Усть-Каменогорск
ясно
+2°
  • Усть-Каменогорск
    +2°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +8°
  • Актобе
    +19°
  • Форт-Шевченко
    +19°
  • Атырау
    +22°
  • Караганда
    +6°
  • Кокшетау
    +8°
  • Костанай
    +6°
  • Кызылорда
    +21°
  • Павлодар
    +6°
  • Петропавловск
    +8°
  • Тараз
    +18°
  • Уральск
    +16°
  • Шымкент
    +19°
$
444.22
+0.37
476.38
+2.08
¥
61.31
+0.06
4.82
+0.02
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Анна Коцарева
Источник:
Устинка LIVE

По ту сторону кулис: ко Всемирному дню театра приоткроем завесу кузницы волшебства

Они не видят в том, что делают, ничего экстраординарного, но для нас, далеких от мира театра людей, это настоящая магия

Много раз приходилось наблюдать, как забавный сценический персонаж превращается в весьма неординарную и яркую личность за занавесом, или как скромный в обычной жизни человек раскрепощается и трансформируется в настоящую звезду перед зрителями, передает корреспондент Устинка LIVE. Волшебство? Отнюдь. Работа!

В преддверии Всемирного дня театра, который прошел 27 марта, мы заглянули за кулисы Восточно-Казахстанского областного драматического театра и узнали, чем живет храм, когда опущен занавес.

За кулисами, как правило, творческий беспорядок.jpg


Диалог между душами

Оказалось, быть актером - это особое состояние, которое не покидает человека ни в стенах храма Мельпомены, ни дома.
- Работа не оставляет никогда, ни по вечерам, ни в выходные, - делится актер Юрий Савин. - Ты вживаешься в роль, сидишь над материалом, прогоняешь его про себя, ищешь какие-то краски. Иначе нельзя.
Как говорит художественный руководитель русской труппы театра Роман Степенский, творческие люди - это "люди-копилки".
- Они наблюдательные очень, все время смотрят за окружающими, выискивают типажи, запоминают детали, чтобы потом воплотить их в своих образах, создав уникального и интересного персонажа, - поясняет Роман Борисович.

Роман Степенский.JPG

Роман Степенский


То есть сценический герой - это не просто прописанная в сценарии задумка драматурга. Это собирательный образ, созданный путем проб, ошибок, общих идей, взгляда самого артиста и его уникальных наборов личностных и внешних качеств как изысканных специй, придающих особый "вкус" персонажу.
- Это одновременно и самое сложное - ощутить себя в той роли, которую ты будешь играть, в ней надо быть целиком и полностью, а не только текстом, и самое приятное - когда то, что ты придумал, получается, - продолжает Юрий Савин. - По ощущениям это сравнимо с тем, будто ты взлетаешь! В такие моменты в воздухе парит особая энергетика: ты чувствуешь и зрителя, хотя на него не смотришь, и партнера по сцене.

Юрий Савин.jpg

Юрий Савин


Понимаете, почему мы никогда не увидим на дверях театра ржавый амбарный замок, почему храм Мельпомены переживет пандемию, взлет современных технологий, LED-экраны, кинотеатры с их спецэффектами и прочее? Потому что театр - это живое, это настоящее, это здесь и сейчас: протяни руку и прикоснись.
- Однажды кто-то спросил, что для меня театр? Я ответил одним словом - откровенность, - делится Роман Степенский. - Откровенность живого искусства для меня - самое важное.
Как стать актером

Это скорее риторический вопрос. Можно быть самым красивым человеком на планете, но на сцене быть максимум декорацией. Можно владеть исключительной гибкостью и четкой дикцией, но так и не суметь вжиться ни в одну роль. Можно бесподобно пародировать всех знаменитостей на свете, но быть при этом скованным. Быть актером - значит сочетать все и сразу.
- Инструмент артиста - его тело. Очень редко артист не владеет своим телом, у нас в основном работают люди с профессиональным образованием, но все равно мы постоянно оттачиваем мастерство, - объясняет худрук.
Актеры посещают занятия по сценической речи, вокалу, хореографии, фехтованию, сценическому движению, сценическому бою, пластике, обмениваются опытом с режиссерами из других городов и даже стран. И опять же этого недостаточно.
- В актерском мастерстве много составляющих. Это психофизика, природные данные, темперамент, то, насколько он разносторонне работает, как верит в предлагаемые обстоятельства - очень много нюансов, - продолжает Роман Степенский. - Творческий человек всегда должен учиться. Если артист сказал, что "он мэтр", он умер.
Поднимается занавес…

И вот когда все репетиции позади, озвучены все сильные стороны и недочеты, ошибки проработаны, остается самое волнительное - суд зрителя.
- В день премьеры за кулисами накалена особая атмосфера, - рассказывает Роман Борисович. - Волнение - это нормально всегда, даже если опыта много.
У каждого артиста есть свой подход. Кто-то любит посидеть в тишине, кто-то делает упражнения для голоса и разминается, кто-то беспокойно проверяет реквизит, гримируется, вычерчивая каждую деталь, другие, заранее распределив свое время, четко следуют плану.
- Сдача спектакля - это всегда сложно, - делится Роман Степенский. - После этого чувствуешь некое опустошение… Некоторые артисты даже не приглашают на премьеру родных, только когда уже "наиграют" роль.
Когда все получилось и зрители аплодируют и несут цветы на сцену, как признается худрук, это своего рода "актерский наркотик". Это не самолюбование, а тонкое, едва уловимое чувство удовлетворенности.

Мозаика мастеров

Театр - это целое производство, скрытое в глубине огромного храма Мельпомены.
- Театр - мозаика из разных цехов, - приоткрывает завесу Роман Степенский.
Все начинается с замысла режиссера поставить ту или иную пьесу. Тогда заведующий труппой и заведующий литературной частью связываются с автором или представителями прав автора, договариваются. Дальше начинается работа художников и заведующего постановочной частью.
- Художник вместе с режиссером обговаривают детали декораций, - рассказывает художественный руководитель. - Сначала делаем эскиз, затем макет - на нем можно посмотреть пропорции, что убрать, что добавить. Потом декорация идет в разработку: заказываем необходимые материалы, и к работе приступают уже столярный, бутафорский цеха, а также художники-оформители. Это очень важно, ведь декорации не только создают атмосферу всего спектакля, переносят нас в то или иное время, плохо сделанный материал люди смотреть не будут.
Не менее важна работа художника по костюмам: определяются стиль, форма, материал. Мастер также предлагает эскизы, вместе с режиссером продумывает детали.

При всем этом нужно учесть, что актерам придется "жить" в этих костюмах и взаимодействовать с декорациями. К слову, иногда на сцене появляются и монтировщики, роль которых на монтаже конструкций отнюдь не заканчивается.
- Например, в спектакле "Принц и нищий" монтировщики играют стражников короля, - раскрывает секрет Роман Степенский. - Порой у них есть слова, и пусть они не актеры, но мы также с ними отрабатываем текст.
Связанные одной нитью

Сложно определить, у кого в театре самая важная роль - у режиссера, актера или представителя любой другой службы. Многое зависит, к примеру, от освещения.

Правильный свет - залог успешной постановки.jpg


- Свет - это одна из ключевых вещей, - делится Роман Борисович. - Он задает атмосферу, влияет на качество спектакля. Поэтому с художником по свету мы тоже плотно работаем.
Вот так общими усилиями создаются постановки, которые заставляют нас, зрителей, трепетать, ловить каждое слово и каждый жест, плакать и смеяться, задумываться и наслаждаться, возвращаться в театр снова и снова. Спасибо уникальному коллективу драмтеатра. Спасибо за возможность смотреть кино вживую, за волшебную атмосферу, которая каждый раз наполняет душу энергией, вдохновляет и обновляет. Поздравляем с профессиональным праздником!

Добавим, в актерском составе русской труппы 28 человек. Режиссеров-постановщиков два: Роман Степенский и Татьяна Баева. Также ставят спектакли и актеры Сергей Воронин, Сергей Астраханцев.

В коллективе пять обладателей звания "ҚР Мәдениет саласының үздігі": Тамара Коблова, Владимир Муравицкий, Алла Латфи, Андрей Воронин, Елена Мищенко.

В Восточно-Казахстанском областном драматическом театре три труппы: русская, казахская и молодежная. Вместе они делят две сцены: большую и малую (камерную), а также репетиционные залы.
Следующая →