущий класс: сначала только на пять минут, дальше - больше. Адаптироваться к незнакомой обстановке этим детям сложно, поэтому им помогают. И так, пока ребенок не сможет посещать занятия и работать на уроке без помощи взрослого.
Усилия - каждый день
Как отмечают специалисты, инклюзивное образование идет на пользу всем участникам процесса.
- Само понятие "результат" у всех разное - для кого-то это факт, что ребенок с инвалидностью самостоятельно учится в массовой школе. Для меня и для наших работников, которые видели, что было "до" и что есть сейчас, результаты за год колоссальны! - с гордостью отмечает Асель Болаткановна. - Причем академические знания - научился считать и читать - приятны, но не приоритетны.Педагогов особенно радуют приобретенные социально-бытовые навыки. К примеру, раньше девятилетний Данил с РАС убегал от людей и прятался, а сейчас сам может подойти и сказать несколько слов. Победа!
- Такие дети, как Данил, не приобретают навыки общения естественным образом, - поясняет тьютор. - Уметь слушать другого человека, понимать, что он имеет в виду, концентрировать собственное внимание - всему этому им приходится учиться с педагогами и психологами.И еще один результат кропотливого труда - 11-летняя Гульназ с синдромом Дауна на переменах ходит играть к обычным детям, пытается им помочь - сложить книги или игрушки, танцует и даже снимает ролики в TikТok!
- В школе все уже привыкли к особым детям, полюбили, играют с удовольствием, все вместе, - говорит с улыбкой и гордостью тьютор Лязат Сагымбаева, которая сама воспитывает особенного ребенка и не понаслышке знает, как важно найти к ним подход.В каком-то смысле особенные дети живут в параллельном мире, выбраться из "скорлупы" которого, а значит, получить возможность приобрести важнейшие жизненные навыки, для них является сложной, а порой и вовсе непосильной задачей. Но при должной терапии они могут не только освоить школьную программу, но и получить профессию в колледжах и даже вузах! И об этих реальных историях мы расскажем в следующих материалах проекта "Особенная мама".
В тему
По информации Управления образования ВКО, на учете в психолого-медико-педагогической консультации состоит 15939 детей, из них проживают в Усть-Каменогорске - 5407.
В школах области обучаются 1827 детей с РАС, синдромом Дауна, слабослышащие и слабовидящие. В шести школах ВКО работают 50 тьюторов, из них 35 в Усть-Каменогорске - средних школах №№15, 26, 39 и им М. Ауэзова. По области созданы условия для инклюзивного обучения в 500 школах.
Обратите внимание!
Ребенку требуется обучение в КПИ, если есть:
- Поведенческие проблемы, которые мешают нахождению в обычном классе;
- Коммуникативные нарушения;
- Не сформировано восприятие фронтальной инструкции;
- Быстрая истощаемость;
- Асинхрония в формировании навыков;
- Нарушение усвоения учебного материала.
К слову
Слово "тьютор" имеет английское происхождение и в дословном переводе означает "наставник".