Усть-Каменогорск
малооблачно
-13°
  • Усть-Каменогорск
    -13°
  • Алматы
    +2°
  • Нур-Султан (Астана)
    -6°
  • Актобе
    -2°
  • Форт-Шевченко
    +8°
  • Атырау
    +1°
  • Караганда
    -3°
  • Кокшетау
    -9°
  • Костанай
    -7°
  • Кызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -9°
  • Тараз
    -3°
  • Уральск
    +1°
  • Шымкент
    +3°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Евгения Чех
Источник:
Устинка LIVE

Крик одиночества в толпе: сироты ВКО объединились для решения своих проблем

Детей выпускают во взрослую жизнь: лишают прописки, без которой невозможно оформиться в очередь на арендную квартиру, устроиться на работу

В детстве и юношестве о сиротах заботится государство… А дальше? По информации общественников Благотворительного фонда "Саби", до 30% выпускников детских социальных учреждений пополняют ряды правонарушителей, 10% заканчивают жизнь суицидом, передает корреспондент Устинка LIVE. Детей выпускают во взрослую жизнь: лишают прописки, без которой невозможно оформиться в очередь на арендную квартиру, устроиться на работу. Положенное по закону жилье приходится ждать десятилетиями, все это время снимая угол. Многие сироты теряют документы, становясь по сути бомжами.

Но главное, они просто никому не нужны! Их дальнейшее существование никому не интересно, кроме них самих. Наверное, именно осознание этого факта и заставило выпускников детских домов разных лет Восточного Казахстана объединиться для того, чтобы наконец-то вместе попытаться помочь самим себе, достучаться до чиновников, обратить на себя и свои проблемы внимание общества. Теперь у них есть свой Фонд, к слову, первый в стране, а еще настоящий лидер - Александра Талхигова, которая все "прелести" взрослого сиротства испытала на себе.

Беспомощные и бесправные?

Саше всего 28 лет, она выпускница детского дома в Риддере, дальше из Дома юношества в Усть-Каменогорске ушла по собственному желанию, решив "двигаться" самой. Вот уже 10 лет девушка вынуждена снимать квартиру, хотя арендное жилье ей полагается. Воспитывает семилетнюю дочь.
- Я считаю нашей большой совместной победой инициированную сиротами проверку распределения жилья и очередности на квартиры в Усть-Каменогорске, которая прошла в сентябре прошлого года, - делится с нами Александра. - В состав специальной комиссии, помимо сотрудников акимата города, полицейских и представителей КСК, включили и нас, так как мы постоянно жаловались на махинации в этой сфере.
Тогда, по словам общественницы, в ходе инспекции 102 квартир, предназначенных для сирот, выяснилось, что 15 из них больше полугода пустуют, 10 - сдаются третьим лицам, а две официально переданы для проживания несовершеннолетним воспитанникам детдомов, но по факту там живут совсем другие люди.
- В одной из квартир проживал работник облакимата, госслужащий, - возмущается Саша. - То есть ребенок находится в детском доме, так как он несовершеннолетний, а там проживает третье лицо. Это нарушение договора найма. Нам сотрудники соцучреждения начали объяснять, мол, сдают эту квартиру, а деньги поступают на счет ребенка. Однако сколько бы мы ни просили показать по факту подтверждение о переводе средств, никто этого так и не сделал.
По словам Александры, именно по категории "дети-сироты" в нашем регионе выделяют меньше всего арендного жилья. Очередь двигается очень медленно.
- Дают госслужащим, инвалидам, многодетным семьям, нам меньше всех! - поясняет девушка. - Причем представители льготных категорий получают ежемесячные пособия, хоть какую-то поддержку от государства. К примеру, к нам обратилась девочка, полгода назад получила квартиру, а там полдома пустует. На встрече в отделе жилищных отношений Усть-Каменогорска объясняют, что не могут найти тех, кому это жилье выделили. Предложили нам искать, выяснять, делать запросы. Конечно, мы этим займемся, но я не понимаю, почему все эти полгода квартиры стоят пустыми. И это когда сотни, тысячи сирот - очередников с детьми - мыкаются по съемным углам?
По информации руководителя городского отдела жилищных отношений Фархата Жилибаева, в очереди на получение жилья в областном центре стоят 1980 сирот.

Мы не рабы? Рабы - не мы!

По официальным данным, опубликованным на портале "Открытые НПА", за весь 2020 год в Казахстане был трудоустроен всего 821 выпускник детских домов, в ВКО - 138(!). Получить работу сироты не могут по причине того, что сразу после выпуска из Дома юношества лишаются прописки, считает Александра Талхигова.
- Мы ушли из общежития, и все! Дальше - как хотите, - говорит она. - А где прописываться-то? Некоторые находят "добрых" теть и дядь, которым платят от пяти до 10 тысяч тенге ежемесячно за прописку. Остальные вынуждены скитаться без средств к существованию. Даже в Центрах занятости им не могут предоставить вакансии. Работают неофициально, все заработанное идет на жилье. Помочь нам, как правило, некому. За то время, пока живем в детдомах, с родными, если таковые есть, связь теряется, они становятся чужими людьми. Вот и бегаем по замкнутому кругу, без прописки, без жилья, без работы. Что тут говорить о продолжении образования…
На проблемы выпускников детских домов постоянно обращает внимание и детский омбудсмен РК Аружан Саин. По ее мнению, нарушения их прав носят системный характер. И связано это с коррупцией и хищениями.
- У многих детей, которые попадают в государственные учреждения, есть имущество. Мама умерла, но квартира осталась. Есть наследство, которое остается после бабушек, дедушек, есть доли в каких-то домах. Но почему-то все дети выпускаются без жилья. Мы несколько раз помогали выпускникам детских домов бороться за их наследство, которое было продано. Там жили посторонние люди, - отмечает Аружан Саин в прямом эфире на странице Антикоррупционной службы в Facebook.
Она рассказала о случаях, когда приходилось участвовать в заседаниях судов, чтобы вернуть выпускникам детдомов их же недвижимость.
- Оказалось, что договор с новыми хозяевами был подделан, - говорит детский правозащитник. - Это же и нотариусы еще в сговоре. В одном случае, когда дом отсудили детям, его сожгли дотла. Во втором случае его разломали: вытащили все окна, срезали ворота, забор, все провода вытащили, ломом прошлись по каждому метру стен, пола и потолков. Мы искали деньги, чтобы восстановить девочкам дом. Государство должно наложить арест, обеспечить сохранность, решать вопросы по оплате коммунальных, ребенок же не может платить квартплату, но по достижении совершеннолетия он вступает в права. Почему все дети выходят без жилья? Мне кажется, что когда исполняется 18 лет, по каждому ребенку, их не так много, должны быть проведены глубочайшие проверки по имуществу.
Спасение утопающих…

Взрослые сироты из ВКО решили не ждать спасательного круга. Александра Талхигова организовала и официально зарегистрировала Общественный Фонд поддержки детей-сирот.
- Мы по Казахстану были первыми, - отмечает девушка. - Даже тот Фонд, который создан недавно в Нур-Султане, организовался по моей инициативе, я собрала активных ребят по всем регионам. Теперь мы все на связи, работаем вместе, активно и действенно. Рада, что к нам начали прислушиваться акимат, прокуратура, Центр занятости. Но, к сожалению, поддержка пока на уровне обещаний. Между тем мы разработали проект, где четко прописано, какой именно поддержкой будем заниматься.
В первую очередь выпускникам соцучреждений помогут с оформлением документов.
- Уже есть отличный опыт, - делится хорошими новостями Саша. - Одной выпускнице сделали удостоверение. У нее были денежные накопления, поэтому девушка уехала в Алматы, открыла свой бизнес, даже получила грант на развитие дела. Юридические услуги будем оказывать.
В Фонде работает свой дипломированный юрист.
- Я работаю преподавателем иностранных языков в ВКУ, - рассказывает 28-летний Ерсултан Кенесбеков. - Кроме того, имеется юридическое и экономическое высшее образование. С детства чувствовал потребность помогать тем, кто попали в трудную жизненную ситуацию. Помогал по мере сил всегда нуждающимся. Заметил, насколько плохо социализированы выпускники детских домов. Не знают своих прав, не могут самостоятельно оформить документы, не знают, куда обратиться. Вот этим и занимаюсь теперь.
В планах Александры открыть для сирот реабилитационный центр. Место, куда они смогут прийти в кризисное для себя время. Где смогут пожить в течение одного-двух месяцев, где им помогут найти жилье, поставить в очередь на квартиру, восстановить документы, трудоустроить или пройти обучение по специальности.

- Также наши проблемы необходимо поднимать и решать на уровне Правительства, на законодательном уровне, - уверена Александра. - Сейчас, к примеру, мы занимаемся вопросом отмены кабального условия по отмене права приватизации арендного жилья для сирот. Получается, что мы всю жизнь должны платить за аренду этой квартиры, мы фактически рабы государства. Также требуем большего доступа к информации по государственным программам поддержки и льготам бывшим детдомовцам. К примеру, о том, что по льготному кредитованию бизнеса до 5 миллионов тенге в Фонде "Даму" сироты могут не вносить 10%-й первоначальный взнос, я сама узнала случайно. А ведь это большие возможности для нас - надежда на развитие, реализацию своих талантов, на достойную жизнь.
Фонд поддержки сирот ВКО заявил о себе! Видя искреннюю заинтересованность, уверенность в своих силах его создательницы, активность и преданность соратников-единомышленников Александры, реально начинаешь верить, что все у ребят получится. Главное, чтобы столь нужное начинание власти поддержали не только на словах, но и на деле. Как говорится, поживем - увидим…
Следующая →