От правды к истине: путь Абая на сцене драматического театра
Наш корреспондент побывал на премьере драматического спектакля "Дорога к Истине", подготовленного по мотивам эпопеи Мухтара Ауэзова "Путь Абая"
…Поднимается занавес, гаснет свет, зал наполняет легкая ненавязчивая мелодия, передает корреспондент Устинка LIVE. Перед нами бескрайняя золотая степь, на фоне гор Чингиза юрты, пасутся табуны, слышны ржанье лошадей, топот копыт, лай собак, возгласы, детский смех, звук ветра…
Долгожданное возвращение
А вот на сцене появляется Абай (актер Юрий Миронов). Повзрослевший мальчишка вернулся из города после учебы в родные места. Мир кажется ему прекрасным и удивительным, добрым и приветливым. В силу своего возраста он пока не может представить всю сложную систему социальных отношений, противоречия между бедными и богатыми, их вечное противостояние, борьбу за выживание. Абай очарован вновь увиденными степными просторами, ему хочется широко развести руки, нежно обнять породившую его землю, поцеловать ее и тихо прошептать: "Я скучал по тебе"… Аул встречает Абая с радостью.
Улжан (актриса Татьяна Воронина), родная мать Абая, истосковавшись по сыну, считала дни с тех самых пор, как сын уехал в город. Белолицая байбише (байбише - старшая жена у казахов и киргизов), ей за сорок, но еще красивая и моложавая. Улжан слышит крик женщин, но не спешит выбегать из дому. Она обращается к свекрови, почтенной Зере (актриса Тамара Коблова), и делится радостью - Абай приехал! Улжан помогает подняться старухе, берет ее под руку и вместе с нею выходит из юрты. Они обе так ждали своего любимца! Для старой, уже почти оглохшей Зере, внучок Абай дороже всех среди ее многочисленных потомков. После его отъезда в город на учебу она день и ночь молилась за него и скучала, тревожилась о его здоровье и молитвами старалась уберечь от несчастий. Она сумела привить внуку любовь к знаниям.
Особо теплые отношения, сложившиеся между Абаем, матерью и бабушкой, всегда согревали его в трудные минуты, они стали той основой, спасительной звездой, которая всю жизнь хранила его. Эта семейная среда стала опорой его жизненного кредо, любви к ближнему, сочувствия к страждущим. Именно материнская любовь открыла Абаю дорогу к сердцам других людей, научила понимать нужды бедняков, сирот - всех обездоленных.
Одиночество в семье
Но радость встречи большой семьи после долгой разлуки переносит нас в другую сцену. Беззаботное детство Абая закончилось в этот день, когда он стал невольным свидетелем расправы степных правителей во главе с его отцом Кунанбаем над бедными людьми, чьи пастбища приглянулись ему. Они избили одного из уважаемых сородичей.
Огромная черная волна безысходного отчаяния поднялась в груди Абая, обрушилась на сердце и выплеснулась во внешний мир горькими слезами. Тот факт, что именно его отец стоял во главе лицемерных палачей невинных жертв, поразил Абая… Он, словно чахлое растение, худой, с торчащими мосластыми руками и ногами, казался каким-то бледным, выросшим без лучей солнца. Он не знал, кому пожаловаться… Мальчик один-одинешенек! Беззащитный, несчастный. Он понимает, что в семье не найдет справедливости и утешения.
Не великий и не известный
Актеры перебрасываются репликами, держа зал в напряжении, заставляя прислушиваться к каждому слову. И каждая из фраз, а в совокупности тем более, несет в себе глубокий смысл, мотив и призыв.
Режиссера волнует не только тема взаимоотношений Кунанбая с народом, становления Абая как личности, но и любви. Тогжан - первая любовь Абая, чувства к ней он пронес через всю жизнь. Но эти отношения были обречены на провал с самого начала, потому что не отвечали честолюбивым планам отца поэта, который давно уже все решил за сына и женил его на другой девушке.
Абай в безумстве, но это еще не все. Чтобы примирить роды, Кунанбай отдает дочь на воспитание в другую семью. Абай направляется проведать Камшат. До Абая доносится слабый жалобный плач маленького ребенка: так умоляюще могло плакать только больное дитя. Сердце его сжимается от тяжелого предчувствия. Некогда румяная, пухленькая Камшат высохла и побледнела, словно после тяжелой болезни. Ее ручки и ножки стали тонкими. Личико выражало беспомощное страдание. Щеки ввалились и покрылись морщинами, как у взрослого человека, перенесшего большое горе или сильный голод. Измученный, заброшенный ребенок беспомощен. Увы, девочка умирает… дитя похоронили, даже не известив никого из ее близких.
…Абай открыто выступает против своего отца Кунанбая и несправедливости того времени. Это в корне меняет его мировоззрение, сын Великой степи берет ответственность на себя и защищает бедняков во время джута. Получает поддержку бабушки и, самое главное, - отца. Дорога к истине начинается… от мальчика к мужчине!
P.S. Актеры ВКО драматического театра после вынужденной разлуки со сценой открыли новый театральный сезон аншлагом. Постановка "Дорога к истине" вызвала особые ощущения и эмоции как у актеров, так и у зрителей.
К слову, в этом году в Казахстане появился новый праздник - День Абая. Его празднуют 10 августа.
В тему
Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало "осмотрительный, осторожный, миленький".
Поэт мечтал увидеть свой народ просвещенным, развитым и независимым.
Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма "Кара соз", состоящая из 45 кратких притч, или философских трактатов. В этих "словах назиданиях" поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов.
Следующая →
- В драму "Дорога к Истине" по мотивам эпопеи Мухтара Ауэзова "Путь Абая" вошли отдельные эпизоды произведения, раскрывающие наиболее яркие и значимые события из жизни молодого поэта, повлиявшие на становление Абая как личности. Он не хочет мириться с неразумными обычаями, рождаются свое мнение и путь. Абай ведь не сразу родился акыном, просветителем и философом, - рассказывает автор постановки режиссер Татьяна Баева. - Каждая фраза работает на развитие спектакля. Здесь нужно вслушиваться в каждое слово актеров.
Долгожданное возвращение
А вот на сцене появляется Абай (актер Юрий Миронов). Повзрослевший мальчишка вернулся из города после учебы в родные места. Мир кажется ему прекрасным и удивительным, добрым и приветливым. В силу своего возраста он пока не может представить всю сложную систему социальных отношений, противоречия между бедными и богатыми, их вечное противостояние, борьбу за выживание. Абай очарован вновь увиденными степными просторами, ему хочется широко развести руки, нежно обнять породившую его землю, поцеловать ее и тихо прошептать: "Я скучал по тебе"… Аул встречает Абая с радостью.
- Абай, сыночек, сначала дай салем отцу (дать салем - поздороваться, у казахов считается актом уважения - прим. авт.), - произносят старейшины.
- Абай, ты вырос и возмужал, а твои знания также выросли? - задает вопрос Кунанбай (актер Максим Горбанев) сыну.
- Слава Аллаху, отец, - кивает Абай.
- Ступай, поздоровайся с матерями, - говорит Кунанбай сыну.
Улжан (актриса Татьяна Воронина), родная мать Абая, истосковавшись по сыну, считала дни с тех самых пор, как сын уехал в город. Белолицая байбише (байбише - старшая жена у казахов и киргизов), ей за сорок, но еще красивая и моложавая. Улжан слышит крик женщин, но не спешит выбегать из дому. Она обращается к свекрови, почтенной Зере (актриса Тамара Коблова), и делится радостью - Абай приехал! Улжан помогает подняться старухе, берет ее под руку и вместе с нею выходит из юрты. Они обе так ждали своего любимца! Для старой, уже почти оглохшей Зере, внучок Абай дороже всех среди ее многочисленных потомков. После его отъезда в город на учебу она день и ночь молилась за него и скучала, тревожилась о его здоровье и молитвами старалась уберечь от несчастий. Она сумела привить внуку любовь к знаниям.
- Зере - властная бабушка Абая, которую обожали все казахи. Тяжело было вжиться в роль, познать мир казахского народа, менталитет, - признается Тамара Коблова. - За всю работу в спектакле поняла особую важность семьи, отношений между родными.
Особо теплые отношения, сложившиеся между Абаем, матерью и бабушкой, всегда согревали его в трудные минуты, они стали той основой, спасительной звездой, которая всю жизнь хранила его. Эта семейная среда стала опорой его жизненного кредо, любви к ближнему, сочувствия к страждущим. Именно материнская любовь открыла Абаю дорогу к сердцам других людей, научила понимать нужды бедняков, сирот - всех обездоленных.
Одиночество в семье
Но радость встречи большой семьи после долгой разлуки переносит нас в другую сцену. Беззаботное детство Абая закончилось в этот день, когда он стал невольным свидетелем расправы степных правителей во главе с его отцом Кунанбаем над бедными людьми, чьи пастбища приглянулись ему. Они избили одного из уважаемых сородичей.
- Отец, как ты можешь такое делать? Почему такой жестокий, бессердечный? - обращается Абай к отцу.
- Забудется, несчастные! - отвечает Кунанбай.
Огромная черная волна безысходного отчаяния поднялась в груди Абая, обрушилась на сердце и выплеснулась во внешний мир горькими слезами. Тот факт, что именно его отец стоял во главе лицемерных палачей невинных жертв, поразил Абая… Он, словно чахлое растение, худой, с торчащими мосластыми руками и ногами, казался каким-то бледным, выросшим без лучей солнца. Он не знал, кому пожаловаться… Мальчик один-одинешенек! Беззащитный, несчастный. Он понимает, что в семье не найдет справедливости и утешения.
Не великий и не известный
Актеры перебрасываются репликами, держа зал в напряжении, заставляя прислушиваться к каждому слову. И каждая из фраз, а в совокупности тем более, несет в себе глубокий смысл, мотив и призыв.
- В пьесе показана ненависть родов, борьба, жесткость. Кунанбай - непоколебимая скала. Суровый отец с его мощной энергией, притесняющий бедняков, является полной противоположностью Абая, - рассказывает актер Максим Горбанев. - Кунанбай считает, что народ не готов к самосознанию, и сам решает за людей.
Режиссера волнует не только тема взаимоотношений Кунанбая с народом, становления Абая как личности, но и любви. Тогжан - первая любовь Абая, чувства к ней он пронес через всю жизнь. Но эти отношения были обречены на провал с самого начала, потому что не отвечали честолюбивым планам отца поэта, который давно уже все решил за сына и женил его на другой девушке.
- Уже несколько дней длится свадебный той: съедено несчетное количество мясных блюд, выпито объемное количество кумыса, проводятся игры, скачки. И все это из-за двух людей, которые даже не видели друг друга, - с горечью говорит Абай. - Разве это не великое зло: женить помимо воли, не считаясь чувствами, безжалостно разлучив с любимой?
Абай в безумстве, но это еще не все. Чтобы примирить роды, Кунанбай отдает дочь на воспитание в другую семью. Абай направляется проведать Камшат. До Абая доносится слабый жалобный плач маленького ребенка: так умоляюще могло плакать только больное дитя. Сердце его сжимается от тяжелого предчувствия. Некогда румяная, пухленькая Камшат высохла и побледнела, словно после тяжелой болезни. Ее ручки и ножки стали тонкими. Личико выражало беспомощное страдание. Щеки ввалились и покрылись морщинами, как у взрослого человека, перенесшего большое горе или сильный голод. Измученный, заброшенный ребенок беспомощен. Увы, девочка умирает… дитя похоронили, даже не известив никого из ее близких.
…Абай открыто выступает против своего отца Кунанбая и несправедливости того времени. Это в корне меняет его мировоззрение, сын Великой степи берет ответственность на себя и защищает бедняков во время джута. Получает поддержку бабушки и, самое главное, - отца. Дорога к истине начинается… от мальчика к мужчине!
P.S. Актеры ВКО драматического театра после вынужденной разлуки со сценой открыли новый театральный сезон аншлагом. Постановка "Дорога к истине" вызвала особые ощущения и эмоции как у актеров, так и у зрителей.
К слову, в этом году в Казахстане появился новый праздник - День Абая. Его празднуют 10 августа.
В тему
Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало "осмотрительный, осторожный, миленький".
Поэт мечтал увидеть свой народ просвещенным, развитым и независимым.
Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма "Кара соз", состоящая из 45 кратких притч, или философских трактатов. В этих "словах назиданиях" поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов.