Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.
"Добрый день, я представляю благотворительный фонд, мы собираем средства на лечение девочки с ДЦП…" - подобные призывы на улицах города знакомы многим жителям Усть-Каменогорска
- Когда я работала руководителем филиала, то каждый волонтер получал по 20% от собранной суммы, еще 10% я забирала себе на заработную плату, что оставалось, оправлялось в головной офис организации, - рассказала в приватной беседе журналисту бывший руководитель одного из филиалов иногороднего(!) благотворительного фонда, чьи сотрудники ежедневно стайками порхающих птичек рассыпались по городу в поисках добросердечных и нескупых людей.Женщина пожелала остаться инкогнито, но подробностями поделилась щедро. Она рассказала, что в будние дни волонтеры, средний возраст которых составляет 16 лет, собирали и приносили в офис порядка ста тысяч тенге ежедневно, в выходные сумма существенно возрастала. Порядка 20 несовершеннолетних ежедневно выходили в город, чтобы научить людей творить добро, свято веря, что сами делают благое дело, попутно зарабатывая для себя. Вот только волонтерами (они работают безвозмездно) их теперь и язык назвать не повернется, разве что наемными сотрудниками фонда, получающими зарплату за свои труды.
- Сколько в конечном итоге попадает к нуждающимся, я не смогу сказать, - резюмирует бывшая сотрудница фонда. - Что-то, конечно, перечисляется на нужды, на которые собирают, чтобы не было претензий.Сейчас в городе появились как минимум две подобных организации, обострив тем самым конкуренцию среди своих сборщиков. Самая известная носит душещипательное название и не может оставить равнодушным никого из имеющих, а не просто носящих сердце в груди - "Дети-ангелы", так звучит ее наименование. Фонд имеет свой сайт (detiangeli.kz) и несколько филиалов по стране, телефон, на который так сразу не дозвонишься и, судя по написанному в Интернете, высокую цель - строительство реабилитационного центра.
- Здравствуйте. Извините, вы не знаете, где находится Благотворительный фонд "Дети-ангелы"? - задаю вопрос молодой особе.
- Здравствуйте, это мы, - отвечает она. - А что хотели?
- А к вам можно трудоустроиться? - говорю я.
- Проходите, подождите немного, через несколько минут подойдет руководитель, - поясняет девушка, имя которой мы не называем по понятным причинам.Пока жду руководство учреждения, расспрашиваю о численном и качественном составе добровольцев, несущих свет в жизнь нуждающихся.
- У нас в основном работают подростки от 14 до 16 лет, около 20 человек, - рассказывает девушка, которой, как позже выяснилось, всего 17 лет. - Сейчас из-за учебы некоторые школьники не успевают заниматься волонтерством.Сажусь на стул, осматриваюсь, складывается впечатление, что это не офис, а каморка. Возвращает в настоящее мужской голос - пришел начальник филиала.
- Мы общественный фонд, собираем средства для детей, болеющих ДЦП, - руководителем оказался молодой парень лет 20-22-х. - Находимся там, где большое скопление людей. Можете работать два, три или даже четыре часа в день с 10.00 до 20.00. Как угодно. Зарплата - 20% от вашего сбора. Деньги собираем на реабилитацию девятилетней девочке (здесь умолчим о ее имени, ибо некорректно - прим. авт.) из Костаная.По словам молодых людей, сбором денег они занимаются по зову сердца. При этом на вопрос, какую сумму нужно собрать для ребенка, добровольцы так и не смогли ответить. Хоть и пытались найти цифру в документах на малышку.
- Если кто-то заинтересуется информацией о девочке, можете показать папку, там все имеется: заявление от опекуна фонду, договор между фондом и опекуном, выписки из больниц, подтверждающие болезнь, свидетельство о рождении девочки и документ бабушки, - говорит волонтер, перелистывая страницы в папке со "скоростью света". - А если люди начнут обвинять во лжи, показывайте номер на коробке, пусть звонят и уточняют информацию.Мне предлагают подписать договор, почему-то называющийся "Договор о предоставлении услуг", но обязующий меня работать безвозмездно. Странно… Выбора нет - заполняю документ, ставлю автограф. Никто не сверяет мои данные, все происходит быстро, формально. Теперь я "волонтер", иду работать…
- В белой накидке, пожалуйста, не курить и не пить, - возвращает меня из состояния задумчивости в реальный мир парень. - Не разбейте стеклянный бокс, он дорогой - стоит 30(!) тысяч тенге. Работать будете с помощницей, она вас постажирует. Надеюсь, вы любите ходить.Девушка отмечает, что волонтерские атрибуты класть нужно в пакет и только на рабочем месте "вооружаться".
- Если люди увидят, что мы в накидках и с боксами выходим из офиса, то толпами начнут приходить, - говорит она. - Многие узнают о нас…Опять странность, разве не логично, что люди и должны знать, где можно оказать помощь нуждающемуся ребенку?
- Зарплата зависит только от себя самого. Некоторые промоутеры (уже не волонтеры?! - прим. авт.) за несколько часов могут "поднять" более ста тысяч, - продолжает девушка. - Раньше собирала за час-два по 15-20 тысяч, сейчас стажирую новеньких. Учу, когда и где нужно вставать поближе к потоку людей или даже останавливать мирно идущих по своим делам прохожих. Нужно всегда здороваться, смотреть в глаза, не бояться… Держаться подальше от торговых центров, их администрация всегда нами недовольна.Сквозь снег, пургу и снежные заносы добрались до Центрального рынка. Надеваю накидку, в руках ящик, документы, переступая через себя, иду к людям с протянутой рукой. Чувствую себя неловко.
- Здравствуйте, давайте поможем маленькой Кате с ДЦП, - произношу рекомендуемое "наставницей" предложение в адрес женщины, немного смущаясь и ожидая, что меня пошлют куда подальше.Не обращает внимания, проходит мимо. Подхожу к мужчине, говорю ту же фразу. Реагирует положительно - бросает в коробку "копеечку". Сразу хочу извиниться перед теми людьми, которые не пожалели своих "кровных", чтобы помочь ребенку. Догнать вас и вернуть деньги не представлялось возможным ввиду постоянного сопровождения сотрудницы фонда, но сумма, которую мы собрали, непременно будет перечислена на благотворительность.
- Так как первый рабочий день, вы заработали 400 тенге - 15% от суммы плюс даю деньги на проезд (возмещает оплату за общественный транспорт - прим. авт.), 5% отдаю помощнице, остальное на лечение девочки, - уточняет молодой человек. - В офисе находимся с утра до вечера, можете приходить и работать.Доверяй, но проверяй?
- Ко мне поступила информация, что неизвестные мне люди собирают деньги на улицах города и привлекают к этому несовершеннолетних, - рассказал руководитель ОФ "Благотворительный фонд "Дети-Ангелы" Михаил Гинц, слова которого приводит местный информационный портал pavon.kz. - Как сообщают жители, деньги собираются в какие-то пластиковые ящики. В фонд данные средства не поступают. Мы уже разместили информацию на официальном сайте о том, что наш благотворительный фонд не собирает деньги на улицах города и тем более не привлекает к подобному сбору денежных средств несовершеннолетних детей.Складывается по меньшей мере непонятная ситуация. Адрес, по которому сейчас находится местное отделение этого фонда, ведь указан на официальном сайте организации. Значит ли это то, что местные активисты работают на улицах на свой страх и риск, а волонтерскую форму и ящички для сбора средств приобрели на собственные средства?
- Мы организовываем сбор средств с помощью проведения публичных мероприятий в торговых центрах, а также привлекаем к сотрудничеству юридические компании, - говорил руководитель организации журналисту вышеуказанного СМИ. - Хочу подчеркнуть, что все порядочные благотворительные фонды отказываются от проведения сбора средств на улицах какого-либо города, тем более с привлечением к этому несовершеннолетних. Те, кто ведут фальшивые сборы, портят репутацию нашего фонда.Мы не беремся судить людей, которые подобным образом реализуют благотворительные и свои цели, для этого есть уполномоченные органы и общественность, перед которой им в конечном итоге ответ держать. Хотя можем с уверенностью сказать - некоторые суммы, которые собирают на лечение детям, все-таки доходят до адресата. Девочка, для которой сейчас "волонтеры" изыскивают средства на улицах нашего и других городов, скоро сможет поехать на лечение. По крайней мере, так сообщила ее бабушка, которой мы смогли дозвониться.
- Волонтеры очень помогают, - сказала Надежда Григорьевна, взявшая опекунство над своей внучкой. - Сообщили, что в конце марта нам соберут нужную сумму и мы поедем на лечение в Нур-Султан.Между тем на сайте указано, что собрано всего лишь 200 с небольшим тысяч тенге, в то время как требуется более миллиона… На вопрос, почему тогда не написано, что сбор подходит к концу, женщина ответила, что не знает - видимо, с бухгалтерией что-то. А люди тем временем продолжают отдавать деньги, отследить потоки которых невозможно.